Проект Юные звездочата выявление и поддержка одаренных детей 
Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования 
Центр внешкольной работы
Утверждаю
Директор МБУ ДО ЦВР
_____________Л.С. Аверьянова
344805229235                                           «____»_______2015год
проект 
«юные звездочата планеты земля»
(ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В рамках программы 
МБУ ДО ЦВР «Зажигаем Звёзды») 
Составитель:
методист Орлова Н.В.
 2015-2016 
-66865515875   
   «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, 
во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, 
получит ли он шанс использовать свою одаренность».
(Концепция общенациональной системы выявления 
и развития молодых талантов. Общие положения).
Пояснительная записка.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных национальных задач. 
Данная задача проходит красной нитью в большинстве нормативных документов, принятых в системе образования в последние годы. Это не случайно, так как современная экономика в процессе модернизации все больше нуждается в специалистах с нестандартным, креативным мышлением, способных к новаторству и имеющих активную жизненную позицию. На государственном уровне сегодня многое делается для работы с одаренными детьми: создаются специализированные образовательные центры, школы, проводятся соревнования и конкурсы, расширяется сотрудничество с вузами, учреждениями науки и культуры, организуются летние школы, лагеря, экспедиции. 
Все это формирует необходимую для выявления и развития способностей среду. Особое место в этой работе принадлежит системе дополнительного образования детей. Потенциал системы дополнительного образования в выявлении и поддержке одаренных детей в том, что именно в этих учреждениях создаются условия для развития всего многообразия возможных детских способностей и талантов. Это открытая среда свободного, вариативного выбора направлений развития способностей детей в свободное от учебы время. Дополнительное образование позволяет педагогу разрабатывать программы развития способностей детей с учётом запросов родителей и социального окружения. Особенность личностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании даёт возможность разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, максимально учитывающие особенности конкретного ребенка. Сегодня это направление активно развивается. 
Кроме того, работа по выявлению и развитию одаренных детей в учреждениях дополнительного образования является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. В условиях информационного общества это особенно актуально. 
В МБУ ДО ЦВР имеется опыт работы по выявлению и поддержке одаренных детей, в частности, разработка и успешная реализация программы «Зажигаем звезды» для детей  до18 лет, проведение семинаров, мастер-классов. Данный опыт был не систематическим, а для обеспечения эффективной работы по выявлению и развитию одаренных детей на любом уровне необходимо создание системы работы, включающей в себя комплекс мероприятий для детей, педагогов и родителей.
    
        В 2015 году в ЦВР разработан проект по выявлению и поддержке одаренных детей "Юные Звездочата на планете Земля". 
Цель проекта: Создание эффективной системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи в рамках учреждения дополнительного образования.
Задачи проекта:
 1. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.
 2. Создание благоприятной творческой атмосферы и образовательной среды для достижения максимальной самореализации детей и молодежи. 
3. Расширение возможностей для участия способных и одарённых детей в творческих выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня. 
4. Организация повышения квалификации педагогов по вопросам диагностики ранней одаренности и построения индивидуальных маршрутов развития. 
5. Развитие индивидуального подхода в обучении. 
6. Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями психологического профиля. 
7. Поиск и освоение передовых методик и технологий работы с одаренными детьми. 8. Развитие сотрудничества с семьей.
 9. Профессиональная ориентация. 
Описание организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы является многопрофильным учреждением и осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами. В учреждении ведется образовательная деятельность по 4 направленностям: 
Физкультурно-спортивная направленность
Художественная-эстетическая направленность 
Туристско-краеведческая направленность 
Социально-педагогическая направленность 
    В 2015 году в Центре занимается 872 учащихся в 65 группах, реализуется 23 образовательных программы (в рамках бюджета). В целях создания благоприятных условий для развития и реализации творческих способностей, выявления и поддержки одаренных детей от 5 до 18 лет в различных видах творческой деятельности реализуется общеразвивающая программа "Зажигаем звёзды". 
