Семинар-практикум Подготовка руки к письму
Семинар-практикум для родителей:
«Подготовка руки к письму. Зрительно-моторные координации»
(Подготовила и провела учитель-логопед Рзянина Н.И.)
Теория
Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Зачем же надо развивать мелкую моторику?
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления
Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, словесно- логическое мышление.
Помните! Неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к большим умственным и физическим нагрузкам, в следствии чего у ребенка возникнет негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.
2. Практика: Основные методы и приёмы для развития мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика: проводится ежедневно (любой комплекс со словами);
* Косточки: выкладывание фигурок, букв, слов из косточек (формируют захват тремя пальцами, который необходим для удержания ручки (карандаша). Игра «Золушка» (сортировка пальцами разных косточек, круп). Работа родителей с косточками и салфетками;
* игровое упражнение «забавные комочки» (из салфеток, из пластилина) (Работа родителей с косточками и салфетками);
* Игра с ручкой (разучивание с родителями; показ выполнения детьми);
* Игры резинкой (перемещение резинки по кругу пальцами);
Дома: мозаики, «Золушка» (сортировка круп), всасывание пипеткой воды; завязывание и развязывание узелков; нанизывание бус, пуговиц, мелких макаронин; шнуровка.
В группе: мозаики, лепка, аппликация, вырезание ножницами, элементы квилинга и др..
3. Теория: письмо, зрительно-моторные координации
Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из основных задач дошкольного воспитания. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т. е. на нем практически строится все дальнейшее обучение.
Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
Многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.
Что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма. Графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке. Орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе.
При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.
Двигательный навык включает:
- развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации. Они способствуют выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
- развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т. д.;
- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений. Развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.
Графический навык предполагает:
- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д. ; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.) . Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;
-легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;
- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
-выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Особое внимание при подготовке руки к письму являются упражнения в тетрадях:
Обведение по пунктирной линии, обведение контуров, трафаретов, раскраски, дорисовывание, штриховка,
Работа в тетради с клеткой (ориентировка на листе, закрепление понятий право – лево), умение видеть клетку, считать число клеток, обводить клетку и проводить линии по диагонали; срисовывать несложные картинки по клеткам; затем по памяти от простого к сложному (умение сосчитать фигуры, обратить внимание на соединения; подсчет клеток, умение проводить линии по диагонали).
Графические диктанты. Очень интересны детям, закрепляют умение ориентироваться на плоскости, совершенствуют двигательные умения мелких мышц руки, закрепляют понятия право-лево (а это очень важно для овладения письмом). Т.К. буквы состоят из элементов, ребёнку необходимо запомнить сами элементы, в какую сторону они повернуты и как соединяются между собой.
Очень хороши для развития ориентировки в пространстве, умения передать точно линии по заданию – дорисовывание второй половины рисунка, как по клеткам, так и без них; «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др.
Особое внимание при выполнение данных упражнений нужно обратить на следующее:
правильная посадка за столом- ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена ;
правильность удержания карандаша- карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.
Обязательное условие: ребенок должен работать простым карандашом, а раскрашивать цветными карандашами;
расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;
формировать умение выполнять линии различной толщины и формы.
Если с ребенком будет планомерно, регулярно проводиться данная работа, то проблем с письмом в школе не будет.
Заголовок 115