«Роль творческих заданий в системе обучения литературному чтению детей младшего школьного возраста». (из опыта работы)
Выступление в рамках семинара на тему «Творческая личность: как ее формировать в учебно-воспитательной деятельности»
Тема: «Роль творческих заданий в системе обучения литературному чтению детей младшего школьного возраста» (из опыта работы)
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста- эта проблема стала для меня предметом серьезного изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка.
Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что подчас они не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все, кто окружает ребенка.
Чтобы найти правильные пути развития творческих способностей младших школьников, необходимо придерживаться азбучных истин:
1) верить в силы ребенка и помогать обрести эту веру ему;
2) быть умелым помощником, оставляя в душе ребенка чувство самостоятельности сотворенного;
3) не давать ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждать интерес ко все более трудным задачам;
4) но помнить, что конечная цель – не сами задачи, а развитие с их помощью во время их решения;
5) обучать в активном действии и в живом непринужденном общении, только сравнивая и согласуя свои дела и поступки с делами и поступками других, ребенок обретает рычагами развития три САМО: самоконтроль, самооценку, и способы самосовершенствования;
6) быть искренним, не носить масок;
7) сопереживать: радоваться и огорчаться вместе с ним, делить удачу и неудачу пополам.
Принципы реализации проблемы:
1. Создание оптимальных условий для развития творческих способностей на уроках литературного чтения с целью развития каждого ребенка.
2. Системность и логическая структурность педагогического процесса.
С чего я начала работу по реализации названной проблемы?
Каждый раз, попадая в более или менее сложные педагогические ситуации, наверное все учителя (и я в том числе) ощущают какую-то внутреннюю преграду, затрудняющую “обратную связь”. Вроде и говоришь то, что нужно, вроде и отвечает ученик, как должно, а удовлетворения нет. Пытаясь разрушить этот барьер, я стала по-другому организовывать учебный процесс, чтобы он был радостным и творческим, а уроки - интересными. В своей работе использую все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства. Урок строю так, чтобы в работу включались все ученики. Каждый пишет, каждый творит, никто никем не подавлен, каждый должен почувствовать свою силу. Через весь учебный процесс проходит глубокое взаимодоверие, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.
При проведении урока, придерживаюсь основных правил:
1. Учу детей действовать самостоятельно, независимо, избегаю прямых инструкций.
2. Не сдерживаю инициативы детей.
3. Не делаю за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешу с вынесением одиночных суждений.
5. Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации;
г) быть творцом своей деятельности.
С первого класса мои ученики ведут тетради-альбомы для творческих работ. В них рисуют литературных героев, иллюстрации к произведениям, пишут сочинения. А сочинять нам приходиться на каждом уроке. Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Поэтому необходимо это использовать в учебном процессе.
В дневниках успешности каждую неделю фиксируем технику чтения (учитель, родители, сами дети). Учитывается выразительность, безошибочность.
Техника чтения у ребят совершенствуется, что соответствует уровню развития детей. В каждый урок литературного чтения я включаю речевые разминки “Минутки внимания”.
Речевые разминки решают следующие задачи:
( учат детей слушать вопрос;
( устраняют разного рода неточности в произношении;
( вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность;
( учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.
Например – А.Твардовский “Начало осени” – работали над таким предложением:
“Скоро ветер унесет листья золотые”.
В процессе такой работы регулируется дыхание, предупреждаются ошибки и т.д. (Сначала дети называют на одном дыхании все гласные, а потом все слово).
Разыгрываем небольшие диалоги по определенной теме:
“Летит листок и думает” –– О чем может думать листок?
Расскажите от его имени. Дети принимают творческую задачу, решают ее самостоятельно и оригинально.
Даю еще такое задание: показываю предмет (рваную книгу, сломанную игрушку).
- Спросите у них о чем-нибудь?
(Такое задание учит задавать различные вопросы, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию, развивает речь учащихся).
Для развития внимания, памяти, наблюдательности, умения понимать вопрос, скорости и гибкости мышления, усвоения и понимания изученного произведения, самоконтроля и проверки домашнего задания, умения входить в тему урока я использую тестовый материал.
Составляю я его сама, но иногда привлекаю детей. Такое задание мы называем “Поиск”. Дети могут работать индивидуально, в парах, группах. Вопросы для восприятия даю зрительно и на слух.
