Статья Использование пальчиковых игр в звуковой культуре речи детей


Все большее количество детей идет в логопедические группы, вследствие недостатков в речи, поэтому перед педагогами стоят важные задачи, которые направлены на то, чтобы дети смогли своевременно и успешно обучаться в школе. Решить эти задачи возможно и необходимо как можно раньше, и при этом наиболее эффективно использовать наиболее доступный вид деятельности – игру, а также различные игровые упражнения, направленные на успешное решение задач. Пальчиковые игры являются прекрасным средством для развития речи детей. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Мы поставили цель: формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста через использование пальчиковых игр. Поставленная цель привела к решению задач:1. Развивать речедвигательный аппарат;2. Развивать просодическую сторону речи (дыхание, голос, дикцию);3. Развивать фонематический слух;4. Развивать мелкую моторику;5. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Свою работу по формированию звуковой культуры речи вели сразу по следующим направлениям:- развитие артикуляционного аппарата;- развитие дыхательной системы;- развитие мелкой моторики. Что является важным условием правильного произношения? Конечно же подвижность органов артикуляционного аппарат. Как важно, чтобы ребенок им владел. Поэтому мы тренировали движения языка, губ, нижней челюсти. Предлагали детям послушать историю про Машу, сопровождая свой рассказ пальчиковыми играми с демонстрацией иллюстраций: «заборчик», «ворота», «окошко». Например, «Жила-была Маша, и был у нее вот такой дом. Давайте покажем Машин дом при помощи ручек. Возле дома стоял забор (показать иллюстрацию). Давайте покажем заборчик (дети улыбались с напряжением, обнажив сомкнутые зубы). Сидит Маша и смотрит в окно. Давайте ручками покажем окошко. В это время на окошко сел воробей. Покажем воробушка (дети машут ручками-крыльями). Он посмотрел в окно. Покажем окошко ротиком (дети широко открывали рот). Маша закрыла окно (закрыли рот), а воробей улетел». Для развития фонематического восприятия играли в игру «Горшок каши», услышав, что каша плывет из горшка шипит: ш-ш-ш, дети звонили в колокольчик (на звук «ш»). В игре «Жук в ладошке», услышав, что жук в ладошке зажужжал: ж-ж-ж, дети раскрывали ладошку, выпускали жука. Использовали игры на звукоподражание, например, «Кто как кричит». При автоматизации звуков использовали чистоговорки, сопровождая пальчиковыми упражнениями. Например, «Ой-ой-ой – зайке холодно зимой» (показывали «зайчика» при помощи 2-х пальчиков – указательного и среднего, слегка шевеля пальчиками-ушками); «У-у-у – зайка кушает траву (поднимаем и опускаем одновременно ладони). Сначала проговаривали медленно, затем темп убыстряли. Использовали и скороговорки, например, «Два щенка»Два щенка (кулаки правой и левой руки поочередно ставятся на стол ребром)Щека к щеке ( кулачки трутся друг о друга)Щиплют щетку в уголке (правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой и наоборот)или «Слишком много ножек у сороконожек» (пальчики обеих рук «бегают» по столу, как по клавишам). Мы заметили, что большой интерес у детей вызывают пальчиковые игры. А одним из важных условий воспитания звуковой культуры речи является развитие координации движений артикуляционного аппарата и мелкой моторики. Если артикуляционные движения производить одновременно с соответствующими по смыслу движениями кистей и пальцев рук, то у детей развивается и речь, и мелкая моторика. Пальчиковые игры использовали как на занятиях, так и в повседневной жизни. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Мы составили картотеку пальчиковых игр:1. Игры-манипуляции;2. Сюжетные пальчиковые игры;3. Пальчиковые кинезиологические упражнения;4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;5. Пальчиковые потешки;6. Рассказывание стихов руками;7. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой;8. Пальчиковыеигры-песенки;9. Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок;10 . Театр в руке. Прежде, чем приступить к пальчиковым играм, мы использовали игры с самомассажем кистей и пальцев рук, использовали движения для массажа: разминание, растирание, надавливание, пощипывание и так далее, сопровождая звукопроизношением, например, «Помоем руки водой, сопровождая проговариванием звука: с-с-с», «Гуси щиплют травку» (сопровождая звукоподражанием гусей: га-га-га) Для тренировки пальцев использовали упражнения без речевого сопровождения. Например, «Пальчики здороваются» (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков пальцев: указательного, среднего, безымянного и мизинчика), «Человечек» (указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу), «Колечко» (соединить большой пальчик с указательным, затем по очереди с другими пальчиками), «Коза» (выставить вперед указательный и мизинец), «Лучики» (сжимать и разжимать пальцы обеих рук, постепенно ускоряя темп. Затем расслабить пальцы) и другие. Такие кинезеологические игры помогают развивать не только мелкую моторику, но и улучшают память, внимание, формируют пространственные представления. Использовали различные игры манипуляции, например, «Мы, делили апельсин»Мы делили апельсин Дети по очереди разжимаю пальчики.Много нас, а он - один.Эта долька - для ежа,Эта долька - для чижа,Эта долька - для котят,Эта долька - для утят,Эта долька - для бобра, Ну а волку – кожура! Встряхнуть обе кисти.
