Конспект урока по окружающему миру на тему Земля и люди Московского государства (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру.
Тема: Земля и люди Московского государства.
Тип урока: комбинированный.
3В класс
Цель: Познакомить учеников с жизнью и бытом Московского государства.
Задачи:
Создать условия для формирования у учащихся образов разных жителей Московского государства.
Организовать деятельность по развитию речи, мышления, умению работать с книгой, развитию коммуникативных умений.
Работать над воспитанием чувства патриотизма и гражданственности через исторические примеры, уважительного отношение учащихся к опыту и жизни наших предков, которые потратили много времени и сил на обустройство России.
Оборудование:
учебник Д. Д. Данилов, С.В. Тырин «Вводный курс истории и обществознания. Моё Отечество» 3-ий класс (часть 2);
карточки с опорными словами и пословицами;
рабочая тетрадь «Моё Отечество».
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
Добрый день. И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю нам плодотворной работы на уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени.
II. Актуализация знаний.
Для начала вспомним, с каких исторических событий начались времена Московского государства
Что нового вы узнали об А. Рублеве? С. Радонежском? Дмитрии Донском? Иване III?
Что объединяет этих людей?
III. Проблемная ситуация.
- А теперь давайте перенесёмся на 500 лет назад, во времена когда о чудесах современных и слыхом не слыхали. Слайд 6 - Рассмотрите избу, её убранство.
-Что вы видите? Опишите, как выглядит изба внутри.
На стене развесили лапти, пучки сушёных трав. Вместо электрических лампочек использовали горящие щепочки - лучины. Много места занимала печь, которая отапливала избу и служила для приготовления пищи. Жилось людям трудно, но они не унывали. Если избу строить, то не просто так, а чтобы любо-дорого было: крышу коньком украсить, окна - наличниками резными. Ведь изба символ семейного очага, основательности, прочности. Слайд 7
Если работа трудная, то с песней её делами, да такой, что заслушаться можно!
А мудрость человеческую предки наши превыше всего ценили и сохранили её в поговорках да пословицах.
До наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства. Вы должны составить из слов пословицы и объяснить их смысл.
1 группа: Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
2 группа: Мал золотник, да дорог
(Небольшой по величине, но ценный по своим качествам).
3 группа: Не всяк умён, кто в красное наряжён.
(Встречают по одёжке, а провожают по уму).
4 группа: Криво дерево, да яблоки сладки.
Проверка и дополнение желающих.
-Что можно сказать о людях по их делам? (ответы детей).
Вывод: “Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством и мудростью”. Слайд 8
- А что за люди тогда жили?
- Вот сегодня на уроке мы узнаем, какие люди жили на земле Московского государства. Сформулируйте тему урока. Слайд 9
IV. “Открытие” нового знания.
Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю каждой группе заняться поиском. На столах у вас лежат изображения разных категорий жителей государства.
Работа с учебником. Урок 11, с. 10-12,14
Откройте учебник на стр. 10-12 и найдите в тексте сведения о них и подготовьте маленькое сообщение по плану:
Как называется группа.
Где жили?
Чем занимались люди этой группы?
Значение группы для государства.
1 группа: крестьяне2 группа: бояре3 группа: дворяне4 группа: стрельцы
(Заслушивается выступление 1 представителя, другим предлагается дополнить. По ходу выступления демонстрируются слайды и на доске появляются понятия: крестьяне, бояре, дворяне, стрельцы).
- Какие категории граждан населяли Московское государство?
V. Физминутка.
VI. Расширение нового знания. Давайте определим отличие этих слоев населения.
Как вы думаете, кому приходилось больше работать? Почему? Какие еще есть отличия, кто заметил? (Иллюстрация на с.12)
Какой можно сделать вывод? (Тяжелее всех жилось крестьянам, они кроме подати (налога) государю, отдавали часть урожая своим господам. Бояре, дворяне, стрельцы жили в городах.)
-Мы сказали, что бояре и дворяне предпочитали жить в городах. Что такое город?
-А как же выглядели города Московского государства?
Работа с учебником с. 12,13.
Чтение текста учениками.
-О какой особенности городов в период Московского государства вы узнали?
-О каком замечательном научном изобретении прочитали? Кому оно принадлежит. Слайды 14,15
- Подумайте, какое значение имело для жителей Московского государства начало книгопечатания?
VII. Итог урока. Мы сегодня узнали много нового и интересного о жителях Московского государства. И в заключении давайте разгадаем кроссворд. Рабочая тетрадь с. 19, № 34.
VIII. Домашнее задание: С помощью книг узнайте дополнительно о труде и отдыхе крестьян, горожан, дворян и бояр.
Заголовок 115