Доклад по самообразованию: Особенности восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста, обучающихся в системе дополнительного образования


Муниципальное казенное дошкольное учреждение детский сад «Рябинка»
Доклад по самообразованию:
Особенности восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста, обучающихся в системе дополнительного образованияВыполнил психолог-педагог МКДОУ д/с «Рябинка» Гурова А.С.
Тайшет-2015г.
Содержание:
Введение1 стр.
Дошкольный возраст3 стр.
Младший школьный возраст4 стр.
Вывод9 стр.
Список литературы
Процесс «восприятия» в психологии рассматривается как один из наиболее важных и необходимых процессов психики. Однако, прежде чем раскрывать понятие «восприятие», необходимо указать на то, что восприятие отличается от ощущения. Если в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов, то восприятие дает целостный образ предмета или явления.
Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями. Любое восприятие- это синтез ощущений, который лежит в основе познавательной деятельности.
На каждом возрастном этапе восприятие характеризуется качественными изменениями. Работы А.В. Запорожца показали, что для развития восприятия в дошкольном возрасте особое значение имеет усвоение детьми систем сенсорных эталонов (системы цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем, фонем языка)
Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. В целом ранние теории соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. И.М.Сеченов объяснял восприятие предмета зрительных, кинестетических и осязательных ощущений. В акте зрительного восприятия величины предметов и их
удаленность всегда ассоциируются чисто зрительные ощущения с мышечными. И.П.Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы. Теория восприятия достигла наибольшего влияния во второй половине 19-го века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И.Моллер, Э.Мол, Г.Гельмгольц, Э.Геринг, В.Вундт, Г.Э.Мюллер и Э.Б.Титченер. Несмотря на значительные различия в объяснении частичных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия.
С резкой критикой выступали немецкие психологи: М.Вертхаймер, В.Келлер, К.Коффка и другие. Они исходили из положения, что все процессы изначально целостны . Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурной воспринимаемой ситуации в целом. Таким образом, анализ литературных источников показывает, что изучением восприятия занимаются, при чем рассматривают исходя из своих теоретических воззрений. Однако, большинство авторов сходятся во мнении о том, что восприятие-это отражение комплексного раздражителя. Таким образом, в ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей.
Развитие восприятия В ДОШКОЛЬНОМ возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности, также формирование перцептивных действий( осознание восприятия как деятельности ). У дошкольника все строится на ощущениях, чувствах. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов(культурно- исторические системы чувственных качеств предметов, применяемых ребенком в ходе развития в качестве внутренних образцов при обследовании предметов и выделении их свойств.), ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками . Поэтому игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек , сюжет берется из сферы деятельности ребенка (игра в семью), также присутствует имитация предметной деятельности (режут хлеб, моют посуду) Они поглощены самим процессом, часто забывая о результате. У старших дошкольников возникают правила за которыми они тщательно следят.
Для первой стадии (3-5) характерно воспроизведение логики реальных действий людей. Предметные действия. Для второй стадии(5-7) моделируются реальные отношения между людьми. Социальные отношения. Внедряется рисование, лепка, аппликация. Формируются новые мотивы и потребности «хочу, могу».Сказка и эмоциональный мир ребенка. Восприятие сказки как деятельность. Сопереживание. Сказка как результат работы человеческого подсознания. Близость сказки к эмоциональному миру ребенка. Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений. Картинки по мнению исследователей создают полноту понимания рассказа.
Младший ШКОЛЬНЫЙ возраст - это период жизни человека от 6-7 лет До 10-11 лет. Это время обучения детей в начальных классах. Поступление в школу можно считать переломным моментом в жизни и психическом развитии ребенка. Это вызвано тем, что с началом школьного обучения резко меняется весь уклад жизни ребенка и его положение в обществе и в семье.
Младший школьный возраст - это наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения; к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей сучетом индивидуальности каждого ребенка.
На начальном этапе обучения психические процессы у младшего школьника характеризуются в основном теми же особенностями, что и у старшего дошкольника. Но уже в первый год пребывания в школе под влиянием активной учебной деятельности происходят значительные и качественные изменения в психике ребенка.