Разгадывание кроссвордов – это прекрасный способ расширять кругозор и словарный запас. Для меня кроссворды, как и другие игры со словами - это тот вспомогательный материал, который может дать ребенку радость умственного труда, радость творчества и успеха в учении. Кроссворды можно использовать на любом уроке, но я больше применяю их на уроках литературного чтения с целью расширения кругозора, развития памяти, внимания, проверки знаний, сообразительности, творчества.
Составляю кроссворды сама, но иногда даю задание и детям, что включает их в поисковую творческую деятельность. Разгадывание и составление кроссвордов может быть индивидуально, группой, парами – все зависит от темы.
В основе любой творческой деятельности лежит прогноз-предвидение, предвосхищение ее вероятных результатов. Поэтому и усвоение учащимися теоретического материала на творческом уровне непременно предполагает его прогнозирование. Примером такого прогнозирования может служить поиск и воссоздание слов в кроссворде.
К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что “дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития”.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя, а не гоголевского Петрушку. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой “есть соучастие в творчестве”.
Задача учителя – создавать условия для пробуждения и развития собственных творческих способностей, атмосферу сотворчества взрослого и ребенка.
Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, я стараюсь использовать различные формы и методы работы, сочетать различные виды деятельности. Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности. Особое место на уроках отвожу беседе.
Беседа – это самый трудный момент урока и в подготовке к нему нельзя руководствоваться только вопросами из учебника. Беседа – всегда “диалог на равных”. Это возможно лишь при условии, что дети чувствуют себя уверенно, равноправными участниками обучения.
Домашнее задание: подготовить рассказ о примере достойного поведения (из жизни родителей, из своей жизни или из фильмов, из прочитанных книг).
Я стараюсь, как бы распахнуть, расширить душу учеников, сблизить художественные образы с жизнью. С первых дней помогаю беседой перевести ощущение (что книга – подлинное средство познания жизни) в убеждение, стараюсь “влюбить” их в процесс чтения.
Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребенок активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы для беседы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать, делать выводы. Например: Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте? Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе? Что бы ты мог посоветовать герою? Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении? И т.д.
Такого рода вопросы активизируют аналитическую и эмоциональную реакцию ребенка, учат оценивать характер, перенося переживания на себя. Такие вопросы переключают ребенка от книги на его жизненные впечатления, побуждают к их оценке.
А вот еще одно направление вопросов:
Какие эпизоды в рассказе тебе понравились больше всего? Что тебя привлекло в них? Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям? Чем он хотел поделиться с нами? Какие мысли, чувства, убеждения он хотел передать своим читателям? Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели? Как ты можешь подтвердить свое мнение?
Вопросы такого типа нацеливают на понимание роли автора, помогают почувствовать “присутствие” писателя в произведении, улавливать его интонацию. Все это развивает художественное чутье, вкус, культуру чтения.
Постановка вопросов определяется конкретной ситуацией, задачами данной беседы. Ценны, например, и вопросы, развивающие навыки сравнения различных произведений:
- Вы уже читали раньше о событиях, похожих на описанные в этом произведении? Можешь о них рассказать? Сравни их (сходство и отличие).
Опыт показал, что не обилие хороших вопросов вызывает заинтересованное обсуждение, включает их в творческий поиск. Именно иногда 1-2 стержневых вопроса определяют возможность для детей высказывать свои мнения. Такая беседа учит детей слышать и слушать, разговаривать, а не механически отвечать на вопросы. Я радуюсь, когда разговор о содержании рассказа вызывает живой интерес и к тому, как он написан, в чем его художественная сила, и учит ценить искусство слова.
Чтобы организовать живую беседу по произведению, я использую следующие подходы к его проведению:
( правильно сформулировать цель беседы (т.е. найти в произведении то, что может пробудить в ребенке духовность);
( в основе должна лежать нравственная доминанта;
( синтез прочитанного возможен на любом этапе урока в зависимости от яркости и глубины его восприятия;
( включать в беседу всех детей, выслушивать каждое мнение;
Я считаю, что беседа по прочитанному художественному произведению, в которой дети свободно говорят о своих чувствах, делятся мыслями, является основным фактором в развитии творческой личности ребенка.
Самое главное на уроках литературного чтения то, что детей нужно заинтересовать произведением, “разбудить” каждого ребенка, дать ему возможность “расцвести” при соприкосновении с подлинным творением искусства.
В своей практике использую такой вид деятельности: планирование вопросов темы урока и выбор заданий.