Описание проекта. 
Проект разработан на основе нормативно-правовой базы по реализации государственной политики в сфере поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, с учетом особенностей системы дополнительного образования: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ Д.А.Медведевым 03.04.2012 г.): 
- Комплекс мер по реализации Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Зам. Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец 26.05.2012 г. № 2405п-П8); 
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (от 1 июня 2012 года № 761). 
- Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы». 
-Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Концептуальной основой проекта является
 "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов", утвержденная Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 года.
В Концепции определены базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. При разработке проекта учитывались основные понятия, характеризующие особенности одаренных детей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 
Одаренные дети: 
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного и творческого труда.
Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога. Поэтому так важно создавать благоприятные условия для раскрытия и поддержания способностей ребенка. На создание таких условий ориентирован проект «Юные Звездочата на планете Земля». 
Проект строится на следующих принципах:
приоритет личности ребенка; 
доступность и открытость; 
профессионализм; 
индивидуальный подход в обучении; 
сотрудничество. 
Основные направления работы: 
1. Организация доступного обучения и вариативного выбора направлений. 
2. Диагностика одаренности. 
3. Повышение квалификации педагогов. 
4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
5. Поиск и освоение новых технологий.
6. Организация участия детей в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня. 
7. Развитие сетевого взаимодействия. 
8. Профориентация. 
9. Распространение опыта работы, освещение деятельности в СМИ. 
Стратегия работы с одаренными детьми:
1. Организация доступного обучения и вариативного выбора направлений. 
- Организация работы творческих объединений по направленностям. 
- Организация Дней открытых дверей и Недели науки и техники. 
- Обновление вариативности выбора объединений. 
2. Диагностика. 
- Создание банка методик для диагностирования обучающихся по определению первичной одаренности, творческих, интеллектуальных и познавательных способностей. 
- Создание банка одарённых детей. 
- Изучение круга интересов творческой и умственной деятельности учащихся путем анкетирования. 
- Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем бесед. 
- Диагностика на определение готовности педагогов для работы с одаренными детьми и готовности к инновационной деятельности. 
- Проведение диагностики психологами Центра психолого-медико-социального сопровождения. 
3. Повышение квалификации педагогов. 
- Проведение тематических и обучающих семинаров. 
- Организация повышения квалификации на адресных курсах. 
- Проведение индивидуальных консультаций. 
4. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
- Организация обучения педагогов методике разработки индивидуальных образовательных маршрутов. 
- Разработка маршрутов разных типов (расширение программы, углубление тем). 5. Поиск и освоение новых технологий. 
- Внедрение новых форм и технологий открытого образования (дистанционного). 
- Проведение обучающих семинаров для педагогов по освоению новых технологий.
- Проведение педагогами мастер-классов и открытых занятий. 
6. Организация участия детей в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня. 
- Реализация программы «Зажигаем звёзды». 
- Организация выставок, конкурсов, соревнований районного уровня и привлечение детей. 
7. Развитие сетевого взаимодействия. 
- Расширение сотрудничества со специалистами Центра психолого-медико- социального сопровождения детей Курортного района.
 - Поиск и привлечение к совместной работе специальных учреждений и центров по работе с одаренными детьми. 
Этапы реализации проекта: 
1 этап: 
Поисково-аналитический - август - декабрь, 2015г.
Цель: 
Подготовить условия для совершенствования системы работы с одаренными и высоко мотивированными обучающимися.
Задачи:
Изучение нормативной базы. 
Разработка развернутого плана работы с одаренными обучающимися. 
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей. 
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. 
2 этап: 
Внедренческий - январь - август, 2016 г. 
Цель: Апробация системы работы с одаренными и высоко мотивированными обучающимися. 
Задачи: 
Диагностика склонностей обучающихся педагогами. 
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. 
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. 
Повышение квалификации педагогов.
Организация условий для повышения результативности участия детей в конкурсах различного уровня.
 3 этап:
Контрольно-обобщающий - сентябрь 2016 - декабрь 2016. 
Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. 
Задачи:
Анализ итогов реализации проекта через публикацию результатов и обсуждение в профессиональном сообществе (семинары, конференции и т.д.). 
Коррекция проекта. 
Мониторинг результатов работы ЦВР по работе с одаренными детьми и их обсуждение на собраниях педагогического коллектива. 
Ожидаемые результаты: 
Теоретические: 
- создание системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи; 
- формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми; 
- разработка методического обеспечения реализации проекта;
Практические:
 - обновление банка данных одаренных детей, занимающихся в объединениях ЦВР; 
- достижение высокой результативности участия учащихся в конкурсах различного уровня; 
- расширение диапазона мероприятий, направленных на раскрытие творческих способностей обучающихся;
 - расширение образовательного пространства за счет освоения и применения педагогами передовых методик и технологий работы с одаренными детьми; 
- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов; 
- высокий уровень освоения образовательных программ; 
- повышение компетентности педагогов в вопросах выявления и работы с одаренными детьми; 
- увеличение численности выпускников, поступающих в ВУЗы, СУЗы по выбранному профилю;
 - поддержание и укрепление позитивного имиджа ЦВР как учреждения, создающего благоприятные условия для реализации творческих способностей детей и молодежи. 
Рабочий план реализации 
проекта на 2015-2016 учебныйгод по направлениям работы.
Основные направления и мероприятия Сроки Исполнители
1.Организация доступного обучения и вариативного выбора направлений
1.1.Организация работы творческих объединений по направленностям.  Август- сентябрь методист,
руководители МО
1.2.Организация Дней открытых дверей
методист
педагог- организатор, педагоги
1.3.Проведение родительского собрания в ЦВР. Тема: «Ребенок 21 века – особенности социального и творческого развития. Роль семьи в успешном развитии ребенка». Администрация, методист,
педагог- организатор
2. Диагностика. 2.1 Создание банка методик для диагностирования обучающихся педагогами по определению первичной одаренности, творческих, интеллектуальных и познавательных способностей. Октябрь методист
педагог- организатор, педагоги
2.2. Проведение первичной диагностики обучающихся на одаренность. Ноябрь- декабрь педагоги
2.3. Обработка результатов диагностики обучающихся. Рекомендации психолога для дальнейшей работы. Январь- февраль
методист,
психолог
2.4 Обновление банка одаренных детей (по результатам диагностики). Февраль, руководители
МО, психолог
2.5.Диагностика на определение готовности педагогов для работы с одаренными детьми  март психолог
3.Повышение квалификации педагогов. 3.1.Семинар-практикум для педагогов «Самоанализ занятий. Эффективные педагогические технологии в практике работы педагогов. Работа с одаренными детьми». март методист,
психолог
3.2.Проведение индивидуальных консультаций для педагогов. В течении года методист,
психолог
4.Разработка и реализация 
индивидуальных образовательных маршрутов.
4.1 Изучение методических рекомендаций и опыта работы других УДО по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Март-апрель методист,
психолог,
руководители МО
4.2.Подготовка информационно-методических рекомендаций для педагогов по работе с одаренными детьми, в том числе по разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Май-август методист,
психолог,
руководители МО
5. Поиск и освоение новых технологий.
5.1.Административное совещание «Внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения педагогов.  Ноябрь Администрация
5.2.Семинар-собеседование «Организация индивидуальной работы с детьми разных категорий. Презентация образовательных программ педагогами ЦВР». Ноябрь методист
педагог- организатор, педагоги
5.3.Проведение и взаимное посещение открытых занятий и мастер-классов педагогов по направлениям работы объединений. Декабрь, февраль,
апрель методист
педагог- организатор, педагоги
5.6.Педагогические чтения. 
