Адаптация детей раннего возраста в детском саду
Презентация к родительскому собранию Тема: «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»АВТОР:ВоспитательЗаборских Татьяна Николаевна МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:Г.Новокузнецк, кемеровская обл.МБДОУ детский сад № 241
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждениедетский сад № 241 Г.НовокузнецкАвтор- составитель:ВоспитательЗаборских Т.Н.Новокузнецк2016 год.«Адаптация детей к детскому саду»
Что такое адаптация?Адаптация - способность организма приспособляться к изменяющимся условиям. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомымсверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Трудности в адаптацииТрудности адаптации возникают в тех случаях, когда:ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желанием,нарушен режим дня ребенка, повышен уровень тревожности у родителей,тип темперамента ребенка флегматичный или меланхоличный (Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.), наличие у ребенка своеобразных привычек,неумение ребенка занять себя игрушкой,отсутствие у ребенка элементарных культурно-гигиенических навыков,родители обсуждают при ребенке волнующие проблемы, связанные с детским садом.Если ребенка наказывают «садиком» («Вот пойдешь в садик, там тебя заставят»)
Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.К основным критериям адаптации относятся:• поведенческие реакции;• уровень нервно – психического развития;• заболеваемость и течение болезни;• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);- аппетита (норма по истечении 10 дней);- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;1. Легкая адаптация:
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду именно в в этом возрасте, возможно, стоит подождать.Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса
Условия успешной адаптации Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо:Формирование позитивной установки на детский сад, положительное отношение к нему (рассказы об успехах ребенка, похвала).Вселить в ребенка чувство уверенности родителей в правильности действия. Когда ребенок видит уверенность мамы, он автоматически начинает с большим доверием относиться к незнакомому месту. (Мама может сказать, что надо позвонить бабушке и рассказать, что Коля стал совсем большой и пошел в детский сад.)Соблюдение режима дня в домашних условиях (сон- бодрствование, кормление и тд)Постепенно увеличивать время нахождения ребенка в детском саду. При этом маме не стоит постоянно находиться возле ребенка, иначе малыш привыкнет, что мама всегда рядом и когда она уйдет, начнет еще сильнее переживать. Если ребенок утром плачет с мамой при расставании, проанализируйте, может с папой (или другими родственниками) ему будет легче расставаться.
Родителями демонстрируется пример социального поведения (раз мама делает что-то для других детей, значит они тоже хорошие. Пример: поднимет упавшую игрушку другого малыша и тд.)Рацион питания схож с питанием в детском саду.Навыки самообслуживания соответствуют возрасту ребенка.Ритуал прощания короткий, не затянутый (спокойный, убедительный, с указанием времени прихода «после обеда» и т.д.) Взять с собой в сад любимую игрушку, т.к. это дает ребенку чувств безопасности.Чтение сказок на ночь.Одежда должна быть максимально удобной и та, которую «не жалко» испачкать.Совместные игры с ребенком дома в «Детский сад»Частое обнимание, поглаживание.Встречая ребенка задаем правильные вопросы «Что тебе сегодня понравилось? Что тебя удивило в садике? С кем ты сегодня играл?»Заболел – остался дома. Для профилактики вирусных заболеваний чаще гуляйте.
• Ребенок ест с аппетитом;• Быстро засыпает, вовремя просыпается;• Эмоционально общается с окружающими.• Играет.Адаптационный период считается законченным, если:Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребенка к детскому саду невозможно.
Спасибо за внимание!