Сценарий проведения игры «Олимпийские игры Древней Греции»
Сценарий проведения игры «Олимпийские игры Древней Греции»
«Обижать не следует время.
Горько и тоскливо жить без времени.» В. С. Высоцкий
«Важнейшей чертой культурной личности является способность тонко воспринимать, чувствовать время – не только свое, но и историческое время как своеобразную форму разворачивания событий».
С. Н. Глазычев
Цель урока: помочь учащимся повторить и обобщить знания об очень важном в истории человечества событии — Олимпийских играх; развивать умения по практическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы.
О проведении Олимпийских игр объявляется за две недели до проведения мероприятия. Задания вывешиваются на стенде в кабинете:
Сформировать команды из 7 человек
Придумать название команде в духе Олимпийских игр.
Сформулировать девиз, отражающий дух соревнования.
Нарисовать эмблему команды и подготовить ее презентацию.
Болельщики должны подготовить для поддержки команды плакаты икричалкиДля оформления зала на уроках рисования нарисовать картины из истории Древней Греции.
Подготовить ребусы, кроссворды, вопросы из серии «Третий лишний» для команды – соперника.
Подготовить небольшое приветствие команды.
Заранее оговаривается, что во время игры элладоники могут за неспортивное поведение заменить участника команды, поэтому к соревнованию необходимо готовиться всему классу.
Для проведения олимпиады необходимо:
скрепки канцелярские (изготовление цепей для Прометея)
два пластиковых ведра с надписью «СУДЬБА» и 6 моточков шерсти для мойр
импровизированный аквариум, две удочки с магнитами и контуры обитателей моря
2 шпагата для «Нити Ариадны» и скрепки канцелярские
заготовки из картона и шпагат для ремонта корабля
держатели для бумаги
ручки
пластиковые стаканчики для строительства крепостных стен
кувшин с жетонами для жеребьевки
«гордиев узел» - таблицы с изображением морских узлов
Игра- соревнование
Представление элладоников. Произнесение клятвы:
Клянемся богами Олимпа
Судить беспристрастно и строго
И за порядком присматривать зорко!
Во имя Зевса и богини Клио докажите, что вы достойны ПОБЕДЫ!
Ведущий. Перед началом игры прошу участников произнести олимпийскую клятву.
Клятва олимпийцев
Команды представляют домашнее задание.
Клянемся бороться честно.
Клянемся уважать соперника.
Клянемся прийти на помощь другу в трудную минуту.
Мы готовы к борьбе.
Мы надеемся на победу.
Мы готовы поделиться своими знаниями с вами!
Вперед, к победе во имя музы истории КЛИО.
Перед каждым конкурсом из сосуда необходимо достать жетон с буквами греческого алфавита, чтобы определить порядок выступления.
1конкурс. Домашнее задание.
Команды выступают со своими приветствиями.
2конкурс. «Дальше, дальше. дальше ».
Слова богини Клио. (слайд №..)
О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посередине его не успевали заметить - так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.
Ведущий. За две минуты вам предстоит ответить на вопросы, подготовленные богиней Клио. Побеждает та команда, которой удастся за отведенное время дать больше ответов. Если вы не знаете ответ, произнесите: «Дальше»!!!
Вопросы:
Автор поэмы «Одиссея» (Гомер)
Другое название Трои (Илион)
Количество букв в греческом алфавите (24)
Злые чародейки, полуптицы-полуженщины (Сирены)
Крестьяне-рабы в Спарте (Илоты)
Морские разбойники (Пираты)
Награда победителя Олимпиады (Оливковая ветвь)
Сын Дедала (Икар)
район гончарных мастерских в Афинах (Керамик)
Раб, сопровождающий ребенка в школу (Педагог)
Площадка для выступления актеров (Скене)
Глиняный горшок для хранения зерна (Пифос)
Богиня победы (Ника)
Почетный гость на бесплатных местах в театре (Олимпионик)
Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны (Портик)
Парикмахерская в Древней Греции (Цирюльня)
Здание, оборудованное для наблюдения за небесными светилами (Обсерватория)
Чудовище, обитающее в лабиринте (Минотавр)
Надпись на золотом яблоке, подброшенное богиней ссор и раздоров («Прекраснейшей»)
Родина Одиссея (Итака)
Буква, которой заканчивается греческий алфавит (Омега)
Народ Древней Греции (Демос)
Возраст, позволяющий спартанцу войти в совет старейшин (60 лет)
Поселение греков на берегу Черного моря (Колония)
Кувшин для хранения оливкового масла (Амфора)
Греческий военачальник (Стратег)
Построение греков в сомкнутые ряды (Фаланга)
Царь, приказавший высечь море (Кир)
Место в порту для починки и строительства кораблей (Верфь)
Главная площадь в Афинах (Агора)
Храм богини Афины на вершине холма Акрополь (Парфенон)
Город в Древней Греции (Полис)
Власть народа (Демократия)
Военный корабль греков (Триера)
Палочка для письма (Стиль)
Место для физических упражнений (Палестра)
Место проведения гонок на колесницах (Ипподром)
Река забвения в подземном царстве Аида (Лета)
Монета весом в 26 килограмм (Талант)
Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей (Оратор)
3конкурс. «Бюро находок»
Слова богини Клио.
