Урок истории на тему Куликовская битва

Урок истории в 6 классе на тему: «Куликовская битва»
Цель урока: познакомить учащихся с событиями 1380г., развеявщих миф о непобедимости монголо – татарских войск
Задачи:
дать представление о предпосылках, этапах и значении Куликовской битвы;
доказать необходимость дальнейшего объединения русских земель;
отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которых невозможна была бы победа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: (на экране)
карта “Борьба с иноземными захватчиками в XII-ХШ вв.";
картина художника А. Бубнова “Утро на Куликовом поле”;
фотографии с изображением Красного холма и памятника Дмитрию Донскому;
схемы сражения на Куликовом поле.
Эпиграф:
Невозможно быть русским,
Непрядву сочтя за ручей.
Не любя свой народ,
Не полюбишь ничей...
Мы покрыли Европу Щитами червлеными,
Как прикрыли потом - Двадцатью миллионами...
(Е. Евтушенко)
Ход урока
Оргмомент.
I. Повторение. Беседа по вопросам:
1) Когда Батыевы полчища вторглись в пределы Руси?
2) Какие города оказали наибольшее сопротивление Батыю? Покажите их на карте. (Работа с картой.)
3) В каком году было установлено монгольское владычество?
4) Почему именно с этой даты ведется отсчет монгольского владычества?
5) Почему Батыю удалось покорить Русь?
6) В чем выражалась зависимость от Золотой Орды? (Работа со словами “дань”, “ярлык", “баскаки”, “централизация”, “феодальная раздробленность”.)
7) Каковы последствия монголо-татарского ига?
8) Какие изменения произошли на Руси со времени нашествия Батыя до середины XIV века?
9) Почему объединение русских земель шло вокруг Москвы? Охарактеризуйте ее географическое положение.
10) При каком князе возвысилась Москва? Какие личные качества Ивана Калиты помогли ему добиться возвышения Москвы?
Мини-игра “Задай мне вопрос” о личности и деятельности Ивана Калиты.
Вывод: В начале XIV в. происходит объединение русских земель вокруг Москвы.
II. Введение к теме:
Первым серьезным испытанием для объединяющейся Руси была Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 г. Это незабываемое событие в истории нашей Родины: русское войско под предводительством Дмитрия Ивановича наголову разбило огромное войско хана Мамая.
Именно этой битве посвящен наш урок.
Анализ эпиграфа к уроку.
Задачей нашего урока является выяснение причин победы русского народа в Куликовской битве.
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя:
1. Сбор войска. Состояние Руси во второй половине
XIV в.
Мы уже знаем, что в первой половине XIV в. усилилось Московское княжество и вокруг него началось объединение русских земель. Ну а чем примечательна вторая половина XIV в ?
В северо-восточных землях росли города и села, быстро увеличивалось население и успешно развивалось хозяйство. Во время княжения Дмитрия Ивановича продолжалось объединение земель. Территория Московского княжества увеличилась. (Показ по карте.)
Тверские и рязанские князья пробовали бороться с Москвой за первенство и даже вступили в союз с Литвою. Однако Москва победила в борьбе.
А в Золотой Орде усилилось феодальное раздробление. С 1360 по 1380 г. в Золотой Орде сменилось более 20 ханов. В 1378 г. на реке Воже московские полки наголову разбили монгольские войска.
Тогда темник (военачальник: от тумен - “тьма”, воинское формирование численностью 10000 человек) Мамай, захвативший власть в Золотой Орде, решил повторить поход Батыя. Мамай собрал все силы: войско его исчислялось 200-250 тыс. человек. Кроме того, Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло. Страшная опасность нависла над нашей Родиной. И огромная ответственность легла на плечи московского князя Великая заслуга князя Дмитрия перед Родиной в том, что он поднял знамя открытой борьбы против Золотой Орды.
По всем городам и весям зазвучали призывы московского князя собираться в войско:
“Не довольно ль, братцы, даром Отдавать добро татарам?
Сбросить иго не пора ли?
Сколько лет нас обирали!
Ой вы, силы молодые,
Выше копья поднимай!
Возомнил себя Батыем Злой татарин, хан Мамай.
Он путем Батыя старым Всей Ордой пошел на Русь,
Надо дать отпор татарам,
Я вас в бой вести берусь!"
(Н. Кончаловская)
Звонили колокола по всей земле русской ..
(Звучит запись колокольного звона.)
И шел в полки люд ремесленный, гончары, кузнецы и кровельщики. Собирались в Москву полки русские.
Шли на смерть полки, на бой с Мамаем лютым. Опустела Москва, обезлюдела... Замерла Москва, закручинилась. Собралось невиданное до того времени войско (100-150 тыс. человек).
