Статья на тему :Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках родного языка и литературы.

Статья
Самигуллина Гузель Ильдусовна
учитель татарского языка
и литературы высшей
квалификационный категории
МОУ СОШ №22
города Димитровграда


Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках родного языка и литературы.

В школьном возрасте формируются такие базовые мировоззренческие позиции, как этнонациональная самоидентификация, отношение к другим народам и культурам, родным и «чужим» традициям. Огромная роль в этих процессах принадлежит освоению родного и других языков, функционирующих в социуме.
Изучение родной культуры и традиций прежде всего следует начать с усвоения родного языка. Я думаю, все согласятся, что первый пласт культуры, несомненно, это язык народа. Язык следует рассматривать как единое духовно – культурное пространство национального бытия. С усвоением родного языка тесно связано формирование у обучающихся патриотических чувств и толерантности. Любовь к родной земле, к Родине не воспитывается сухими назиданиями, трафаретным советом или же волевым приказом: патриотизм формируется системно, в том числе и в ходе изучения героических образов родной литературы и истории. Та нация, которая неустанно заботится о сохранении и развитии своего языка, по настоящему продлевает свою национальную жизнь.
Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство сохранения национальных культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений.
Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Я вижу свое место в школе, и как учитель, обязан формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, и, наконец, я должна быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляя своих воспитанников на новые открытия.Что же такое творчество? Нахожу ответ в словах В,А, Сухомлинского «это живой, подвижный процесс, который поглощает человека целиком и полностью, и он, приобщившись однажды, становится творцом надолго, а может быть. На всю жизнь”Я пытаюсь формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике.Уровень учебной мотивации во многом зависит от социального окружения, сложившего в классе атмосферы деятельности учителя .Я всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в работе, отстаивая свои позиции, и стараюсь достичь поставленной цели. Мои уроки проходят живо, интересно, эмоционально, нет скучающих лиц, даже нет невнимательных, потому что уроки позволяют детям почувствовать себя исследователями. На уроках всегда доброжелательная комфортная обстановка, основанная на уважении личности ребенка. Важное место в своей работе отвожу творческому мышлению учащихся. Занятия начинаю с 5-10 минутной разминки, в которой решаются творческие задачи разной степени трудности, выполняются ситуативные упражнения, у детей развивается логическое мышление. Задания эти от урока к уроку усложняю, стремлюсь привлечь знания учащихся по общеобразовательным дисциплинам. Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок должен базироваться на предыдущих. Своеобразие педагогического сотворчества состоит в том, что организуется единство деятельной и эмоциональной основы учебного процесса, которое осуществляется в совместных действиях учебных, познавательных, поисковых и других, а учитель выступает как консультант – наставник.Что надо, чтобы стать интересным детям и увлечь их своим предметом? Прежде всего, нужно до тонкостей разобраться в том, что несешь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах все лучшее. Надо любить свою профессию, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня. А чтобы считать себя творческой личностью, необходимо постоянно изучать опыт других и анализировать свои достижения и неудачи. Кроме этого, я должна обладать мастерством изобретателя, талантом артиста, аргументированностью оратора.Не для кого не секрет, на обычных уроках дети быстро устают, интерес пропадает, результаты бывают низкими . Чтобы избежать этого, я стараюсь провести уроки так, чтобы все учащиеся испытывали интерес к предмету.Чтобы создать интерес к предмету, умело использую игровые элементы, првожу уроки-диспуты, уроки- ярмарки, уроки- лекции и. т.д. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения, приблизить его к реальному уровню деятельности.В последние годы, как новое техническое средство, на своих уроках я стала активно внедрять компьютер. Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию гибкость и вариативность. Компьютер мне помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя.Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Я подготовила обширные коллекции иллюстративного и познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей. На открытые уроки и внеклассные мероприятия сделала презентации, слайды.
Обычно мультимедийную технологию использую при подготовке и проведении интегрированных уроков. Например, в компьютерном классе провожу урок татарской литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эту презентацию использую во время уроков – лекции, уроков-бесед. Я считаю, что мультимейдиное пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом..
Применение информационно-коммуникативных технологий помогает удовлетворить образовательные потребности школьников в углубленном изучении татарского языка и литературы.На уроках активно внедряю национально-региональный компонент, который представлен богатым материалом о наследии, о богатствах родного края, народных традициях и языка разных национальностей, живущих в Республике Татарстан. Из всех инновационных технологий меня привлекает развивающее обучение, которое гарантирует формирование широких познавательных потребностей и мотивов полноценной учебной деятельности. При изучении нового материала применяю методы наблюдения и анализа, которые дают ученику ощущение самостоятельности открытия.В процессе предметно-умственной деятельности учащиеся приходят к усвоению и пониманию теоретического материала, к открытию общего и выделению частного. Свою задачу как педагог, я вижу в дальнейшем развитии потребности учебной деятельности, в стремлении школьников к усвоению теоретических знаний. Широко практикую постановку целей урока самими учащимися через формирование общеучебных умений и навыков.С целью мотивации к изучению предмета использую игровые моменты. Это способствует активизации учебной деятельности. Учащиеся активно работают, развиваются. Они высказывают свои мнения смело, используют в речи фразы «По- моему», «Я считаю», «Я думаю», «По моему мнению» и т.д. Серьезную грамматическую работу я организую в форме игры «Путешествие по станциям грамматики». Заранее ученикам сообщается через какие станции (темы грамматики) будут следовать «поезда». Для каждой станции заготавливаются карточки – «билеты». Ученик заполняет свой «путевой лист» (ответы). Если не ответил, для него «путь закрыт», он «сидит на той же станции». Потом он получает вторую карточку на то же правило и «не отправится в дальнейший путь» до тех пор, пока не выполнит задание (пока не заполнит «путевой лист»).Для развития интереса к урокам татарского языка при организации устно-самостоятельной работы на занятиях системно применяю технологию адаптивной системы обучения. При такой технологии обучающая функция учителя сводится до минимума, а время на самостоятельную работу обучающихся увеличивается (соответственно 7 и 40 минут). Учащиеся работают в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально, самостоятельно.Таким образом, подобное обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности.Осознавая значимость исследовательской деятельности в личностном росте школьников, на своих уроках активно применяю и технологию исследовательского обучения. При этой технологии учебный процесс я осуществляю как поиск новых познавательных ориентиров.