Упражнение выполнялось с гирями. Атлет выполнял прыжок вперед из исходного положения ноги вместе, без разбега, выбрасывая руки вперед. Во время прыжка руки и ноги были почти параллельными. Перед приземлением атлет отводил руки назад, одновременно отбрасывая гири. Это усиливало движение ног вперед и увеличивало расстояние в прыжке. Применение означало, что движения атлета должны быть координированными. Для этой цели соревнования сопровождала мелодия, исполняемая на флейте. Гири выполнялись из камня или металла и имели разную форму.
Ведущий. В секторе для прыжков были обнаружены потерянные вещи. Вам необходимо за отведенное время определить, кому они могли бы принадлежать?
Ответ: Диоген, Парис (Елена, Эрида, Гера, Афина, Афродита, Геракл, геспериды), Деметра, Икар (Дедал), Дионис, Гермес (Персей), Ахиллес, Аид, Афина, Аполлон, Посейдон (Пегас, его сын и медузы Горгоны), Прометей. Слова богини Клио. Пока участники находятся на задании, прошу выйти на стадион по 3 человека от каждой команды. Вам предстоит сыграть роль мойр, которые по представлениям древних греков держали в руках судьбы и смертных, и богов. Вам предстоит доказать, что вы сами творцы своей Судьбы. Кому удастся быстрей перемотать три клубочка и сложить слово, тот принесет победное очко команде.
4 конкурс «Лабиринт»
Ведущий. Перед вами магический квадрат. Вам необходимо найти слова, связанные с историей Древней Греции и объяснить, что скрывается за ними. Если вы затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой.
Богиня Клио. Соревновались древние и в метании диска. Были диски из дерева, камня, железа, бронзы, нередко украшались резьбой, изображениями птиц, животных или сценами спортивных соревнований. Вес диска был от 1,25 до 6,63кг. (Сегодня диск весит 2кг для мужчин и 1кг для женщин.)
Ответ:
Минос – царь Крита.
Одиссея - произведение Гомера,
Драхма - афинская монета 4,37 г серебра, наиболее распространен в Греции и ее колониях.
Талант - со времен реформы Солона (594 г. до н. э.) весил 26,196 кг.
Архонт -высшее должностное лицо в древнегреческих полисах
Спарта – государство в Древней Греции, воины которой приняли участие в Фермопильском сражении.
5 конкурс. «Загадочные числа»
Ведущий. Перед вами числа, попробуйте вспомнить какое отношение они имеют к истории Древней Греции.
Слова богини Клио. Среди болельщиков очень ценились копьеметатели. Их охотно изображали и скульпторы. К древку копья прикреплялся кожаный ремешок, который образовывал петлю. Во время броска атлет просовывал в петлю указательный и средний пальцы, что позволяло увеличить расстояние полета копья.
Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание делилось на два вида: "экеболон", где определяющей была дистанция, которую пролетело копье, и "стохастикон", где судили по поражению специальной цели.
Ответ:
Количество букв в греческом алфавите
Количество Муз, спутниц Аполлона
Главные боги Олимпа
Срок между олимпиадами
Продолжительность Олимпиады
Продолжительность Троянской войны
Столько ждала Пенелопа Одиссея
Подвиги Геракла
Количество избраний Перикла на должность
Протяженность марафонской дистанции
Протяженность беговой дорожки на стадионе Олимпии
Количество защитников Фермопил, оставшихся с Леонидом
Совет пятисот
Сторукие чудовища, охранявшие вход в Тартар
Количество боевых триер, построенных по совету Фемистокла афинянами
Ведущий. Приглашаем двух участников команд для решения задачки, оказавшейся по зубам Александру Македонскому.
Снятие шнурка
Вставка шнурка
6 конкурс. «Океан крылатых фраз»
Ведущий. Приглашаются два участника команд. Попробуйте сопоставить крылатые фразы и их значение.
то, что находится в крайне запущенном состоянии, в беспорядке
крайний предел, граница чего-нибудь, крайность в чем-либо
трудноразрешимое, запутанное дело, задача, какие-то затруднения
постоянно угрожающая кому-то опасность, неприятность
положение, когда опасность угрожает с двух сторон
быть забытым, бесследно и навсегда исчезнуть
помогает найти выход из затруднительного положения
бесполезный, не имеющий конца тяжелый труд, бесплодная работа
источник множественных несчастий, бедствий
неиссякаемый источник богатства и всех благ
мрачная Бездна в глубине Земли
невыносимые и нескончаемые страдания
причина ссоры, вражды
готовность к самопожертвованию
подарок с тайным, злым умыслом
Ответ:
Авгиевы конюшни
Геркулесовы столпы
Гордиев узел
Дамоклов меч
Между Сциллой и Харибдой
Кануть в Лету
Нить Ариадны
Сизифов труд
Ящик Пандоры
Рог изобилия
Провалиться в тартарары
Танталовы муки
Ахиллесова пята
Яблоко раздора
Прометеев огонь
Троянский конь
7 конкурс. «Школа гражданского воспитания»
Ведущий. Приглашаем очередных участников Олимпиады для выполнения следующего задания.