Подумайте, почему Русь поднялась на открытую борьбу против Мамая?
Почему в 1380 г. Русь смогла собрать большое и хорошо вооруженное войско?
Вывод: Объединение русских земель позволило объединить свои силы, а успешное развитие хозяйства, быстрый рост населения позволили собрать большое и хорошо вооруженное войско.
2. Поход русских войск к Дону.
Летопись сообщает, что перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь. Сергий Радонежский благословил войска на битву и послал в бой двух монахов-богатырей. (Беседа по картине)
Главная задача, стоявшая перед Дмитрием не допустить объединения войск Мамая с войсками литовского и рязанского князей.
Каким образом этого можно было достичь?
Быстрым продвижением войск и хорошим маневром.
В августе 1380 г. русские выступили из Москвы и, обойдя рязанские земли, подошли к берегам Дона. За ним стояли полчища Мамая, а литовский князь был еще в 140 км. Дмитрий приказал переправляться. Разведка сообщила, что по ту сторону Дона находится очень удобное для расположения войск Куликово поле.
Глядя на схему местности, определите, чем удобно Куликово поле?
(Ширина равнины, удобной для действия конницы, равна 4-5 км. Русские перекрыли это расстояние своими войсками. Ордынцы должны были атаковать только "в лоб”.)
Подумайте, какие действия полководцев во время похода подготовили победу над врагом?
1) хорошо подготовленная разведка;
2) быстрое продвижение войск;
3) правильный выбор места,
Что это? Причина победы? Признак воинского искусства?
Вывод: Умелое руководство во время похода подготовило победу над врагом.
3 Куликовская битва.
Обратите внимание на картину А. Бубнова “Утро на Куликовом поле”.
Работа над картиной по вопросам:
Из каких слоев населения состоит войско?
Люди какого возраста вышли на бой?
Каково вооружение русских воинов?
Какие настроения передает художник?
Можно ли прочесть мысли воинов по выражению лиц?
Отвечает ли картина на вопрос: кто победит?
Слева на картине под большим стягом могучий всадник. Это Дмитрий. Властно и спокойно он показывает вперед, на врага. А за ним уходят вдаль стяги и копья, обнаруживая многочисленность русской рати. Сам Мамай был удивлен численностью русского войска.
Поутру Мамай в шатре
Глянул в щелку узкую
И увидел на заре
В поле силу русскую.
Ай, ай, ай! - подумал хан. - Что за наваждение!
Может, так шалит шайтан?
Может, сновидение?
Хан опять глаза протер,
Закричал сердито.
Трепеща, к нему в шатер
Прибежала свита
(Н. Кончаловская)
Рано утром 8 сентября началась битва.
Сообщение ученика о битве по плану:
1.Расположение войск.
2. Поединок Челубея с Пересветом
3. Битва.
4. Итоги.
Подумайте, почему русское войско одержало победу в битве?
Своевременный удар засадного полка.
Умелое руководство войсками
Правильное расположение войска
Без каких качеств русского народа, русских воинов нельзя было победить врага?
Храбро бились сыны русские, секли злых врагов, точно лес рубили. Да и сами полегли на этом поле. На поле, заваленном трупами, с трудом нашли Дмитрия. Доспехи на нем были иссечены, но он был жив. Русские люди спасли отчизну. Но победу они купили дорогой ценой. Меньше половины воинов осталось в русском войске.

Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов.
В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось “поле чисто и велико”. Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: “Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство.” (Демонстрируются фотографии с изображением Красного холма и памятника.)
4. Обсуждение причин победы в Куликовской битве.
Ответы, к которым предполагалось подвести учащихся:
1. Успешное развитие хозяйства, быстрый рост населения способствовали сбору большого и хорошо вооруженного войска;
а) объединение русских земель позволило объединить
силы;
б) русское войско возглавляли опытные и храбрые полководцы, умело руководившие походом и битвой;
в) патриотизм и мужество русских людей.
5. Отображение Куликовской битвы в литературе.
( обзор делается одним из учеников.)
6. Заключение:
Память о Куликовской битве живет и поныне. И 600 лет спустя ответственность наша за поле Куликово не ослабла, как не ослабла и не затмилась слава поля Куликова. Теперь эту ответственность и славу взяли на себя и мы.
Александр Блок сказал о Куликовской битве: “Таким событиям суждено возвращение”.
Он бы великим поэтом, будем надеяться, что он окажется неудачным прорицателем. Нам достанет уже обретенных ратных святынь.
IV. Домашнее задание. Составить рассказ-размышление “В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?”









15