Обучающиеся старшеклассники на таких уроках постигают ведущие понятия грамматики, а не получают их от педагога в готовом виде. Основной целью обучения татарскому языку является развитие коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план в качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Путь к этой цели – практическое пользование языком.Реализацию коммуникативной цели обучения я формирую во всех видах обучения: чтения, говорения, письма, аудирования.
Важнейшей характеристикой коммуникативно – ориентировочного обучения для меня является использование связного текста в качестве дидактической единицы учебного материала.На основе связных текстов мои ученики наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, формируют навыки порождения текста.Опора на текст учителю помогает слить воедино процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции. В учебной деятельности придаю значение общению ученика и учителя. В общении с учениками сообщаю им новую информацию, ученики, общаясь друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.Главным средством создания возможностей общения на моих уроках стала специальная система ситуативных упражнений.Это- прежде всего коммуникативные целевые установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, поддерживать сказанное, присоединиться к сказанному, дополнять собеседника (согласитесь, продолжите сказанное); установки, формирующие у учащихся выражать свое отношение к явлениям, событиям, фактам (выразите радость, огорчение, сомнение, удивление); установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора (поправьте меня, объясните, возразите мне).При этом внимание учащихся направляю не только на содержание высказывания, но и на то, что соотносится с их жизненным опытом, с окружающей их действительностью. Все это стимулирует учеников не только на речевую, но и познавательную деятельность.
Речевая ситуация побуждает учащихся к высказыванию, вызывает потребность в общении. В итоге ученики, обучающиеся в русской школе, умеют правильно, логично высказывать свои мысли на своем родном, татарском языке.Развитие интереса к предмету глубоко связано и с развитием индивидуальных способностей учащихся. В классе есть «одаренные» дети, которые стремятся получить высокий процент ЗУН, имея высокий потенциал к обучению. Наряду с ними есть и слабоуспевающие учащиеся. Учитывая эти особенности, широко применяю технологию разноуровневого обучения.
Суть технологии сводится к следующему: для ученика отводится то время, которое соответствует его личным способностям и возможностям, что позволяет ему усвоить учебную программу. При этом учебные группы в классах, где я веду уроки татарского языка, формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения; в процессе каждого обеспечивается переход обучающихся с одного уровня на другой. Я становлюсь как бы дирижером оркестра, где у каждого ученика своя партия.Такое разделение учащихся облегчает их обучение. Но индивидуальные задания на своих уроках не превращаю в средство дискриминации отдельных учеников, наоборот, они способствуют укреплению веры учащихся в свои силы, в возможность преодолеть трудности. Поэтому в моих классах нет неуспевающих. Индивидуализируя задания , имею в виду не только слабых учеников. Ведь в каждом классе есть учащиеся, которые быстрее и успешнее усваивают материал по данному предмету. Я не ограничиваю их работу выполнением лишь заданий среднего уровня, а включаю систему индивидуальных заданий повышенной трудности, олимпиадных заданий, которые способствуют дальнейшему развитию познавательных интересов.Между тем даже трудный материал запомнится без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению татарского языка. Различные опорные схемы, таблицы, видеофильмы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение учащихся к татарскому языку как учебному предмету.Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесбережение становится приоритетной задачей не только родителей, но и педагогического коллектива. Работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Здоровьесберегающая среда создается на уроках, в дополнительных мероприятиях, проводимых во внеурочное время. В своей работе я создаю условия для гармоничного развития личности. При проведении уроков учитываю психологические особенности учащихся. На уроках провожу физкультминутки, зарядки, подвижные и развивающие игры. Проведение подвижных игр способствует укреплению здоровья детей. Интересны рифмовки песен с движениями. Четверостишия о животных, природе, о детях легко запоминаются и делают физкультпаузы увлекательными и полезными. Тексты, звучащие на физкультминутках, сопровождаются движением рук и туловища Жизненно важной необходимостью является проведение зарядки для глаз на уроках. В кабинете висит таблица «Гимнастика для глаз». При помощи этой таблицы я провожу с детьми зарядки, которые снимают усталость глаз.Ученики часто приходят на урок после физкультуры в чрезмерно возбужденном состоянии. В таких случаях провожу дыхательную гимнастику с установками, которая помогает урегулировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Упражнения дают возможность расслабить учащихся и в то же время погрузить их в творческую атмосферу.
Использование иллюстраций к художественным произведениям , связанных с физкультурой и спортом, побуждает учеников к творчеству, а самое главное, создается мотивация для охраны своего здоровья. Проведенные спортивные часы, беседы на оздоровительные темы положительно способствовали укреплению здоровья детей.Среди учащихся болеющих стало мало. Это благодаря здоровьеоберегающим технологиям, которая применяю в своей работе. Результаты образовательной деятельности стали стабильными и устойчивыми, а распределение учащихся по уровню обученности приобрело устойчивый характер. Они достиглись, благодаря эффективному использованию компьютерных, инновационных и здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе.
Наблюдается стабильная результативность по предмету от 75% до 85%.
Интерес к урокам -85%. Ежегодно учащиеся занимают призовые места в олимпиадах и в творческих конкурсах.

15