1-я команда – выбрать понятия, сохранившиеся в современном театре;1-я команда – выбрать слова, имеющие отношение к драматургии;2-я команда – выбрать слова, имеющие отношение к устройству театра;2-я команда– выбрать слова, имеющие отношение к игре актеров.
ТЕАТР АКТЕР КАТАРСИС
ТРАГЕДИЯ КОРИФЕЙ СКЕНЕ
КОМЕДИЯ ДРАМАТУРГИЯ ЖЕСТЫ
ТЕАТРОН ДРАМАТУРГ МИМИКА
СЦЕНА ХОР РЕЧЬ
КОНТУРЫ ОРХЕСТРА
Богиня Клио. Теперь настала очередь зрителей принять участие в соревнованиях.
Древнегреческий театр отличался от торжеств в честь богов и правителей на Древнем Востоке тем, что:1)внимание зрителей было сосредоточено на актерах - исполнителях ролей; (+)2)правители тоже участвовали в представлении; (-)3)зрелище было общедоступным; (+)4)возвеличивались деяния свободных людей; (+)5)возвеличивались деяния богов и царей.(-)2 вариант. Древнегреческий театр схож с современным тем, что:1)играли только одни трагедии; (-)2)играли профессиональные актеры; (+)3)любой желающий мог посетить представление, заплатив деньги; (+)4)представления проходили в специальном здании; актеры играли в масках. (+)
1. Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»?Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках.2. Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»?Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум».3. Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил?Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением.4. Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками читал заданный урок?Да. В старых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика – балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова – «балбес».5. Верите ли вы, что требование учителя «знать назубок» восходит к тем временам, когда требовали так превосходно затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов?Нет, эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий из благородного металла. Знать назубок буквально означало получать необходимые знания с помощью собственного зуба.6. Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли в обращении к друг другу выражение: «заруби на носу», они имели в веду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека?Нет. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки с зарубками, сделанными для запоминания. Они и назывались носом.
Богиня Клио. Пока участники команды решают задание я приглашаю двух участников команды, которые обладают актерскими задатками. Вам необходимо при помощи мимики и жестов изобразить древнегреческих героев.
1 команда: Посейдон, циклоп, медуза Горгона, Прометей, Икар.
2 команда: Гермес, Атлант, Афродита, цербер, Харон.
9 конкурс. А.«Разбежавшиеся буквы».
толи
сиполиретарротаромарофаидямокеакаитакаитБ. «Переведи на греческий»
Неделимый
Вождь детей
Мудрость
Не ощущаю
Власть народа
Самодвижущийся
Нашел
Словарь
Без начальника
Зрелище
В. «Исторический зоопарк» Перед вами животные и мифические существа «вошедшие в историю». Вам необходимо дать ответ какую роль они сыграли в истории Древней Греции.
Дельфин
Сова
Орел
Минотавр
Кентавр
Медуза
Цербер
Медведица
Сирена
Грифон
Г. «Маска, я тебя знаю!»
10 конкурс. Конкурс капитанов.
«Найди пару»
Богиня Клио. На пятый день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из священного оливкового дерева. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на головы венки. Глашатай в это время объявлял имя атлета и называл его родной город. Затем устраивали торжественное шествие, впереди шли судьи, ними победители (олимпионики), жрицы следом вели лошадей, которых они выиграли, зрители кричали: “Слава, Слава победителям!»
Подведение итогов.
Город давал победителю:
пурпуровая одежда
денежные средства как премия
пожизненная пенсия
почетное кресло в театре
пожизненное питание
прижизненная статуя (для победивших 3 раза)
монеты с изображением победителя
мраморная стела с хвалебной надписью
освобождение от налогов и повинностей
прославление поэтов в стихах
Список литературы:
О. Ю. Срабова «Древний мир» Санкт-Петербург 2002 г.
Н. Н. Трухина « История Древней Греции» МИРОС Москва 1993 г.
Б. л. Хейфец «Сборник интеллектуальных игр» Интеллект – Центр Москва 2000 г.
Г. И. Старобинская «Вопросы и задания по истории Древнего мира» АРКТИ Москва 2003 г
Б. Е. Андюсев «Опорные конспекты по истории Древнего мира» ВЛАДОС Москва 1999 г.
М. А. Нянковский «Неизвестное об известном» Академия развития Ярославль 1997 г.
Т. П. Андреевская «Задания – тесты по истории древнего мира» Санкт-Петербург изд. «Утро» 1997 г.
С. Г. Смирнов «Задачник по истории древнего мира» МИРОС Москва 1994 г.
Г. И. Годер «Задания и задачи по истории древнего мира» Просвещение Москва 1998 г.