РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.06. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Министерство образования и науки Ульяновской области
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.06. ОСНОВЫ алгоритмизации и ПРОГРАММИРОВАНИЯ
по программе подготовки специалистов среднего звена
по специальности
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Учт.экз.№
г. Ульяновск
2016
ОДОБРЕНА
методической цикловой комиссией
связи и информационных технологий,
радиотехники и машиностроения
Председатель МЦК
_________________Л.Н.Баранова
______________2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Зам. директора по теоретическому обучению
_________________Л.В. Кондратьева
_____________2016г.
СОГЛАСОВАНО
Зав.методическим кабинетом
______________Р.Ф.Средина
_____________2016г.
Разработчики:
Матишевская София Юрьевна, преподаватель ОГБПОУ УМТ
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
12
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы алгоритмизации и программирования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО по направлению подготовки 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышении квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина, ОП.06.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать языки программирования высокого уровня;
строить логически правильные и эффективные программы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
общие принципы построения алгоритмов;
основные алгоритмические конструкции;
системы программирования;
основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы,
операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти;
подпрограммы, составление библиотек программ;
объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;
самостоятельной работы обучающегося 56 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
168
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
112
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
48
контрольный работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
56
в том числе:
работа с конспектом, учебной литературой,
6
составление докладов;
4
написание конспектов;
10
выполнение упражнений
36
Дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования
30
Тема 1.1. Введение. Основные понятия алгоритмизации. Понятие и свойства алгоритма.
Содержание учебного материала:
8
1.Введение. Основные понятия алгоритмизации. Понятие и свойства алгоритма.
2
2
2.Основные понятия алгоритмизации. Базовые структуры алгоритмов
2
2
3.Основные понятия алгоритмизации. Основные базовые типы данных и их характеристики
2
2
4.Основные понятия алгоритмизации. Основные структурированные типы данных
2
2
Практические занятия:
2
Практическое занятие №1. Составление блок-схем алгоритмов.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Разработка блок - схем алгоритмов повседневной человеческой деятельности.
4
Тема 1.2. Логические основы алгоритмизации. Основные операции логической алгебры.
Содержание учебного материала:
4
1.Логические основы алгоритмизации. Основные операции логической алгебры.
2
2
2.Основные свойства логических операций. Составление таблиц истинности.
2
2
Тема 1.3.
Языки и методы программирования
Содержание учебного материала:
4
2
2
1.Языки программирования. Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Понятие системы программирования. Интегрированная среда программирования.
2
2.Методы программирования: структурный, модульный, объектно - оориентированный, метод усложнения прототипов. Общие принципы разработки простых программных приложений.
2
Контрольная работа по темам 1.1.–1.3.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация по теме «Подходы к программированию».
Осуществить постановку задачи, составить математическую модель, алгоритм решения, провести анализ работы.
6
Раздел 2. Программирование на одном из процедурных языков (Turbo Pascal, C++, Basic и т. д.)
52
Тема 2.1. Основы программирования.
Содержание учебного материала:
10
2
2
2
2
2
2
1.Основные элементы языка программирования. Структурная схема программы на алгоритмическом языке.
2. Лексика языка. Переменные и константы. Типы данных. Выражения и операции.
3.Операторы языка. Синтаксис операторов. Составной оператор. Вложенные условные операторы. Циклические конструкции.
4.Структуры данных. Массивы. Объявление массива. Ввод и вывод одномерных и двумерных массивов. Обработка массивов. Стандартные функции для массива целых и вещественных чисел.
2
2
5.Строки и множества. Объявление строковых типов данных. Операции со строками. Стандартные функции и процедуры работы со строками. Объявление множества. Операции над множествами. Алгоритмы, использующие усложнённые структуры данных.
2
2
Практические занятия:
14
Практическое занятие №2. Составление программ линейной структуры.
2
Практическое занятие №3. Составление программ разветвляющейся структуры.
2
Практическое занятие №4. Составление программ циклической структуры.
Практическое занятие №5. Обработка одномерных массивов.
2
2
Практическое занятие №6. Обработка двумерных массивов.
2
Практическое занятие №7. Работа со строковыми переменными.
2
Практическое занятие №8. Работа с данными типа «множество».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на составление программ на одном из процедурных языков.
Разработка алгоритма по индивидуальному заданию и оформление отчета.
6
Тема 2.2. Подпрограммы.
Работа с файлами.
Содержание учебного материала:
10
1.Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение и различие. Организация процедур, стандартные процедуры.
