Урок информатики в 6 классе «Основы алгоритмизации и программирования. Составление алгоритмов».
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 9 г. Пинска»
Урок информатики в 6 классе
«Основы алгоритмизации и программирования. Составление алгоритмов».
Тип урока: комбинированныйФормы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Цели урока:
образовательная: создать условия для формирования у учащихся правильного понимания понятий алгоритм, исполнитель; практических навыков составления алгоритмов.
развивающая: обеспечить условия для развития мыслительной деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; самостоятельности, логического изложения мыслей; коммуникативных компетенций – развитие монологической речи навыков индивидуальной и групповой практической работы.
воспитательная: воспитание информационной культуры; чувства товарищества, ответственности за совместно выполняемую работу; внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; критического отношения к своему труду, умение оценивать его.
Задачи урока: 1. повторить темы «Алгоритм» и «Исполнители алгоритмов»;
2. закрепить материал предыдущих уроков;
3. повысить информационную компетентности учащихся путем освоения и практического использования навыков работы в среде программирования Pascal ABC с исполнителем Чертежник;
4. научить использовать полученные знания на практике.
Оборудование:
компьютерная презентация;
мультимедиа проектор;
персональные компьютеры;
программа “ Pascal ABC ”;
раздаточный материал с заданиями для учащихся по теме урока
Ход урока:
1.Организационный момент. (2 мин)
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и полезным для вас. Мы с вами продолжаем изучение темы «Основы алгоритмизации». А девизом сегодняшнего урока я выбрала изречение древнего философа Конфуция «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Но прежде чем приступить к выполнению нового, давайте повторим старое, следуя словам Конфуция.
2. Постановка учебной задачи. (5 мин)
Ребята давайте определим вопросы, которые мы решим сегодня на этом уроке.
1. Что я знаю по данной теме?
2 Чего я не знаю по данной теме?
3 Чему я хочу научиться?
Предложенные варианты: определения, основные понятия, правила записи алгоритмов, способы записи алгоритмов, типы алгоритмов, программа, структура программы, среда обитания исполнителя «Чертежник», система команд исполнителя «Чертежник», составление программ для исполнителя «Чертежник», др. варианты ответов.
На доске 1 ученик разносит понятия по столбцам.
Сформулируйте и запишите в тетрадях свою цель урока (озвучить)
3.Повторение изученного материала: (15 мин)
-Что такое алгоритм?
Внимательно прочитаете текст и отвечаете на 4 вопроса:
Из какого произведения взят отрывок? (название книги)
Перечислены ли здесь действия?
К какому результату приведет их выполнение?
Текст является описанием алгоритма?
ТЕКСТ 1.
«Если я что-нибудь понимаю, то дыра это нора, а нора это Кролик, а Кролик – это подходящая компания, а подходящая компания – это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою ворчалку. И все такое прочее».
ТЕКСТ 2.
Перемой-ка всю посуду.
Да натри полы повсюду,
Дров на месяц наколи,
Кофе на год намели,
Посади среди цветов
Сорок розовых кустов,
И, пока не подрастут,
Подметай дорожки тут. (тип алгоритма?)
- Свойства алгоритма.(понятность, конечность, точность)
Обсудить предложенные команды
1. Взять книгу
Открыть первую страницу
Пока не конец книги выполнить следующие действия:
Прочитать текст
Перелистнуть книгу на следующую страницу
Прочитать текст
Открыть первую страницу
(Легко догадаться, что данная последовательность команд будет выполняться бесконечно и поэтому алгоритмом не является. Чтобы данный алгоритм стал конечным, надо исключить из него пункты c и d.)
Идти прямо
Повернуть
Идти прямо
Сесть в автобус
Доехать до остановки «Стадион»
(Данный алгоритм не уточняет, какое расстояние нужно пройти прямо, в какую сторону повернуть, на какой автобус сесть, поэтому разные исполнители будут выполнять его по-разному и цель вряд ли будет достигнута.)
