Презентация по логопедии Понятие и симптоматика речевого нарушения
Лекция 2 Понятие и симптоматика речевого нарушенияКГУ СШ №7, город Аксу, 2016 г.учитель - логопедХохлова Анастасия Владимировна Нарушение речи Отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речи. Механизм нарушения речи Характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности. Особенности речевых нарушений Не соответствуют возрасту говорящегоНе являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языкаСвязаны с отклонениями в функционировании психо-физиологических механизмов речиЧасто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенкаНосят устойчивый характер и самостоятельно не исчезаютТребуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера. Нарушение речи Нарушение речи Недоразвитие Распад (утрата) Задержка речевого развития Недоразвитие речи Проявляется как качественно более низкий уровень сформированности той или иной функции или речевой системы в целом. Разграничение понятий При нарушении речевого развития При задержке речевого развития искажается процесс речевого онтогенеза наблюдается замедление темпа овладения ребенком тех или иных компонентов родного языка, при котором нет признаков качественных нарушений, но уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Распад речи Утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений Симптом нарушения речи Признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности Симптоматика нарушений Совокупность признаков (проявлений) нарушения компонентов речи на уровняхзвукопроизношенияслоговой структуры словасловаряграмматического строя речиструктуры и смысловой организации предложения. Симптомы нарушения звукопроизношения отсутствие звука смешение звуков искажение звука Симптомы нарушения слоговой структуры элизиивставкиперестановкиконтаминацииитерации Примеры элизий элизия первого звука в слове: ашина – машина;элизия согласного звука в стечении звуков: камейка – скамейка, катина – картина, капута – капустаэлизия одного слога в начале слова: тина – картина;элизия первого слога и звука из следующего слога: ина – машинаэлизия нескольких слогов в начале слова: ва – корова;элизия слога или нескольких слогов в середине слова: доняй – догоняй; пуца – пуговицаэлизия первого и последнего слогов в слове: тене – полотенцеэлизия последнего звука или слога в слове: капу – капуста, мячи – мячик. Примеры перестановок перестановка может касаться звуков, отстоящих (бендяк – бедняк, баклуки – каблуки, здоворо – здорово, босачка – собачка, капетик – пакетик, зи дома – из дома) или рядом расположенных (боск – бокс, корвик – коврик, дровец – дворец, кусасля – кусался)перестановка слогов в слове: зыпури – пузыри, пувигоца – пуговица, кошоладка – шоколадка, пасаги – сапогиперестановка звуков или слогов в соседних словах: выворот нашиворот – шиворот навыворот, до пороги – по дороге Перестановка как тип ошибки также может выходить за пределы слова слова в предложении или словосочетании: Таня наша громко плачет, мячик уронила в речку; Петровна Ольга вместо Ольга Петровнапредложения в тексте: выросла репка большая, дед посадилцифры в составе числа или математического действия: 345 вместо 543, 37 – 43 вместо 73 – 43 Вставка Добавление звука или слога в слоговой состав слова. При произнесении слова со стечением согласных для облегчения переключения происходит добавление нечеткого гласного звука: девочика, маличики. В ряде случаев происходит вставка согласного звука: блюждечко. Итерация Удлинение слогового контура проявляется в многократном стереотипном бессудорожном повторении одного из слогов слова: панамама – панама, мололоко – молоко, петутух – петух. Итерации как тип ошибки встречаются как в устной, так и в письменной речи, и могут выходить за пределы слога и распространятся на слова: Там там холодно. Контаминация Ошибочное воспроизведение слова, представляющие собой смешение элементов от двух или более слов:белток – белок, желтоккапусеница – гусеница, капустницашкафоньер – шкаф, шифоньеравака – ав-ав, собака Антиципация Замена предшествующих звуков последующими:на девевьях – на деревьяхдод крышей – под крышей Персеверация Циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению.Персеверация иначе определяется как “застревание”:магазим – магазинза зашиной – за машиной Нарушения словаря количественные качественные Количественные нарушения словаря проявляются в несоответствии словарного запаса ребенка средним показателям возрастной нормы и крайне медленном его увеличении.Словарный запас органичен, как правило, обиходно-бытовой лексикой, в речи используются преимущественно существительные и глаголы с конкретным значением. Качественные нарушения вербальные парафазии – неправильного употребления слова в устной или письменной речи: гусь в значении петух, окно в значении форточка, у рыбы поплавки в значении плавники, болит коленное блюдечко в значении коленная чашечка, холодец в значении леденец и т. д.