2
2
2. Процедуры, определённые пользователем: синтаксис, передача аргументов. Формальные и фактические параметры. Процедуры с параметрами, описание процедур.
2
2
3. Типы файлов. Организация доступа к файлам. Файлы последовательного доступа. Открытие и закрытие файла последовательного доступа.
2
2
4. Файлы произвольного доступа. Порядок работы с файлами произвольного доступа. Создание структуры записи.
Открытие и закрытие файла произвольного доступа.
2
2
5.Запись и считывание из файла произвольного доступа. Использование файла произвольного доступа. Стандартные процедуры и функции для файлов разного типа.
2
2
Практические занятия:
6
Практическое занятие №9. Организация и использование процедур.
2
Практическое занятие №10. Организация и использование функций.
2
Практическое занятие №11. Работа с файлом произвольного доступа
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на составление программ с использованием процедур (функций) и файлов.
Определить названия расширений типов данных: стандартных целых и вещественных типов.
6
Раздел 3. Программирование «снизу вверх». Прототипирование.
22
Тема 3.1.
Библиотеки
подпрограмм
Содержание учебного материала:
Программирование модулей. Модуль: синтаксис, заголовок, разделы. Библиотеки подпрограмм: понятие и виды. Схема вызова библиотек. Статическое и динамическое связывание. Использование библиотек подпрограмм.
2
2
Практические занятия:
6
Практическое занятие №12. Программирование модуля.
2
Практическое занятие №13. Создание библиотеки подпрограмм.
2
Практическое занятие №14. Использование библиотеки подпрограмм.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач.
6
Тема 3.2.
Начала объектно-ориентированного программирования
Содержание учебного материала:
4
1.История развития ООП. Базовые понятия: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
2
2
2. Событийно – управляемая модель программирования. Специфика алгоритмов приложений для событийно - управляемой модели программирования.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат по теме «История развития ООП».
Создать объект.
4
Раздел 4. Среды быстрой разработки программ
34
Тема 4.1.
Знакомство
с одной из интегрированных
сред разработчика (Borland
Delphi, Java
TM, Visual
Basic, Borland
C++ Builder
и т. д.)
Содержание учебного материала:
4
1.Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты.
2
2. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Панель компонентов и их свойства. Окно кода проекта. Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта.
2
2
Практические занятия:
Практическое занятие №15. Выполнение учебного проекта.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение по теме «Интегрированная среда разработчика».
Явно и неявно преобразовать данные одних типов в данные других типов.
6
Тема 4.2.
Этапы разработки
приложения
Содержание учебного материала:
4
1.Алгоритмы, использующие классы. Понятие интерфейса. Создание приложения с помощью объектно - ориентированного программирования.
2
2
2. Тестирование, отладка приложения. Документирование приложения.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение по теме «Алгоритмы, использующие классы».
4
Тема 4.3.
Иерархия классов
Содержание учебного материала:
4
1.Классы объектно-ориентированного языка программирования: виды, назначение, свойства, методы, события.
2
2
2. Объявление класса, свойств и методов экземпляра класса. Наследование. Перегрузка методов.
2
2
Практические занятия:
6
Практическое занятие №16. Объявление класса, создание экземпляров класса.
2
Практическое занятие №17. Создание наследованного класса.
2
Практическое занятие №18. Перегрузка методов.
2
Самостоятельная работа обучающегося: Решение задач.
4
Раздел 5. Программы с графическим интерфейсом
30
Тема 5.1.
Визуальное
событийно - управляемое
программирование
Содержание учебного материала:
6
1.Основные классы - компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. Дополнительные элементы управления
2
2
2.Свойства классов - компонентов. Виды свойств. Синтаксис опрееделения свойств. Категория свойств. Назначение свойств и их влияние на результат. Управление объектом через свойства.
2
2
3.События классов - компонентов, их сущность и назначение. Создание процедур на основе событий. Процедуры, определённые пользователем: синтаксис, передача аргументов. Вызов событий.
2
2
Практические занятия:
4
Практическое занятие №19. Создание проекта с использованием классов - компонент
для работы с текстом.
2
Практическое занятие №20. Создание проекта с использованием классов - компонент
стандартных диалогов и системы меню.
2
Самостоятельная работа обучающегося: Конспект по основным визуальным событиям и их обработке в системе интегрированной среды разработчика.
4
Тема 5.2.
Разработка
оконного приложения
Содержание учебного материала:
2
1.Разработка алгоритма оконного приложения. Разработка функционального интерфейса приложения.
