Психолого-педагогическая помощь ребенку с диагнозом Ранний детский аутизм в условиях коррекционной школы


Психолого-педагогическая помощь ребенку
с диагнозом Ранний детский аутизм
в условиях коррекционной школы
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов. Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является Ранний детский аутизм. РДА встречается у 15 - 20 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие социальной и эмоциональной взаимности. Качественное нарушение коммуникации, стереотипное использование речи или отставание и полное отсутствие речи (не сопровождающееся мимикой, жестами).
В КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа – интернат №2» в 2009 – 2010 учебном году был открыт класс для детей с умеренной умственной отсталостью из 10 человек, в списке которого был Алеша (9 лет) с диагнозом РДА. На первый взгляд, ребенок был погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремился и не переносил межличностных контактов. У него отсутствовала живая выразительная мимика, он не смотрел в глаза окружающим. Наблюдались стереотипии в виде непроизвольных повторяющихся игр с руками или движения – мотания головой. На вопрос учителя « Как зовут тебя?» мальчик отвечал как бы заученно, монотонно, перечисляя имена всех членов семьи, а себя, называя последним. Алеша склонен к агрессии, истерии, при повышении тревожности даже к самоистязанию (мог искусать себя).
Из личной беседы с мамой мальчика было выяснено, что мальчик посещал дошкольное образовательное учреждение (2 часа в день, ежедневно), получал помощь специалистов в Реабилитационном центре 2 раза в год по индивидуальной программе развития.
Каждый специалист, приступивший к работе с ребенком провел необходимое обследование и на заседании школьного ПМПК по результатам обследований и наблюдений была составлена индивидуальная программа психолого – медико – педагогического сопровождения. Такой комплексный подход, сочетающий лечебные мероприятия, проводимые психиатром, педиатром, а также психолого – педагогическое и коррекционное воздействие, проводимое дефектологом, психологом, логопедом, инструктором ЛФК необходим в нашей работе.
Я как педагог Алеши на этапе налаживания контакта с ребенком не настаивала на проведении конкретных игр и выполнении заданий, а пыталась создавать комфортные условия для адаптации мальчика в коллективе – спокойный ровный тон педагога, а иногда даже шепот. В связи с тем, что для таких детей характерны снижение или отсутствие мотивации к выполнению определенных действий (счет предметов), очень важно было установить с ребенком доверительные отношения. Только почувствовав, что педагог принял ребенка, таким, какой он есть, он успокоился, перестал нервничать и пошел на контакт. Все, что происходило на занятии, сопровождалось мною комментарием, в ходе которого я проговаривала все действия и ситуации. Причем нет гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе обучения ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти).
Для продуктивной совместной работы с Алешей использовала ритуалы, направленные на формирование целенаправленного поведения в различных повседневных ситуациях, например:
• выполнять в строгой определенной последовательности различные повседневные процедуры и режимные моменты: переодевание, прием пищи, мытье рук после туалета и т.д.;
• использовать наглядные алгоритмы действий (специальные картинки с последовательностью действий, например, умывание и мытье рук).
Для обучения навыкам счета и письма опиралась на интересы ребенка и то, какие игрушки берет в руки или приносит из дома, потому что именно они могут являться «проводниками» во внутренний мир ребенка-аутиста. Все уроки и занятия с Алешей носят интегрированный характер и проводятся в игровой форме. Сказочный герой приходит в гости на занятия и учится вместе с Алешей, пересчитывание игрушек, использование подвижных и логоритмических игровых упражнений с понравившимися стихотворениями, рассказывание наизусть мальчиком любимых стихов и коротких сказок. Читает мальчик бегло, монотонно, но смысла прочитанного понимает по вопросам педагога и не всегда.
В нашем образовательном учреждении есть сенсорная комната, в которой педагог – психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с ребенком с учетом рекомендаций школьной ПМПК.
Педагог – дефектолог работает с мальчиком индивидуально над развитием пространственной ориентировки и временных представлений, а также развитием и коррекцией сенсомоторных эталонов. Что позволяет сделать вывод об успешной динамике в развитии ребенка.
Поскольку психическое развитие тесно связано с физическим, специалист ЛФК и физической культуры проводит занятия по расслаблению общего тонуса мышц и коррекции общей моторики детей. Регулярные занятия ЛФК улучшают обучаемость такого ребенка и способствуют исправлению недостатков в речевом и физическом развитии ребенка с диагнозом РДА. 
Коррекционная работа по развитию речевых навыков и коммуникативной функции Алеши проводилась учителем – логопедом по индивидуальному плану. А это в свою очередь способствовало образовательной и социальной адаптации, например, попросить помощи у взрослого словом «Помоги!»
По прошествии семи лет коррекционно – развивающего обучения Алеши по специальной индивидуальной программе развития и используя данные мониторинга развития школьника, можно видеть положительную динамику в формировании личности мальчика. Поэтому можно сделать вывод, что интернальная интеграция ребенка с диагнозом РДА проходит медленно, длительно, но успешно. Такой ребенок учится, а значит, у него есть возможность социализироваться в обществе, быть нужным, равным.