Презентация Роль дыхательных упражнений в повышении здоровья младших школьников
Исполнитель: учитель физической культуры Мишанин А.М.«Роль дыхательных упражнений в повышении здоровья младших школьников»
Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Влияние на образ жизни младших школьников, может оказать школьное оздоровительное воспитание, которое определяется как процесс, в ходе которого, можно, научится заботиться о своем здоровье, избегать условий, которые могут привести к болезням.Актуальность темы
Объект исследования: Уровень здоровья младших школьников.Предмет исследования: Методика использования дыхательных упражнений для повышения уровня здоровья младших школьников.Цель работы: Изучить влияние дыхательных упражнений на укрепление здоровья младших школьников.
Задачи работы:Подобрать и изучить литературу по выбранной теме.Определить уровень здоровья младших школьников.Внедрить комплексы дыхательных упражнений в процесс физического воспитания младших школьников.Выполнить сравнительный анализ результатов исследовательской деятельности.Сделать выводы и дать заключение.Методы исследования:Анализ литературных источников.Изучение документов и материалов. Анкетирование.Тестирование.Метод математической обработки.
1. Значение физического воспитания для учащихся младшего школьного возраста2. Состояние здоровья учащихся младшего школьного возраста 3. Использование дыхательных упражнений для улучшения состояния здоровья младших школьников Глава 1. Проблемы сохранения и укрепления здоровья младших школьников
показал, что формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности. Здоровая личность, в свою очередь, будет развиваться гармонично. Отсюда можно сделать вывод, что в обучении младших школьников основным методическим подходом должно быть применение здоровьесберегающих технологий. Большую часть уроков физкультуры проводить на спортивной площадке, а также в лесной зоне рядом со школой. Спортивный зал использовать только в межсезонье и непогоду.Всю работу необходимо проводить системно. Системность должна проявляться в комплексности физкультурных мероприятий, когда ребенок оказывается охваченным ими в течение всего учебного дня.Такая систематическая работа по оздоровлению учащихся непременно приносит свои положительные результаты. Анализ литературных источников
1. Определение уровня здоровья младших школьников 2. Внедрение дыхательных упражнений в процесс физического воспитания младших школьников3. Сравнительный анализ результатов использования дыхательных упражнений в процессе физического воспитания младших школьников Глава 2. Изучение использования дыхательных упражнений для повышения уровня здоровья младших школьников
Основная задача – определение состояния здоровья учащихся. Анализ литературных источников позволил выделить следующие тесты для изучения состояния здоровья, которые доступны для учащихся, как экспресс - методы.1. Экспресс-оценка уровня здоровья по заболеваемости.2. Проба по Бутейко. 3. Ортостатическая проба. 4. Дополнительно был проведен опрос с использованием анкеты « Мое здоровье» Ланда Б.А.Констатирующий эксперимент
Предварительное изучение состояния здоровья учащихся и анкетирование было проведено в сентябре месяце 2010 года с учащимися двух 3 классов лицея № 19. Учащиеся 3 «В» класса стали экспериментальной группой, учащиеся 3 «Г» класса – контрольной группой. Результаты констатирующего эксперимента были математически обработаны и занесены в таблицу 1 и 2.№ п/пКлассПроба по Бутейко (сек)Ортостатическая проба (уд/мин)1.3 «В»27322.3 «Г»28,226
№ п / пКлассВысокийуровеньСреднийуровеньНизкийуровень1.3 «В»56,25%25%18,75%2.3 «Г»68,96%17,24%13,79%№ п/пКлассвысокийвыше среднегосреднийниже среднегонизкий1.3 «В»10410442.3 «Г»125633Результаты предварительного анкетирования были изучены и стали основой для организации и проведения классного часа и бесед о ЗОЖ. Математическая обработка анкетирования, отражена в таблице 3.
Подготовленная методика была внедрена в подготовительную часть уроков физкультуры на протяжении трех месяцев с октября по декабрь. На уроках экспериментального класса была проведена беседа о пользе и значении дыхательных упражнений для здоровья человека, после чего началось освоение комплексов дыхательной гимнастики.Методика предусматривает постепенное разучивание упражнений под контролем преподавателя. Так как комплекс упражнений соответствует требованиям, которые предъявляются к комплексам ОРУ, его так и использовали.Второй этап исследовательской деятельности – проведение формирующего эксперимента.
Комплекс дыхательных упражнений для уроков физической культуры младших школьниковКомплексы дыхательных упражнений для физкультминуток и при выполнении домашнего задания Проведение данных дыхательных упражнений вызывало у детей понимание, наблюдалась заинтересованность и повышенная активность при выполнении. Дети хорошо освоили все предложенные комплексы дыхательных упражнений и справлялись с ними самостоятельно.Методика использования комплексов дыхательных упражнений для повышения уровня здоровья младших школьников
Повторное изучение состояния здоровья учащихся и анкетирование было проведено в начале декабря месяца 2010 года. Результаты контрольного эксперимента были математически обработаны и занесены в таблицу 4 и 5. Результаты повторного анкетирования были изучены и отражены в таблице 6.Третий этап – контрольный эксперимент№ п/пКлассПроба по Бутейко (сек)Ортостатическая проба (уд/мин)1.3 «В»32202.3 «Г»2724
№ п/пКлассВысокийуровеньСреднийуровеньНизкийуровень1.3 «В»65,6%18,8%15,6%2.3 «Г»72,4%10,3%17,2%№ п/пКлассвысокийвыше среднегосреднийниже среднегонизкий1.3 «В»12510232.3 «Г»125723
Повторное изучение состояния здоровья учащихся показало изменения уровня здоровья в обеих группах. Экспериментальная группа улучшила показатели практически во всех тестах, но не так значительно, как предполагалось. Анкетирование показало практически равные результаты, когда как в предварительном анкетировании, экспериментальная группа отставала.Для более наглядного представления о достигнутых результатах была создана сводная таблица и график.
Анализ литературных источников и выполнение практической части работы позволяют сделать следующее заключение:Считается, что с помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, навсегда избавиться от головной боли, насморка, простуд, расстройств пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления.Большинство детей дышат ртом. Обычно они часто болеют, имеют слабое физическое развитие, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения очистят слизистую оболочку дыхательных путей, укрепят дыхательную мускулатуру, что сразу же скажется на самочувствии ребенка. Занятия дыхательной гимнастикой нужно проводить в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. После еды должно пройти 30-40 мин.Заключение
Использование разнообразных средств физического воспитания помогает не только найти наиболее оптимальные физические упражнения, но и организовать физкультурные занятия с целью оздоровления организма и улучшения состояния здоровья. Внедрение дыхательных упражнений помогает в поддержании нормального физического состояния обучающихся, имеющих отклонения по состоянию здоровья, а также в обеспечении их учебной работоспособности.Исходя из опыта практического использования дыхательных упражнений, рекомендуются такие занятия не только здоровым обучающимся, но и лицам, имеющим заболевания органов дыхания, страдающим сердечной недостаточностью, ожирением, расстройствами сна, а также часто впадающим в депрессивное состояние.Из всех представленных таблиц и графиков видно, что результаты экспериментального 3 «В» класса имеют большую динамику изменения состояния здоровья, чем контрольного 3 «Г» класса. Полученные результаты доказывают выдвинутую гипотезу.
Благодарю за внимание с удовольствием отвечу на Ваши вопросы!