Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Технологическая карта урока
Автор: Мамонтова Юлия Борисовна, учитель истории и обществознания.
МБОУ «средняя школа №2 им. Е. В .Камышева» г. Гагарин Смоленская обл.
Предмет: история России класс 6
Тема урока Место урока по теме
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Второй урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках»
Тип урока Формы, приемы, методы
Комбинированный Фронтальная, работа в паре, работа в группе. Приемы «Мозговой штурм», «Круг», составление сравнительной таблицы, «Дальше-дальше», продуктивные методы, активные методы.
Цель урока Задачи урока
Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы, выявить значение Куликовской битвы. На основе прослушанного материала, ключевых слов, анализа личностных качеств Дмитрия Ивановича усвоить этапы борьбы Москвы за политическое первенство
На основе работы с источником информации, переработки ее и представлении в структурированном виде в группах иметь представление о внутреннем положении Руси и Орды, о военных событиях накануне Куликовской битвы.
На основе индивидуального анализа источника информации проследить ход Куликовской битвы в том числе и на эмоционально-чувственном уровне.
На основе собственных предположений и их сравнения с материалом учебника в парах выявить значение Куликовской битвы
На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях на доказательном уровне.
Предполагаемый результат
Знать Уметь
- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством,
- знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды
-точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия. - определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;
- давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;
- проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение;
- применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая ТРКМ, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения. мультимедийная презентация, лист ватмана с изображенным кругом, бланки выполнения задания , оценочные листы, тетради
ХОД УРОКА
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/
аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат
I этап: организационный 2 мин.
Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Здравствуйте, ребята!
Слайд №1 Москва современная и Москва 14 века.
Перед вами Москва современная – столица России и Москва 14 века. Какая связь между этими двумя изображениями? Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Личностно-смысловая – я пришел на урок, чтобы..Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения Не оцениваетсяВключение в учебный процесс
II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.. Слайд №2 Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок?
Работа с эпиграфом урока (выведен на экран)
Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу, Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство, Как из перстов слагается кулак. Н.КончаловскаяВыдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.
Москва – единое сильное государство. Не желает мириться с игом ордынского
владычества. Связывают положение Московского государства с именем князя Дмитрия Ивановича.
Москва – сильный политический центр.
Москва – духовный центр русских земель.
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Учебно-познавательная – анализ эпиграфа, принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. Появление цели урока
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.
III этап: актуализация знаний 5 мин.
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. Задание 1. «Мозговой штурм» - Каждая пара предъявляет свои вопросы другой по теме «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей и т.д. Демонстрируют знаний, умения по предыдущей теме. Критично относятся к вопросам-ответам.
Учебно-познавательная – установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация. Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах) Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности
IV этап: Усвоение новых знаний 25 мин.
Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии.
Прием «Круг» Лист ватмана с изображенным кругом. Круг разделен на 4 сектора (по количеству пунктов параграфа)
Итак, Московское княжество – единое и сильное. Могло ли оно претендовать на политическое первенство среди других русских княжеств? Согласны ли были другие русские князья отдать это первенство Москве? Значит, Москве нужно было побороться за первенство. Послушайте, как это было и ответьте на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?» (Учитель ведет повествование и одновременно выстраивает в первом секторе колонку слов:
9 – летний Дмитрий Иванович.
Владимирское княжество.
Тверской князь борется
Сильная воля Дмитрия Ивановича (Слайд 3)
Договор князей.
Таким образом, мы видим, что Русь все сильнее желает избавиться от ордынского владычества. Какое положение внутри Московского княжества и Орды было накануне большой битвы?
Используя учебник истории проработайте материал на с. 158-159, заполните таблицу. (Учитель предъявляет КОЗ)
Во втором секторе пишет слова «Русь и Орда накануне битвы»
Могло. Учащиеся предполагают, что нет, что другие русские князья не хотели отдавать политическое первенство Москве
Опираясь на ключевые слова. учащиеся отвечают на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?»
Но Орда просто так не отпустит Русь из своей власти. Значит, впереди у русских и ордынцев будет битва.
Задание №2 Выполняют КОЗ в группах Бланки выполнения розданы. (Слайд №4). Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать, речь педагога – образец публичного выступления.
Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.
Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение.
Коммуникативная - продуктивное сотрудничество – создание таблицы.
Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности. Участие в диалоге, интерактивной беседе.
КОЗ: составление таблицы «Русь и Орда накануне решающего столкновения»
Представление работ. Сравнение с модельным ответом. Самооценивание по заданным критериям. Работа с оценочными листами. Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Создание таблицы.
Самооценка.
Организовать деятельность по изучению хода Куликовской битвы с эмоциональной «окраской» с последующей рефлексией - рассказом по плану. И вот момент битвы настал. В третьем секторе появляется запись «Куликовская битва»
Прием «Пометы на полях»
1.Прочитайте с. 150-153 параграфа 18.
2. По ходу чтения делайте на полях пометки карандашом:
V- уже знаю,
+ - новое
? – не очень понятно
! – ценная информация
С – тревога, страх
В – восхищение
Г – гордость
Организовывает рефлексию по прочитанному в соответствии с пометами.
Прием «Дальше-дальше» - по желанию учащиеся проговаривают ход Куликовской битвы в соответствии с планом.
Задание №3 Самостоятельно индивидуально работают с источником информации, делают пометы на полях. Готовят рассказ по плану (слайд №5)
1.Осведомленность о действиях и состояния войска противника и их союзников.
2.Выбор места битвы.
3. Поддержка церкви.
4. Расположение войск Дмитрия. Засадная тактика.
5.Неожиданность появления свежих сил (засадный полк)
6.Разгром полчищ Мамая.
