Презентация по логопедии Норма речи и нарушения речи
Норма речи и нарушение речи. Выполнила: Назаренко Г. Н. 2012г.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»); 7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»); 9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых; 11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»); 2-3 года: появляются первые предложения.
Любите своего ребенка, не торопите его, разговаривайте с ним и помните: с ребенком надо общаться, чтобы у него возникла необходимость общаться с вами![3]
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением; к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит; к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке; к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации; к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания; к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»); к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»; к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях; к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»; в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия; в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.
Возможные причины:;негативные факторы в период беременности и родов;наследственные факторы;перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;«педагогическая запущенность» - заключается в недостаточном получении внимания ребенком, а не редко и его отсутствие.
Нарушение речи устной:Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.Ринолалия – это синдром гнусавости. Гнусавость – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга. Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга. Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга. Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов. Может проявляться по-разному.
Нарушение речи письменной:Дисграфия – сложности с овладением письмом или вообще отсутствие этой способности при сохранении интеллекта. Данная проблема никогда не бывает обособленной и всегда сочетается с другими нарушениями речи.Аграфия – потеря способности к письму с сохранением координации и интеллекта. Возникает из-за поражения верхних лобных извилин задних отделов левого полушария у людей, пишущих правой рукой.Дислексия – нарушение речи, характеризующееся неспособностью быстро читать из-за затруднения быстрого различения слов. Как правило, имеет неврологическую природу. Алексия – нарушение или потеря способности к чтению, возникающие из-за повреждения у правши коры левого полушария в любых её отделах.[2]
Почему важна ранняя коррекция?Речевые дефекты, как правило, ведут к возникновению комплексов.Несвоевременное исправление речевых дефектов приводит к возникновению трудностей в обучении письму и чтению. Помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!
Спасибо за внимание!
Литература«Болтунишка» www.boltun-spb.ruВесёлый жирафhttp://www.happy-giraffe.ru/community/33/forum/post/32941/Информационное агентство "Интерфакс-Запад“ http://www.interfax.by/article/60478