Или пальчиковая игра «Семья»Этот пальчик дедушка, Дети по очереди загибают пальчики.Этот пальчик бабушка,Этот пальчик папочка,Этот пальчик мамочка,Этот пальчик я.Вот и вся моя семья,
Такие игры развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Сюжетные пальчиковые упражнения, например, «Грабли» (ладони на себя, пальцы переплетаются между собой)Листья падают в саду,Я их граблями мету.Или «Вышла курочка гулять» Вышла курочка гулять(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки - желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой - средний и т.д.) Использовали упражнения, которые позволяли детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. Например, «Возвращение птиц»Только мухи оживут (шагаем пальцами обеих рук), Птицы их клюют, клюют (клюют «щепотками» рук).«Мебель»На кроватке мы поспали (руки под щеку)Вещи в шкаф уже убрали (свободно двигаем руками – «убираем вещи»)Мы на стуле посидели ( (ладонью одной руки накрываем кулак другой)И за столиком поели (вращательные движения рукой с воображаемой ложкой). Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой. Предлагали детям соединять пальцы каждой руки друг с другом или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-г, к-г. В начале, мы предлагали детям пальчиковую игру, четко проговаривали текст, одновременно сопровождая его движениями. Играли в течение 3-5 минут. Понравившиеся игры повторяли несколько раз. Дети запоминали текст и при проведении пальчиковой игры сами читали его. При показе обращали внимание детей на ритм и характер движений, чтобы они соответствовали тексту и смыслу произносимых стихов, тогда текст и действия воспринимаются как единое целое. Использовали различные пальчиковые игры для развития звукопроизношения и мелкой моторики. Работу проводили как во время занятий так и индивидуально. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются и речь и движения рук. Например, Тара-тара-тара-ра (поднять вверх руки, изобразив «флажки», ладони расположить перед собой)У крыльца растет трава (одновременно поднимать и опускать ладони, следить, чтобы дети не сгибали пальцы)Я колю, колю дрова!Я колю на чурочки (ладони на уровне груди повернуть к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены)Гори огонь в печурочке (ладони сцеплены в замок, руки подняты над головой. Ритмично поднимать и опускать руки), Гори, гори жарче печь! (ладони на уровне груди, повернуты к себе, пальцы сильно разведены в сторону), Будет Дуня пышки печь («лепим пирожки»). Или «Туки-туки»Идет Кузьма из кузницы (указательный и большой пальчики идут по столу)Несет Кузьма два молотка- Тук! Тук! Тук! (указательными пальчиками постучать по столу)Вот ударим разом вдруг (ручки сжать в кулачки и постучать по коленочкам)Для всех людей (развести широко руки в стороны)Накуем гвоздей (ритмично похлопать в ладоши). Интересным приемом является рассказывание стихов руками. Например, А вот собачка хвостиком машет (сжать кулачок, выставить, выставить в сторону большой пальчик и пошевелить им),Ушки у собачки торчком, Хвостик крючком,Собачка лает,Чужих в дом не пускает (выставлять по очереди пальчики: указательный, средний, безымянный. мизинец).Или «Петушок, курочка и гусь»Петушок зерно клюет (соединить большой и указательный пальцы, остальные пальцы поднять вверх – «гребешок» петушка), Курица к нему идет (соединяем большой и указательный пальцы, остальные пальчики слегка приподнимаем вверх – «гребешок» курочки).А гусак стоит гогочетТоже зерен клюнуть хочет (соединить пальцы щепоткой). Мы сделали вывод, что рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию мелкой моторики, воображения. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, эмоциональной, а также хорошо развивается слуховое внимание Эти игры мы использовали и в качестве физкультминуток, например,1,2,3,4,5 (загибать пальчики, начиная с большого),Мы во двор пошли гулять (идти высоко поднимая колени),Бабу снежную лепили («лепить снежок» двумя ладошками),Птичек крошками кормили («крошить хлебушек» всеми пальчиками),С горки мы потом скатились (присесть руки на пояс),А еще в снегу валялись (наклоны туловища вправо – влево),Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладоши),Съели суп и спать легли («есть» ложкой и руки под щеку). Хорошим приемом для развития речи являются пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок. Эти игры помогают совершенствовать не только мелкую моторику, но и закрепляют знание содержание сказок, развивают речь, отрабатывают произношение звуков и образное мышление. Например,В чистом поле теремокБыл ни низок, ни высок(упр-е «Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать).Звери разные в нем жили, жили дружно. не тужили («Здравствуйте» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки).Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой подружкой,Еж колючий, серый волк -В дружбе знали они толк («Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно соприкасаются с подушечками остальных пальцев, а с силой надавливают на них).Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок» - поворачивать его вправо-влево, соединить ладони обеих рук, пальцы и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей).Раздавил он теремок своей огромной лапой («Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы),Звери очень испугались, поскорее разбежались(«Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения)А потом собрались снова, чтоб построить терем новый(«Здравствуйте»).В нем живут теперь все вместе («Колечки»)Стоит в поле теремок. он ни низок, ни высок *»Веер»). Хорошим приемом являются пальчиковые игры-песенки. Например, «Дрова» (с музыкальным сопровождением)Мы сейчас дрова распилим(Растираем ладошки между собой).Раз-два, раз-два(указательным пальчиком правой руки водим по серединке ладошки левой руки).Будут на зиму дрова(укладываем ладошку одну на другую).Раз-два, раз-два(указательным пальчиком левой руки водим по серединке ладошки правой руки).Или «Надувала кошка шар»Надувала кошка шар (сделать воздушный шарик из рук),А котенок ей мешал (сделать котенка из пальчиков),Подошел и лапкой хлоп (идти пальчиками и хлопнуть в ладошки),И воздушный шарик – хлоп (сделать воздушный шарик и хлопнуть в ладоши). Проводимая нами работа по использованию пальчиковых игр и упражнений дала положительный результат. Мы заметили, что дети подходили к зеркалу, самостоятельно играют с язычком (показывали заборчик, вышел язычок на крылечко и т.д.); дети самостоятельно играли пальчиками, проговаривали текст игр и упражнений.