ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Пимонова Е.В. учитель начальных классов, учитель-дефектолог
КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот с ОВЗ»
На рубеже столетий общество пришло к пониманию того, что важнейшим условием социально-экономического развития является качественное образование и гарантированная возможность его получения для всех групп населения. Ярким примером тому является принятие и вступление в силу ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью.
Такие дети менее адаптированы в обществе, чем их сверстники. Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у такого ребенка можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к учебной деятельности. Поэтому необходимо создать в образовательных учреждениях адаптивную среду, для того чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды могли обучаться в комфортных и доступных для них условиях.
Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах коррекционной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения являются информационные технологии. Их внедрение предполагает использование уникальных возможностей во всех областях специального образования, подчинение задачам максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии.
Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный детям;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты и т.д.) [2, с. 29].
Детей с ОВЗ и дети-инвалиды легче заинтересовать и обучить, когда они воспринимают согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на них оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами.
Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает ИКТ универсальными обучающими и информационными инструментами по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации [1, с. 34].
Вышеперечисленные факторы оправдывают применение в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ. Таковыми будут являться CD и DVD диски, локальная сеть, Интернет, базы данных, любые другие ИКТ и образовательные мультимедиа.
Классификация методов обучения с применением компьютерных технологий не будет значительно отличаться от традиционной. Опираясь на критерий, различающий дидактические методы по источнику изложения учебного материала, так же выделяем три группы:
1)      словесные (например, текст, аудиозаписи);
2)      наглядные (например, кинофильмы, диафильмы, слайды, учебные фильмы);
3)      практические (например, тренинги, проекты) [4].
Не следует забывать о том, что применение этих групп методов на возможно в тесной взаимосвязи друг с другом. Учитывать необходимо и то, что современные средства обучения должны гармонично сочетаться с традиционными с целью комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия и в учебно-воспитательных целях.
Таким образом, применение ИКТ открывает новые пути, неограниченные возможности для коррекционно-развивающей работы, значительно повышает ее эффективность, способствует воспитанию нового мышления, которое должно быть присуще каждому члену информационно-культурного общества.
Литература
Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга».
Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения». Источник: www.microsoft.com/enable/education).Проблемы управления информацией в региональной системе образования с использованием ИКТ: сборник материалов региональной научно-практической конференции. 20 мая 2010 года / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2010. – 138 с / http://irost45.ru/