Необычные домашние задания по русскому языку


Необычные домашние задания по русскому языку

Домашняя работа - особый вид учебной деятельности школьников. Это самостоятельная работа, успех которой определяется сформированностью общеучебных умений и навыков.
Домашнее задание призвано вызвать интерес к предмету. Этой цели служат упражнения, содержащие в себе элемент новизны, требующие творческого подхода. Предлагаю некоторые из них.
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Изучая существительные, имеющие только множественное число, я попросила ребят поискать такие слова у себя дома, в мастерской, в шкафу, на кухне. А на уроке мы разделились на команды и одевали бумажных кукол. Выиграла команда, сумевшая надеть на кукол наибольшее количество вещей, названия которых употребляются только во множественном числе. (Бусы, брюки, штаны, часы, трусы, колготки, шорты, очки, усы, джинсы и т. д.)Переход из одной части речи в другую

При изучении темы «Способы словообразования», заметила, что шестиклассникам трудно справиться с неморфемными способами образования слов. Поэтому я попросила ребят выполнить такое задание: нарисовать улицу, где бы располагались только те магазины, названия которых образовались путем перехода из одной части речи в другую.
Лес омонимичных корней
Тема словообразования - самая благодарная для разного рода творчества. Ребятам очень понравилось «бродить» в словообразовательном лесу. На большом листе бумаги я нарисовала дерево, а на нем написала однокоренные слова с корнем -вод-: водитель, проводник, заводить, путеводитель, водиться, поводок. Затем я покрыла этот лист целлофаном, к которому были прикреплены слова: водяной, водичка, паводок, наводнение, водолаз, водица. Слова смешались. Слова с разными значениями корня надо было записать в разные колонки. Проверить эту работу легко - достаточно только снять целлофан. Здесь же можно повторить правописание -ться, -ца, вспомнить о безударных гласных корня, приставках… Даю домой аналогичное задание: «вырастить» похожее дерево. Получился действительно лес.
Корни с чередованием
На уроке решаем следующую задачу. Вместо пропущенных букв надо вставить такой корень, чтобы образовались слова.
из-
по-
с- (-лож-) …ениераз-
прд-
при-
из-
по-
с- (лаг-) …атьраз-
пред-
при-

Домой даю задание: придумайте подобные задачки с другими чередующимися корнями. Потом на уроке можно предложить отгадать их товарищу по парте или поиграть с учителем, что детям особенно нравится.
Сложение слов: из двух - одно
Это домашнее задание - индивидуальное. Каждому надо найти по своей тематике несколько слов, образованных способом сложения целых слов. Например:
Мебель: стол-книжка, стол-тумба, кресло-кровать, диван-кровать.
Породы собак: доберман-пинчер, чау-чау, кокер-спаниель, сеттер-гордон.
Профессии: шеф-повар, инженер-экономист, летчик-испытатель, летчик-космонавт, кулинар-повар, врач-микробиолог, ветеринар-зоотехник, парашютист-десантник.
Рыбы: еж-рыба, рыба-пила, игла-рыба, луна-рыба, меч-рыба, молот-рыба, рак-отшельник.
Сказочные персонажи: жар-птица, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, сивка-бурка, чудо-юдо, чудо-богатырь, Шалтай-Болтай, шапка-невидимка.
Жуки: жук-носорог, жук-плавун, жук-рогач, жук-скакун, жук-скарабей, жук-точильщик, жук-олень.
Растения: иван-да-марья, иван-чай, лук-порей, мать-и-мачеха, перекати-поле, плакун-трава, разрыв-трава, сон-трава и т. д.
И не беда, если это задание дети выполняют с родителями, ведь это всего лишь игра, но игра, приносящая пользу: детям - учебную, родителям - развлекательную, а вместе сближает и тех, и других благодаря общему делу.
Омонимы
На уроке решаем один-два примера.
Не люблю запах ______
Туго натянуть тетиву _______ (лука)

Умыть _____
Определить _____ глагола (лицо)

Домашнее задание. Придумайте как можно больше таких пари запишите их на отдельном листе-карточке. (Работа считается выполненной, если подобраны 5и более пар).
На уроке ученики меняются карточками с товарищами по парте и выполняют задание. Конечно, у учителя на всякий случай должны быть запасные карточки, но обычно дети легко подбирают омонимы.
Из детских работ
В саду поет_______
______ на молоке (пенка)
Скорчить_______
Обезвредить вражескую ______ (мину)
Подъемный _________
______ с горячей водой (кран)
Забить в щель ______
Журавлиный _____ (клин)
Заключить дружеский ______
Чтобы - это _____ (союз)
Электрическая _______
_____ шоколада (плитка)
Ледяная ______
Старинная ____ из красного дерева (горка)
Кулачный бой ______
Положить больного в ______ (бокс)
Посеять __________
_________ на глазу (ячмень)
Машинное ________
_______ из карельской березы (бюро)
______ для ружья
Не целое число, а ________
Выбивать ______ (дробь) ________ зайти в гости
На - это (предлог)
_______ для попугайчиков
Нервная _______ (клетка)
Детская _______ для песка
Выступает на спине ______ (лопатка)
Серенький ______
Морской ______ (котик)
Красивый ____ из окна
Несовершенный _____ глагола (вид)
Прикусить ______
Английский _____ (язык)
Травка для _______
Много белых _____ на воде (барашков)
Рассыпать _____
Сыграть ноту ____ (соль)
Посидеть на дубовой ______
В _______ игральных карт (колоде)
Почтовая ________
Новая _______ машины (марка)
Толковый словарь сложных слов
Можно предложить детям составить Толковый словарь сложных слов, а затем вывесить его для ознакомления.
Айе-айе. Такое название имеет необычное животное. Оно прослушивает дерево в поисках личинок насекомых, а потом вытаскивает их из-под коры тонким средним пальцем.
Бой-девка. Так в народе прозвали острую на словцо и активную в делах девушку.
Ванька-встанька. На Руси - деревянная кукла с кусочком свинца, вложенным в основание, который не давал кукле лечь и все время возвращал ее в исходное состояние.
Город-герой. Почетное звание городов бывшего СССР, присужденное за массовый героизм во время Великой Отечественной войны. Городами-героями являются: Москва, Мурманск, Керчь, Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Новороссийск, Севастополь, Тула, Киев, Минск, Одесса).Дерево-покровитель. Согласно древнему гороскопу друидов каждый человек имеет своего покровителя среди деревьев, на которого он будто бы похож чертами характера.
Еж-рыба. Разновидность океанической рыбы, внешне похожей на ежа.
Повелительное наклонение глагола
Для того чтобы учащиеся научились различать глаголы повелительного наклонения и формы будущего времени предлагаю следующее домашнее задание: используя глаголы повелительного наклонения, напишите рецепт своего любимого блюда для повелителя. На уроке проверяют правильность употребления глаголов повелительного наклонения, и по желанию могут подарить рецепт товарищу.