Подготовка руки ребёнка к письму


Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисованием
Осуществление перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу – обеспечить готовность каждого ребёнка к успешному овладению программой первого класса.
Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно – творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребёнка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движениями руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.
Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Эти различия прежде всего выражаются в пространственном расположении букв, звуков, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если в написании букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определённого порядка (предметы располагаются в нижней, верхней части листа, в середине и т.д.).
При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приёмов проведения линий. Эти особенности можно представить так (см. таблицу).
Развитие движений руки при рисовании и письме
Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании Характер движения руки, положения тетради, карандаша при письме
Локоть и кисть правой руки находится на весу.
Кисть повёрнута боком или книзу. Положение не фиксировано.
Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша.
Бумага лежит прямо, ровно от края стола.
Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно.
Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями. Локоть и кисть правой руки лежат на столе.
Кисть повёрнута книзу с опорой на мизинец.
Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша.
Тетрадь лежит с наклоном, угол направления в середину груди.
Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движение не проводится.
Движения руки строго ограничены.
Учёт приведённых особенностей в обучении рисованию поможет воспитателю детского сада организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т.д. Это важно потому, что на первоначальном этапе обучения детей прежде всего затрудняет техника письма (умение правильно и чётко изобразить письменные знаки). Дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность и слитность. Для них важны такие качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремлённости.
Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Ведь детям надо одновременно освоить графические, орфографические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребёнка значительных усилий. И в этом ему необходимо помочь.
Затем внимание детей направляется на орфографию и стилистику письма. Поэтому ещё в дошкольном возрасте им надо усвоить необходимые движения руки при овладении графическими умениями на занятиях по рисованию.
Известно, что развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.
Также можно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересными по содержанию, например декоративные рисунки. Воспитатель уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.
Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, чётко передать очертание элемента украшения, повторить его определённое количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное средство развития глазомерной функции ребёнка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.
В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Воспитателю необходимо научить ребёнка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками и фломастерами, чётко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.
В орнаментальной деятельности дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, с краю и т.д.), учатся правильно определять направление линий
и движений руки ( сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяжённостями (длина, ширина, высота),овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.) Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобретательности ребёнка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства. При их отборе надо учитывать доступность техники изображения возможностям детей, степень выразительности, привлекательности узоров для дошкольников в яркости цветовых сочетаний, чётком композиционном строе, чередовании элементов по величине, форме и т.д.
уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий. Штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образцы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.
В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «проводов», «столбиков» и т.д. Сочетание этих линий между собой по направлению, краске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «ёлочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.
Рисование прямоугольных форм даётся путём сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определённом расстоянии «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри пря многоугольника дети могут заполнить какими – то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», на «окне» поместить колобка или показать, как « светит солнышко в окошко». Таким образом происходит развитие замысла младших дошкольников, активизируется их небольшой опыт, начинает формироваться самостоятельность.
К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления («тележка», «вагончик», « скворечник», «неваляшка», « матрёшка», « цветок», « жук» и др.) (рис.1)В процессе создания этих рисунков воспитатель учит ребёнка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определённом расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.
Чтобы сохранить интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности и образов. Воспитателю важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т.д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.В средней группе декоративное рисование выделяется как специфический вид занятия, основанный на ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством – с расписной глиняной игрушкой (филимоновская, дымковская, каргопольская), художественной керамической посудой, народными вышивками, кружевом, ткаными изделиями (салфетки, полотенца, декоративные ткани, ковры). В их орнаментации часто используются простые по форме, плоские и яркие по своей трактовке геометрические элементы, состоящие из красочных полос, клеток, точек, дуг, мазков в разных комбинациях друг с другом, что соответствует программе обучения рисованию детей пятого года жизни.
Красочно украшенные предметы дошкольники сразу выделяют, легко воспринимают в них ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многообразные варианты.
Из многочисленных образов народной росписи, вышивок, ткачества (подходят мотивы русских, украинских, белорусских и других орнаментов) воспитатель должен отобрать наиболее простые по средствам изображения и интересные для детей узорные задания с постепенно усложняющимся содержанием. Это обеспечивает усвоение детьми программных требований, развитие изобразительных способностей каждого ребёнка.
На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки), штрихи, точки, мазки, дуги – ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольника), блюдца (круг), салфетки (квадрат) и т.д. Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой по противоположным концам прямоугольника – полотенца, что даёт возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации поиска, но и по цвету, комбинации элементов. Это требует проявления выдумки, организации поиска наиболее красочных предметов составления узора.
На рис 2 представлена примерная последовательность выполнения заданий по декоративному рисованию в средней группе, разработанных на основе применения несложных мотивов украшения (по типу народных вышивок, росписи, ткачества).
Два верхних образца, расположенные слева – это варианты узорного оформления платков полосками путём их расположения по вертикали и горизонтали, чередования по цвету и ширине полос. Здесь можно предложить детям сделать выбор техники исполнения орнамента карандашами, фломастерами, красками или взять их сочетания в одном рисунке для достижения большей выразительности украшения (1,20В орнаменте полотенец (3,4) можно включить в узор линии разного направления и протяжённости. Так, наряду с прямыми вертикальными изобразить наклонные линии и их пересечения, образующие косую клетку, ёлочки, звёздочки. При украшении салфетки (5) дети могут чередовать звёздочки в клетках по цвету, поочерёдно располагать штрихи – полоски разной окраски по краям квадрата или использовать один какой – то цвет, повторяющий окраску звёздочек или разделяющих полосок – клеток.