- исполнитель алгоритма?
Ученики работают исполнителями
ЗАДАНИЕ 1
Алгоритм морфологического разбора глагола:
1) назвать часть речи и общее действие;
2) указать начальную форму глагола;
3) определить постоянные морфологические признаки (вид; переходность; возвратность; спряжение);
4) определить непостоянные морфологические признаки (наклонение; время; лицо; число; род);
5) определить синтаксическую роль глагола в предложении.
Пример:
Выполнить алгоритм для глагола «идет» из предложения: «Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?».
(Идет — гл., (что делает?) идет, н. ф. — идти, несов., неперех., невозвр., 1 спр., изъяв. н., наст. вр., 3-е л., ед. ч.
Сказуемое.)
ЗАДАНИЕ 2.
Задумайте любое трехзначное число.
Припишите его справа еще раз. т.е. если вы задумали 123, то у вас должно получиться 123123.
Разделите полученное число на 7.
Затем, полученное частное разделите на само задуманное число (уверяю вас, оно разделится нацело).
Новое частное поделите на 11.
В результате у вас получится 13. Это я вам гарантирую!
Прослушайте стихотворение и сделайте выводы.
Я робота недавно смастерил
И всем домашним сразу угодил.
Готовит он, и гладит, и стирает,
И с папой в шахматы играет.
С собакой по утрам гуляет.
Английский в совершенстве знает.
И с этих пор семья живёт без утомительных хлопот.
Лишь отдых для меня забыт.
Чтоб поддержать домашний быт,
Блок-схемы долго составляю,
Примеры до утра решаю,
И алгоритмы сочиняю.
И микросхемы разбираю.
Ведь робот умненький такой
Живёт моею головой.
Человек – разрабатывает алгоритмы (программы), исполнитель - выполняет.
Тест (в презентации)
Физкультминутка. (1 мин )Кто-то из великих заметил: «Ничто мне не принадлежит так полно, как мое время, и, в то же время, ничто не подвластно мне так мало, как мое утекающее время». Для размышления над этим вопросом предлагаю всем участникам движения во времени небольшую разминку.
Изложение нового материала.
Ошибки при работе исполнителей
Работа исполнителя не всегда проходит гладко - иногда встречаются ошибки. Существует три вида ошибок исполнителей.
“НЕ ПОНИМАЮ” данной команды нет в списке команд исполнителя и он её не понял. Вероятно, мы ошиблись в записи текста команды.
“НЕ МОГУ” исполнитель понял команду, но не может ее выполнить. Например, роботу дана команда “вперед”, а впереди стоит стенка и он не может идти. Или собаке скомандовали “Сидеть!”, а она уже сидит.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ исполнитель понял команду и выполнил её, но сделал не то, что мы от него хотели. Причина этого - наша ошибка в составлении задания (алгоритма).
Закрепление практических навыков
- повторить координаты точки (презентация)
- выполнение задачи на компьютере.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание
2 мин
Еще одна литературная задачка.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет» – помните? И вот теперь они решили помириться и...
Однажды Клара подарила
Ему коробку из-под мыла;
Подумав, Карл послал в ответ
Пустой кулек из – под конфет.
Тогда смягчившаяся Клара
Послала 2 воздушных шара.
А Карл послал ей, подобрев,
3 новых карты масти треф.
И с благодарностью от Клары
Пришли 5 варежек без пары;
А благодарный Карл в ответ
Шлет 8 разных сандалет.
Растрогавшись, послала Клара
13 труб для самовара,
И, прослезившись, Карл послал
21 коленный вал...
Чему будет равен следующий подарок?
Каков принцип получения следующего числа последовательности?
Это числа Фибоначчи: каждое следующее число равняется сумме двух чисел, которые идут перед ним (например, число 55=34+21, а число 34=13+21):
Вы можете составить алгоритм нахождения n-ого элемента последовательности?
А продолжить стихотворение по силам?
§ 19,20 упр.3(в) стр. 111