Из опыта работы Предупреждения нарушений чтения и письма у детей c ОНР III


Язык занимает важное чрезвычайное место в развитии ребенка. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка.
Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему в основную задачу начальной школы обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных недочетов ее.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, т.к. информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материалом. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
В данной работе мне бы хотелось поделиться опытом работы с детьми логопедических групп по предупреждению специфических ошибок чтения и письма.
Дисграфия и дислексия у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико – фонематического и лексико – грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звука.
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Формирование связанной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа.
Совершенствование пространственно – временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации серий включающих несколько различных движений (тест Озирецкого «кулак – ребро – ладонь» и др.
Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа пальцев рек, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
Расширение «поля зрения» ребенка.
Развитие тактильных ощущений: необходимо узнать какую букву «написали» на спине, руке, в воздухе рукой ребенка, узнать букву на ощупь.
Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек из элементов букв, реконструирования букв.
Работа по обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Решение всех задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Остановлюсь лишь на тех видах заданий, которые я использую в работе на логопедических занятиях.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне
буквы.

1. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Определить на ощупь, какая в руках буква, назвать ее (буквы печатные и прописные).

3. Найти недостающие элементы буквы. Игра «Буква сломалась».

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

4. Демонстрация букв в разном положении:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


5. Нахождение букв в геометрических фигурах.
Предлагается отыскать спрятавшиеся буквы:
(О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, Х, Э)

6. Поиск букв наложенных друг на друга.

Предупреждение ошибок чтения и письма
на уровне слога.

Составление схем слогов с использованием цветных фишек (кружочков): гласные – красного цвета, твердые согласные –синего, мягкие согласные – зеленого цвета. И обратное задание: по данной схеме назвать слог.
2. Чтение слогов по кубикам Зайцева и по слоговым таблицам.
Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и др. Придумать слова с данным слогом.

Предупреждение ошибок чтения и письма
на уровне слова.

Отгадывание ребусов
Деление слова на слоги, подсчет количества слогов в слове,
выделение ударного слога.
Подбор слов к слоговым схемам:
-------------- ------------ -----------------
КАША ЛУНА КОРОВА

Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами

-----А---- ---А------А-- --А---А---А---- -------О----О---И----
МАК РА МА АНАНАС КРОКОДИЛ

Так же дается и обратное задание. Это задание мы выполняем для того, чтобы дети запомнили, что в слове столько слогов, сколько гласных.
Составление звуковых схем слов.
Подбор к данному слову родственных слов.
Исключение лишнего слова.
Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.
Преобразование слов – замена в слове одного звука (буквы). Для получения нового слова:
Райка – гайка – шайка – сайка – майка – лайка – чайка.
10.Чтение слов в обратном порядке.
11.Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова:

Б А Т Р И В БРИТВА

Д О А М МОДА

12. Придумывание лесенок слов на данную букву в определенной позиции, разгадывание кроссвордов, чайнвордов
МАК
МРАК
МОЛОТ
МОЛОКО

КОМ
ГРОМ
ЛУКОМ
ДОБРЫМ

а) В печь его сперва сажают, б) По горам и долам
А как выйдет он оттуда, Ходит шуба и кафтан.
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.


13. «Потерялась буква» - игра.
14. Подбор синонимов к сущ-м, прилагательным, глаголам.
15. Подбор антонимов к данным словам.
16. Работа с омонимами.
17. Для работы с предлогами используется схема, где предлог – маленький человечек.




НА




18. Дифференциация предлогов и приставок.
19.Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.
Использование настольной игры «ПОЛЕ ЧУДЕС», игры придумывание других слов с данными словами, буквами:
ЧАСТЬ - Ь + УШКО - О + И = ЧАСТУШКИ
20. Чтение слов по полубукве.
21. Работа с изографами.
На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
22. «Скажи ласково» - игра.
Бак – бачок – бачечек
Знак –значок – значечек
23. Образование сравнительных наречий:
Я говорю громко, а вы еще громче.
Легко – легче
24 Игра «Собери слово из слогов»
КИ, ЧУЛ ЧО, ПЛЕ
ЛАН, ЧУ КА, ТОЧ
25. Образование сущ-х, обозначающих профессии:
Чистит обувь –
Выращивает сад –
Дрессирует животных –
26. Дидактическая игра «Назови отчество сына»:
У Глеба – сын Глебович
У Ивана –
У Петра –
У Сергея –
У Михаила –
27. Образование относительных прилагательных
трикотаж – костюм какой? – трикотажный
береза – сок какой?
шерсть – свитер – какой?

Предупреждение ошибок чтения
и письма на уровне словосочетания.
Сочетание существительных с прилагательными.
Кто больше подберет слов к прилагательному, отвечающих на вопросы:
Какой?, Какая? Какие? Чей?, Чья?, Чье?
Подбор сущ-х к прилагательному
-О чем можно сказать: голубой, голубая, голубое, голубые.
Игра «Помоги Незнайке исправить ошибки»
Теплая молоко
Зеленый лужайка
Игра «Помоги Буратино поставить нужное окончание:
Вечер длин
Погода тепл
Пальто зимн...
Сочетание существительных с глаголами.
Прийти к .
Уйти от .
Войти в
Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа сущ-го:
Саша подошла - Саша подошла
Сочетание сущ-х с числительными
Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,..,5,10 с существительными:
Один гриб, два гриба, три гриба, , пять грибов, , шесть грибов,  и т.д.

Предупреждение ошибок чтения и письма
на уровне предложения.

Составление предложений по схемам:
Праздник.
Праздник наступил.
Наступил долгожданный праздник.
Наступил долгожданный веселый праздник.
2. Составление к схемам к данным предложениям.
3. Составление схем предложений по интонации и наоборот.
Составление предложений с данными словами:
Рыба, море, в, плавать
Шар, подарить, красивый, Рита.
Игра «Слово потерялось»
Вставить в предложение нужное слово:
Красногрудые снегири прилетели деревню.
Красногрудые снегири в деревню.
Красногрудые прилетели в деревню.
.. снегири прилетели в деревню.
Выделение границ предложений в тексте.
Соединение частей разорванных предложений.
Списывание предложений.

Предупреждение ошибок чтения и письма
на уровне текста.

1. Чтение дифференцированного текста, где существительные заменены картинками.
2.Составление рассказов по серии картин, по одной картине, по заданному началу или концу, по опорным сигналам или опорным словам.
В тексте определить порядок следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.

Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать ему художественную литературу, которая позволяет решать многие задачи. Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая является образцом для подражания. Грамотная, связанная устная речь – залог успешного обучения ребенка в школе.









13PAGE 15


13PAGE 14515




Times New RomanTimes New RomanTimes New Roman15