Представление информации педагогов с курсов повышения квалификации 2015-2016 год. Современная нормативно - правовая база педагога ЦВР. Октябрь методист,
руководители МО,
педагоги
6. Организация мероприятий и участия детей в конкурсах, 
фестивалях, выставках различного уровня
6.1 Реализация программы МБУДОЦВР «Зажигаем звёзды». В течение года методист
педагог- организатор, педагоги
6.2 Организация выставок, конкурсов, соревнований районного уровня и привлечение детей к участию. В течение года методист
педагог- организатор, педагоги
7. Развитие сетевого взаимодействия.
7.1. Обучение навыкам саморегуляции и аутотренинга детей, готовящихся к выступлениям на городских мероприятиях. В течение года психолог
7.2. Выявление и организация психолого- педагогического сопровождения одаренных детей, занимающихся в кружках. В течение года психолог
8. Предпрофильная ориентация
8.1. Проведение бесед по пред профильной ориентации в рамках планов воспитательной работы образовательных программ дополнительного образования. В течение года педагоги
8.2. Выезды на экскурсии, выставки, в музеи, Дни открытых дверей по направлениям деятельности объединений. В течение года педагоги
9. Распространение опыта работы, освещение деятельности в СМИ.
9.1 Публикация статей в СМИ о достижениях, обучающихся, о проведении конкурсов, выставок и фестивалей. В течение года методист
педагог- организатор, педагоги
9.2. Создание тематической страницы по работе с одаренными детьми на сайте ЦВР В течение года методист
педагог- организатор, педагоги
9.3. Участие в конференциях и семинарах районного, городского, областного уровней.  В течение года Методист, педагоги
9.4.Разработка методических рекомендаций, выпуск информационных листов для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми.  В течение года Методист
9.5.Приглашение корреспондентов телеканала «Майдан» на мероприятия ЦВР.  В течение года методист
педагог- организатор,
Показатели эффективности реализации проекта: 
Рост показателей результативности участия обучающихся в конкурсах различного уровня в динамике. 
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов – не менее 1 в каждом объединении. 
Активное освоение и применение педагогами передовых методик и технологий работы с одаренными детьми – не менее 3 открытых занятий и мастер-классов в год.
Высокий уровень освоения образовательных программ – не менее 100 %. 
Увеличение численности выпускников, поступающих в ВУЗы, СУЗы по выбранному профилю. 
Повышение компетентности педагогов в вопросах выявления и работы с одаренными детьми – распространение опыта, публикация статей, выступление на конференциях. 
Укрепление позитивного имиджа ЦВР как учреждения, создающего благоприятные условия для реализации творческих способностей детей и молодежи – высокий уровень сохранности контингента в течение года 90-100 %. - Успешное развитие сотрудничества внутри педагогического коллектива – не менее 1 семинара по работе с одаренными детьми в год, не менее 1 консультации в месяц, не менее 1 практического занятия с детьми в квартал.
Сформированный банк методик диагностики и информационно-методических материалов по работе с одаренными детьми. 
Создание в методическом кабинете библиотеки, посвященной выявлению и поддержке одаренных детей – обновление не менее 3 книг в год. 
Формы представления результатов:
Информационно-методические сборники и материалы.
Публикации в СМИ о достижениях обучающихся и о работе с одаренными детьми, проводимой ЦВР.
Аналитические справки по результатам диагностики детей и педагогов. 
Диаграммы динамики роста результативности участия детей в конкурсах.
Страница на сайте ЦВР.
Информационные справки и фотоотчеты о проведении семинаров и мероприятий. 
Индивидуальные образовательные маршруты. 
45403994121153077210554990Списки выпускников, поступивших в ВУЗы и СУЗы по профилю (по возможности, справки о поступлении или фото студенческих билетов)
413194515684535642552362204791075140970
Вывод:      Актуализация вышеперечисленных направлений
позволит решить задачу 
развития одаренных детей
и реализовать их потенциальные возможности.
26670158115
Использованная литература
 1.    Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75
2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\
4. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.
5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006. с.101.6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
8. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.
8001028575Интернет ресурсы
1. http://pedsovet.su/2. http://festival.1september.ru/3. http://it-n.ru/