На протяжении младшего школьного возраста процессы ощущения и восприятия у детей заметно совершенствуется. Как показывают исследования, к концу обучения в начальных классах школы резко повышается, прежде всего, тонкость и четкость работы всех органов чувств. Так, чувствительность к оттенкам цветов увеличивается, по сравнению с дошкольным возрастом, на 45% , точность мышечных ощущений на 50%, зрительных - на 80%. Особенно большое влияние на развитие сенсорных процессов оказывает обучение письму и чтению, в ходе которого дети учатся тонко различать звуки речи (совершенствуется фонематический слух) и приобретают умение координировать мелкие движения кисти рукиХарактерной особенностью сенсорной сферы младших школьников является быстрое развитие у них способности к различению высоты звуков. Именно в этом возрасте идет интенсивное формирование звуковысотного слуха, чему в немалой степени способствуют занятия музыкой и пением. Значительный прогресс отмечается в развитии восприятия - этот психический процесс становится более точным и организованным, увеличивается его объем. На основе развития наблюдательности, которая как свойство личности впервые начинает формироваться уже в дошкольном возрасте, восприятие младших школьников становится все более управляемым и целенаправленным. Высокого уровня достигает слушание, как особая разновидность восприятия. В отличие от дошкольников, которые слушают с удовольствием сказки и рассказы, у младших школьников слушание становится не только средством общения со взрослыми, но и видом их учебной деятельности. Оно теперь включено в любой урок и от того, на сколько маленький школьник умеет слушать, во многом зависят его школьные успехи. Развитие слушания способствует совершенствованию и других видов восприятия.
Однако стоит заметить, что ощущения и восприятия у младших школьников еще не совершенны и отличаются рядом возрастных особенностей. Так, маленькие школьники часто еще не умеют и не могут в полной мере управлять своим восприятием. Например, при чтении они теряют буквы, слова и целые прехтожения, а чтобы не потерять их водят по книге пальчиками. Но наиболее яркая особенность- слабая дифференцированность и некоторая поверхностность восприятия. Она проявляется в том, что младший школьник не всегда умеет выделить в наблюдаемом предмете или рисунке главные, существенные стороны- его внимание нередко привлекают какие-либо чисто внешние, яркие, гросаюшиеся в глаза признаки.
Младшие школьники лучше всего воспринимают такие признаки предметов,
которые вызывают их непосредственное отношение и интерес.
Будучи очень впечатлительным, младший школьник довольно часто оказывается
во власти ярких внешних воздействий и впечатлений и тогда воспринимает «все
подряд». Процесс восприятия нередко ограничивается у него лишь узнаванием
его и названием. Также наблюдается неточность сходных объектов. Ошибки всловах.
11меются определенные особенности при восприятии формы предмета и пространственно-временных соотношений. В одном из экспериментов школьникам 1-го класса предлагалось нарисовать форму некоторых предметов. Примерно половина из них нарисовали предметы с реально присущими им признаками, но при этом форма не принималась во внимание. Так носовой платок они рисовали с каемочкой и метками, но не квадратной формы, а на рисунках квадратных часов был четко изображен циферблат со стрелками, но не имел круглой формы. Первоклассники часто «опредмечивают» форму. «Шарик», мячик», «огурчик», «коробочка». Определенные трудности испытывают младшие школьники при восприятии плоскостных геометрических фигур. Так, многие из них узнают прямую линию, если она изображена в горизонтальном "«сложении, но если она начерчена наклонно, дети уже не воспринимают ее как прямую. Если они связали треугольник с прямоугольным треугольником, то другие уже к этой категории не относит.
В развитии младшего школьника большое значение имеет восприятие времени. Путают понятия «вчера» и «завтра». Так же «правый» и «левый». Очень трудно воспринимаются понятия «эпоха», «эра», «век». Неточностью и неадекватностью характеризуется восприятие пространственных отношений . Таким образом. Указанные выше особенности восприятия показывают, что младших школьников необходимо учить восприятию и наблюдению. Эффективности педагогического руководства развитием восприятия способствуют следующие условия: -постановка цели (задачи) наблюдения;
-расчленение процесса восприятия на ряд последовательных этапов, предпологающих последовательный переход от одного уровня наблюдения к другому;
-последовательная постановка заранее продуманных вопросов, подводящих детей к выделению главных и второстепенных признаков наблюдаемых предметов и явлений;
-:• использование хорошо продуманных наглядных пособий, позволяющих воспринимать и наблюдать предмет с разных сторон и во всей совокупности присущих ему свойств и качеств;
-г заведение итогов наблюдения, оно должно завершать всякое организованное эос приятие.
Таким образом, МЫ ВЫЯВИЛИ, что до школы и во время обучения в начальной
школе большинство детей овладевают умением аналитически воспринимать и осмысливать все то , что становится объектом их восприятия. У них формируется способность осмысленно наблюдать за окружающим миром, связывать воспринимаемые жизненные факты и события с теорией. Все это повышает культуру наблюдения и приводит к совершенствованию всей познавательной деятельности ребенка.
Список литературы:О.А.Шаграева «Детская психология» Москва-2001г.
В.Г.Асеев «Возрастная психология» Иркутск-1989г.
Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия «Психология восприятия» Москва-1973г.