Участвуют 6 человек.
Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого, ключевыми словами.
Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других.
Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство гордости за героическое прошлое России, за ее героев. Взаимооценка по критерию (участвуют все ученики):
соответствие рассказа плану.
Работа с оценочными листами. Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание.
Организовать прогнозирование с последующими подтверждениями/опровержениями с помощью источника информации и проверкой по образцу.
. Ребята, вы уже поняли: Куликовская битва имеет огромное значение для Руси. Предположите, каково значение этой битвы . Заполняется четвертый сектор круга словами «Значение битвы»
Свои предположения запишите в тетради (работа в парахтем учитель просит проверить эти предположения с помощью учебника.
На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях ? Задание №4 Учащиеся записывают свои предположения в тетради (работа в парах)
Затем с помощью учебника корректируют их (при необходимости), проверяют и оценивают результат работы. (Слайд №6)
Выберите из трех вариантов рисунков образ Руси после Куликовской битвы (Слайд №7)
Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала.
Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация. Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают. Предметная.
Умение ориентироваться в содержании предмета.
Информационная.
Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи.
Коммуникативная -
освоение способов совместной деятельности.
Формирование навыков речевой деятельности.
.
VII этап: Рефлексия 6 мин
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях ? Рефлексия «Классическая»
(педагог возвращает учащихся к «Кругу»)
1. Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать? 2
2. Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы ; б) при ответе на открытые задания.
3. Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?
4. Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?
5. Чему Вы научились лучше всего?
6. Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?
7. Что не получилось и почему?
8. Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы Ответы учащихся
.
Ответы учащихся
Коммуникативная – монологическая речь учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.
Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Не оценивается
Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.
Соединять части в целое.
Высказывать суждения свои суждения.
Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура
Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.
Итог урока. Домашнее задание. Эмоциональная разрядка 4 мин
Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу в баллах, соотнести общее количество баллов со шкалой оценок.
Запишите домашнее задание: прочитать с 147-154 учебника, выполните задания 1-6, «зайти» на «кафедру истории» - изучить документ, ответить на послетекстовые вопросы – по желанию.
Эмоциональная разрядка Прием «Я - сосулька». Спасибо за урок. Оценочная деятельность по количеству набранных баллов.(Слайд №8)
Записывают домашнее задание.
Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.
Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин. Самооценка (по шкале) Оценка педагогом.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо праву__________________________________________________________
Класс 10-а, в_________ _____________________________________________
Учитель Овчаренко Лина Сергеевна_________________________________
Срок реализации 2013 – 2014 учебный год____________________________
Количество часов в неделю 0,5______________________________________
Количество часов в год 17___________________________________________
Тип школы гимназия_______________________________________________
Особенность класса 10-а – расширенное изучение предметов гуманитарного цикла; 10-в-социально-экономический__________________________
Автор программы Никитин А. Ф. Программа «Основы права». Дрофа, 2006 г.____________________________________________________________
УМК Учебник «Основы права.» 10-11 класс . Никитин А. Ф.:- Дрофа, 2008 г. , рабочая тетрадь «Основы права.» 10-11 класс . Никитин А. Ф.:- Дрофа, 2008г.______________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы «Право. 10-11 классы, базовый уровень». А. Ф. Никитин». — Дрофа, 2008г.
При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методические комплект:
Учебник «Основы права.» 10-11 класс . Никитин А. Ф.:- Дрофа, 2008 г.
Рабочая тетрадь «Основы права.» 10-11 класс . Никитин А. Ф.:- Дрофа, 2008 г.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 0,5 часа в неделю в 10 классе (17 часов) и 0,5 часа в неделю в 11 классе (17 часов). Программа написана для учащихся 10 а – расширенное изучение предметов гуманитарного цикла и 10-в класса – социально-экономический профиль.
Содержание курса па базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально- гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы относятся следующие:
роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Цели
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. История и теория государства и права (4 часа)
Происхождение государства и права. Государство, его признаки и формы. Понятие права. Правовая норма. Источники права. Понятие и признаки правового государства.
Раздел 2 . Конституционное право (13 часов)
Права и свободы человека и гражданина. Гражданские и политические права. Экономические, социальные и культурные права. Права ребенка Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время Международные договоры о правах человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени Основы конституционного строя РФ. Федеральное Собрание. Законотворческий процесс в РФ. Правительство РФ Судебная власть. Прокуратура. Избирательное право и избирательный процесс Правовая культура.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь:
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Право (0,5 ч.)
10 а
№
урока Тема раздела,
тема урока Планированные сроки прохождения
Раздел 1. История и теория государства и права (4 часа) 1 Происхождение государства и права 14.01-19.01
2 Государство, его признаки и формы 21.01-26.01
3 Понятие права. Правовая норма. Источники права. 28.01-02.02
4 Понятие и признаки правового государства 04.02-09.02
Раздел 2 . Конституционное право. (13 часов) 5 Права и свободы человека и гражданина 18.02-23.02
6 Гражданские и политические права 25.02-02.03
7 Экономические, социальные и культурные права 04.03-09.03
8 Права ребенка 11.03-16.03
9 Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время 18.03-23.03
10 Международные договоры о правах человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. 01.04-06.04
11 Основы конституционного строя РФ. 08.04-13.04
12 Федеральное Собрание. Законотворческий процесс в РФ. 15.04-20.04
13 Правительство РФ 22.04-27.04
14 Судебная власть. Прокуратура. 29.04-04.05
15 Избирательное право и избирательный процесс 06.05-11.05
16 Правовая культура 13.04-18.05
17 Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы права» 20.05-25.05
ИТОГО 17ч.
10 в