Варианты горизонтальных лент или тесьмы (6 -8) создают из комбинаций полос, звёздочек, точек, дуг, кругов, образующих то цепочку треугольников со звёздами и мазками на вершине, то точки с повторяющимися над и под ними дугами, и в чередовании с веточками. Здесь можно использовать разные цвета, сочетать рисование красками и фломастерами, цветными карандашами, чтобы по – разному использовать силу звучания разного материала и применять этот эффект в узоре.
Представленные образцы украшения кругов и других форм даны в виде узорного оформления посуды мазками, точками, кругами, дугами. Их расположение подчиняется строгому движению узора по окружности, по краю предмета или свободно группируется на его поверхности (9-13).
При выполнении подобных заданий воспитателю важно научить детей упражнять руку, развивать её гибкость, точность, что достигается в процессе более правильного изображения элементов орнамента, их расположении на плоскости бумаги в строгом порядке, сочетании мотивов по длине по длине, толщине, окраске, в аккуратном и быстром исполнении.
Решение этих задач продолжается и закрепляется с старшей группе (шестой год жизни), где содержание занятий по декоративному рисованию должно подвести к образованию у детей прочного навыка управления своими движениями при рисовании (карандашами, красками, фломастерами). У них необходимо развивать координированность, гибкость, точность движений. Движения руки ребёнка с карандашом или кистью при рисовании должны стать увереннее, смелее, целенаправленнее. Поэтому важно учить его не выходить за контур изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.
Для формирования этих умений и навыков следует тщательно отобрать содержание узорной деятельности дошкольников, постепенно подвести их к передаче более сложного содержания, начиная от отработки простых украшений линейного характера разного направления, комбинаций, протяжённости до изображения замысловатых спиралей, крючков. Такая последовательность работы с детьми разработана при использовании образцов народной вышивки и представлены на рис.3.
Первый ряд занимает варианты украшения концов полотенца линейными орнаментами и угловыми крючками в строгом чередовании в один или несколько рядов (1-4). Здесь хорошо использовать и соответствующие сочетания цветов в их ярком, контрастном сопоставлении: красного с чёрным, красного с синим, красного с зелёным с небольшими вкраплениями жёлтого или розового цвета.Второй ряд занимают орнаменты, украшающие поверхность квадратных салфеток волнистыми линиями в сочетании с петельными и спиралевидными элементами наряду с точками, штрихами, дугами (5-7). Их можно выполнить в виде тоновых рисунков или приёмами сочетания ярких цветовых контрастов на белом, сером, розовом, голубом фоне бумаги.
Два варианта поясов оформляют повторяющимися дугами по течению горизонтальной полосы изделия (8,9). Повторение такого рода ряда дуг снизу позволяет образовать узор в виде непрерывной цепочки, движение которой сопровождается рядом точек, расположенных по верхнему и нижнему края пояса. Подходит для орнаментации пояска и непрерывно проводимый элемент в виде повторяющейся петли сверху и снизу путём равномерного изображения её слева направо, не отрывая карандаша или фломастера от бумаги (плавно переходя от движения по короткой прямой к закруглению). Именно в процессе выполнения этого элемента происходит упражнение руки ребёнка в плавном , равномерном чередовании и изменении характера движения под контролем зрения.
Другие образцы составлены из более сложных комбинаций петельных, зигзагообразных, спиралевидных элементов, отображающих образцы стилизованных цветов, веток, ягод (10 – 17). Они нарядно смотрятся при выполнении их из красочных сочетаний цветных карандашей и особенно фломастеров.
Так в занимательной, увлекательной форме происходит упражнение руки детей в изображении элементов разного содержания, направления, их расположения в определенном порядке (по прямой, по окружности, в середине, по углам, сторонам).При анализе детских узоров следует учитывать чёткость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух и более элементов; красочность орнаментов, применение в них разных приёмов сочетаний цветов; технологический уровень исполнения.
Большое значение имеет слово воспитателя, убедительность его характеристики работ, выполненных детьми. Здесь следует использовать такие эпитеты, как «легкий», «нежный», «ажурный», «сочный», «яркий», «праздничный» и т.д. Это направляет внимание ребёнка на выделение черт выразительности декоративных рисунков, качество их исполнения.
Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребёнка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдельно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий письма – упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков, а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.
Почему это имеет такое важное значение? Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребёнок в освоении графических навыков, заключается именно в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) ещё недостаточно координированы. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного элемента знака. Сложность ещё усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определённом порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях, по горизонтали на одной линии, по вертикали в столбик и т.д.)Отмеченные выше трудности в овладении первоклассниками, особенно шестилетнего возраста, графическими навыками требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада. Особый успех в этом плане обеспечивают занятия по изобразительной деятельности. На занятиях по конструированию из бумаги, аппликации, лепке также осуществляется подготовка руки ребёнка к письму (происходит упражнение мелких мускульных пальцев, формируются движения руки, верность глаза и т.д.).
Следовательно разные виды изобразительной деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют овладению навыками учебной деятельности.
Л.Х. Голякова.
Ульяновская область, п. Родниковые Пруды.
ПРИЛОЖЕНИЕ
371514993581147701097790-74485592075