2
2
Практические занятия:
6
Практическое занятие №21.Разработка оконного приложения.
2
Практическое занятие №22.Разработка оконного приложения с несколькими формами.
2
Практическое занятие №23. Разработка многооконного приложения
2
Самостоятельная работа обучающегося: Решение задач.
6
Дифференцированный зачет
2
Всего
168/112
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета программирования и баз данных.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Turbo Pascal для студентов и школьников/ Г.Г. Рапаков, Ржеуцкая. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 352 с.
2. Абрамов, В.Г. Введение в язык Паскаль [Текст]: учебное пособие / В.Г. Абрамов, Н.П.Трифонов, Т.Н. Трифонова. – М.: Наука, 2004. – 232 с.
3. Демидович, Е.М. Основы алгоритмизации и программирования: язык СИ [Текст]: учеб пособие /М. Демидович. - 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: БХВ – Петербург, 2008. – 440с.
4. Павловская, Т.А. Паскаль: программирование на языке высокого уровня. [Текст]: практикум / Т.А. Павловская. – СПб.: Питер, 2007. – 317с.
5. Павловская, Т.А. С/С++ Программирование: на языке высокого уровня [Текст]: учеб. для вузов / Т.А. Павловская. – СПб.: Питер, 2009. – 461 с.ил.
6. Павловская, Т.А. Паскаль: программирование на языке высокого уровня [Текст]: учеб. для вузов / Т.А. Павловская. – СПб.: Питер, 2008. – 393с.
7. Петров, А.В. Вычислительная техника и программирование [Текст]: учебное пособие / А.В. Петров, В.Е. Алексеев, А.С. Ваулин. – М.: Высшая школа, 2002. – 167 с.: ил.
8. Поляков, Д.Б. Программирование в среде Турбо Паскаль [Текст]: учебное пособие / Д.Б.Поляков, И.Ю. Круглов– М.: МАИ, 2002. – 146 с.
Дополнительные источники:
1. Голицына, О.Л. Основы алгоритмизации и программирования [Текст]: учеб. пособие для СПО/ О.Л. Голицына, И.И. Попов. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Форум, 2008. – 432с.
2. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д.Угринович. – 4-е издание-М.: БИНОМ лаборатория знаний, 2007. – 511 с.
3. Павловская, Т.А. Программирование на языке высокого уровня [Текст] : учеб. для вузов / Т.А. Павловская. - СПб.: Питер, 2007. – 432с.ил.
Информационные ресурсы:
Сайты журналов
1. Программист
Режим доступа: http://jurnal-programmist.at.tut.by/
Образовательные сайты
1. Введение в теорию алгоритмов
Режим доступа: http://techn.sstu.ru/TFI/site%5Ftfi/TFI/PVS/
material/shaturn/theoralg/index_0_1.htm
2. Лекции. Теория алгоритмов
Режим доступа: http://230101.ru/teor_algor/lect_t_a.htm
Режим доступа: http://th-algoritmov.narod.ru/base.htm
3. Все о языке программирования Turbo Pascal
Режим доступа: http://www.pascal7.ru/
4. TURBO PASCAL
Режим доступа: http://www.gopascal.ru/
Режим доступа: http://www.tp7.info/task.php
Режим доступа: http://www.pascal.helpov.net/
5. Программирование для начинающих
Режим доступа: http://pas1.ru/
6. Программирование на Delphi
Режим доступа: http://www.delphisources.ru/
Режим доступа: http://www.programmersclub.ru/
Режим доступа: http://www.delphilab.ru/
Режим доступа: http://delphihelp.ucoz.ru/
Порталы
1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения
использование языков программирования высокого уровня;
построение логически правильных и эффективных программ;
Оценка выполнения лабораторных работ №1-24;
Оценка разработанных студентами алгоритмов и кодов программ в ходе выполнения самостоятельной работы
Усвоенные знания
общие принципы построения алгоритмов;
основные алгоритмические конструкции;
системы программирования;
основных элементов процедурного языка программирования, структуры программы, операторов и операций, управляющих структур, структур данных, файлы, кассы памяти;
подпрограммы, составление библиотек программ;
объектно-ориентированной модели
программирования, понятия классов и объектов, их свойств и методов.
Экспертное оценивание выполнения практических занятий, самостоятельных работ и тестирования.
Разработчики:
Матишевская София Юрьевна, преподаватель ОГБПОУ УМТ
13PAGE 15
13PAGE 14215
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
Заголовок 115