На первом этапе я показывала учащимся, как нужно составлять план деятельности на уроке или при выполнении домашнего задания, на следующем этапе совместно с учащимися составляем план работы на отдельных этапах урока. По мере формирования умения ученики постепенно начинают самостоятельно планировать вопросы темы урока и выбирать задания для их реализации.
Я объявляю, или дети читают на доске тему и предлагаю составить вопросы, которые необходимо изучить на уроке и которые образуют сущность темы. Мы даже дали название такому моменту на уроке “Секретные материалы”.
Например, “Храбрый утенок" (варианты вопросов составленных детьми):
–Выяснить, к какому виду творчества относится данное произведение.
–К какому жанру относится произведение?
–Если это авторское произведение, то познакомиться с творчеством данного автора, узнать о его жизни.
–Рассказать, все, что знаем о лягушках.
–Поработать с энциклопедиями, словарем.
–Познакомиться с содержанием произведения, и что-то сделать самому. (Здесь они подразумевают: рисунки, записать свое отношение, придумать свой конец произведения, составить тесты или кроссворд, найти пословицу).
Часть вопросов “секретных материалов” мы открываем на уроке, а часть открывают дома. Дети с желанием, с творчеством подходят к таким заданиям. Выполняют их как в группах, так и в парах, индивидуально. На их материалах, самостоятельно добытых и приготовленных, может пройти весь урок. Я здесь выступаю в “роли ученицы” (предварительно, конечно, просмотрев их материалы).
Доклады, сообщения, приготовленные детьми, следует рассматривать как вариант взаимного обучения. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. К такому заданию они готовятся очень серьезно. Дети легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Заслушать все доклады на одном уроке сложно. Ведь надо ребенку дать возможность не только высказываться, но и ответить на вопросы.
Поэтому, во-первых, учу детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время (какие то доклады мы выслушиваем сразу, а какие-то в конце урока, на следующий урок, на уроке русского язык, естествознания).
По итогам защиты оцениваем (вместе с детьми) те только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал умные, интересные вопросы.
Анализируя такую форму работы, делаю вывод: данная работа дает большой простор для развития творческого мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создает условия для активного изучения самой разной тематики.
Естественно, что, разрабатывая для себя какую-то методику, я начинала не с нуля. Чтение педагогических трудов Сухомлинского, Ушинского, Занкова д.р. и знакомство с опытом разных педагогов, показали мне, какие огромные педагогические ресурсы еще не использованы мною. Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта: попробовать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ, сказку; составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу и т.д.
Широко использую в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера.
Особое место на уроках отвожу пословицам. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание. Поэтому на уроках литературного чтения пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего урока или служить созданием определенной проблемной ситуации.
К пословицам могут быть даны следующие задания.
1. Что объединяет данная пословица?
от человека утаишь, а от совести не утаишь;
совесть без зубов, а грызет;
хотя на мне платье черно, а моя совесть бела;
без совести и при большом уме не проживешь.
2. Придумай или расскажи случай из собственной жизни, которому соответствует одна из пословиц.
3. Объясни смысл особенно понравившейся пословицы. Как поступил бы ты?
4. Какое из произведений помогает понять смысл следующих пословиц, докажи.
Мы все хотим, чтобы дети выросли умными, честными. Поэтому я особое место отвожу на уроке пословицам. Именно на их содержании можно воспитывать в детях доброту, благородство, осуждать лень, жадность, лживость. Работа с пословицами развивает речь учащихся, память, мышление, творческую деятельность.
С большим увлечением ребята выполняют такие задания (в парах, группах):
1. составить пословицу по картинке (по картинкам и подсказкам);
2. выполнить рисунок к пословице;
3. инсценировать пословицу;
4. пословицы “шутят” (в виде конкурса).
Например:
- Два сапога – тара. Лось человека не красит. Терпенье и пруд всех перетрут.
5. Отгадывание пословиц: Дело – потеха (Делу время, а потехи час).
6. Самостоятельно составляют кроссворды, пословицы (используют периодическую печать).
“Сидит Марина на уроке математики и в окно смотрит, не слушает объяснения, не работает с ребятами. Думает, что она все это и так знает. Сами ребята выполняют самостоятельную работу. Вот вам и результат Марины.”
Учитель начальных классов несет большую ответственность за развитие творческих способностей, потому что он имеет дело с детьми в том возрасте, когда невнимание к живым росткам может навсегда погубить их. Растение, за которым не ухаживают, погибает и его не вернуть к жизни. Так порой случается и со способностью к творчеству.
Учитель начальных классов Костенко Е.П.
15