нарушения антонимических средств языка: высокий – маленький, широкий – большой, бежать – не бежать, высокий – не высокий, весной река растаяла, а осенью затаяла и т. д.нарушения синонимических средств языка: потеряла – заблудила (тетрадь), горе – печальный и т. д.нарушения родовых понятий – сужение (к понятию животные относят только домашних и диких млекопитающих и т. д.), расширение (к понятию мебель относят бытовую технику, предметы домашней обстановки и т. д.), смешение (ягоды в значении фрукты, одежда в значении обувь и т. д.)несформированность обобщающих понятий – отсутствие или неадекватное использование (вороны в значении птицы, обувь в значении сапоги и т. д.) Нарушения грамматического строя речи Аграмматизм – нарушение понимания (в импрессивной речи) и употребления (в экспрессивной речи) грамматических средств языка. Грамматические нарушения можно подразделить на три основных вида:отсутствие грамматической формы в речи ребенка, когда используются аморфные лепетные или звукоподражательные слова-корни или слова, близкие к общеупотребительным, в “застывшей” грамматической формеискажение грамматической формы – слово изменяется с помощью средств, не свойственных русскому языку: солить сольи вместо солью, ехать на лошадкаф вместо на лошадках, т. е. ребенок использует флексии, отсутствующие в парадигме склонений существительныхзамена одной грамматической формы другой или смешение с одной или несколькими формами этого же слова: копать лопатком вместо лопаткой – при выборе окончания ребенок использовал окончание этого же падежа из парадигмы другого склонения вследствие патологической генерализации грамматической формы; ехать по дорогу вместо по дороге – формируя предложно-падежную конструкцию, ребенок правильно выбрал предлог, но смешал окончания винительного и предложного падежей в пределах парадигмы одного склонения. Нарушение словообразования неправильное использование суффиксов или использование ненормативных суффиксов: грибик вместо грибок, глазенок вместо шкафчик, глазок, дождянка вместо дождик, бабочочка вместо бабочка, яблокевый вместо яблочный, фарфорная вместо фарфоровая, кожистый вместо кожаный, сосенная вместо сосноваявыбор суффиксов, не соответствующих грамматическому значению рода: банчик вместо баночка, яблочек вместо яблочкоискажение корневой части производного слова: ногища вместо ножища, куклака вместо куколка, снегинка вместо снежинкаупотребление словосочетания исходного существительного с прилагательным маленький вместо образования слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом или: маленький стол вместо столик, маленькая шапка вместо шапочка, маленькая белочка вместо белочка, маленький домик вместо домикнеправильное употребление приставок: полнено срубил вместо разрубил, пятно покрасил вместо закрасил, птица улетает из клетки вместо вылетает, цветы льет из лейки вместо поливает Нарушения голоса афония – полного отсутствия голоса;дисфония – расстройства голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным (хриплым, слабым, сиплым, срывающимся, прерывистым, затухающим и т. д.);фоностения – ослабленности голоса, при которой нарушения голосообразования проявляются не постоянно, а эпизодически как следствие перегрузки, осложнения после болезни и т. д. Нарушения темпа речи брадилалия – патологически замедленный темп речи;тахилалия – патологически ускоренный темп речи;баттаризм – патологически ускоренный темп речи, при котором дополнительно проявляются неправильное построение фразы, невнятное произношение и недоговоривание слов;полтерн – патологически ускоренная речь, осложненная прерывистостью голосоподачи несудорожного характера. Нарушения ритма речи Речь может бытьскандированная, с равномерным и четким выделением пауз между слогами или словамифрагментарная, c неравномерными паузами между элементами высказывания (слогами, словами, словосочетаниями).Нарушение ритма и плавности речи могут проявляться в виде нарушения акцентуации – нарушения словесного или фразового ударения, а также в виде итерации – несудорожных запинок или повторов в речи. Нарушения речи могут проявляться в виде одного или нескольких симптомов нарушения различных сторон речи. При различных речевых нарушениях в картине его проявления могут встречаться различные симптомы и различные их комбинации, знание которых позволяет определить структуру речевого нарушения. Теория сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом Сложность структуры речевого нарушения, так же как других видов отклонения в развитии, заключается в наличии первичного дефекта и вторичных нарушений. Учение Л.С.Выготского Первичная симптоматика - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (детский церебральный паралич, врожденные или приобретенные патологии артикуляционного аппарата, органические поражения коры головного мозга и т.д.). Вторичные нарушения возникают опосредованно под влиянием первичного дефекта в процессе роста и развития ребенка. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.Леонардо да Винчи Успехов в работе!