Технологии развивающего обучения. Система Л.В.Занкова


Технологии развивающего обучения.Система Л.В.Занкова. «Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии». Л.С.Выготский Старикова Т.Н., учитель начальных классов Цель: рассмотреть концептуальные основы системы развивающего обучения Л.В. Занкова, познакомиться с особенностями её реализации в современных условиях Вопросы для рассмотрения:Технологии развивающего обучения. Последователи идей ВыготскогоЭтапы становления системы развивающего обучения Л.В. ЗанковаОсновные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова4. Особенности содержания и структурирования программ учебных курсов5. Комплект учебников по системе Л.В.Занкова.6. Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова7. Типические методические свойства системы Л.В.Занкова8. Формы организации обучения, направленного на общее развитие школьников9. Урок в системе Л.В. Занкова10. Особенности педагогического общения в системе развивающего обучения 11. Изучение результативности обучения в системе Л.В. Занкова 1. Технологии развивающего обучения Выготский Лев Семёнович (1896 – 1934) – виднейший русский, советский психолог, дефектолог, автор теории развивающего обучения.В начале 30-х годов XX в. выдвинул и экспериментально подтвердил культурно-историческую концепцию развития личности. Возникла идея обучения, опережающего развитие и ориентированного на развитие ребёнка как основную цель. Последователи идей Выготского Л.С. Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979) - советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности. Ученик Л.С. Выготского.По Выготскому-Леонтьеву, основанием разработки развивающего обучения стало решение проблемы природы и развития психики. Занков Леонид Владимирович (1901 – 1977) - советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор развивающей системы обучения Занкова. Давыдов Василий Васильевич (1930 – 1998) – советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук , профессор . Последователь Выготского, ученик Гальперина и Эльконина. Даниил Борисович Эльконин (1904 - 1984) - советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру. Система Л.В.Занкова Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов. Под развивающим обучением (образованием) понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, который отличается от традиционного способа тем, что в нём:учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида; обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребёнка;ребёнок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия со стороны педагогических средств; целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации (ЗУН), сколько формирование способностей распоряжаться и добывать её (СУД + СУМ). Родился 23 апреля 1901г. в Варшаве 1916 г. – окончил гимназию в г.Москва 1917-1918 – учитель школы п. Турдей Тульской обл. 1919-1920 – воспитатель, заведующий детской сельскохозяйственной колонии в Тамбовской губернии 1920-1922 – заведующий колонией «Островня» Московской области1922-1929 – студент МГУ общественно-педагогического отделения факультета общественных наук. Встреча с Л.С. Выготским. Участие в экспериментально-психологических исследованиях по проблемам памяти. Аспирантура Института психологии при 1-м Московском государственном университете, исследование психики и особенностей обучения аномальных детей (под руководством Л.С. Выготского).С 1929г. – заместитель директора Экспериментального дефектологического института. 2. Этапы становления системы развивающего обученияЛеонид Владимирович Занков 1944г. – директор Научно-исследовательского института дефектологии (структурное подразделение АПН РСФСР (сейчас – РАО)).1954г. – член-корреспондент, 1955 г.- действительный член АПН РСФСР. 1966г. – действительный член АПН СССР.1951г – НИИ теории и истории педагогики АПН СРФСР, заведующий лабораторией экспериментальной дидактики (лаборатория воспитания и развития, лаборатория обучения и развития). Исследование темы «Взаимодействие слова учителя и средств наглядности в обучении»: впервые поставлен вопрос о включении в состав педагогического исследования психологических методов изучения ребенка.1957 г. – начало психолого-педагогического исследования проблемы «обучение и развитие». Задача: раскрыть характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников. 30-е – 40-е годы - исследования психологических особенностей дефективных детей, исследование проблем памяти. Докторская диссертация «Психология воспроизведения» (1942г.), монографии «Память школьника» (1943), «Память» (1952). «…Сложившаяся у нас система начального обучения имеет целый ряд уязвимых мест. … Мы хотим воспитать человека-творца, а нынешняя методика начального обучения формирует из школьников односторонних исполнителей. Мы хотим, чтобы жизнь широким потоком ворвалась в школьное обучение, чтобы дети увидели её во всей многогранности и красочности, а в начальных классах детям показывают жизнь через узкую щель немногочисленных экскурсий и статей из учебной книги «Родная речь» Коренная перестройка начального обучения действительно назрела» (Занков Л.В. О начальном обучении// Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999. С.97-98)Уникальность исследований Л.В.Занкова: эксперимент охватывал обучение в целом; интеграция эксперимента, теории и практики (исследовательская цель через эксперимент была доведена до практической её реализации); проведение исследования на стыке наук, занимающихся изучением ребенка: педагогики, психологии, физиологии, дефектологии (целостный междисциплинарный характер исследования) Этапы исследования:1957-1960гг - лабораторный (узкий) педагогический эксперимент (школа № 172 г. Москвы, один класс (учитель Н.В.Кузнецова))Трехэтапный массовый педагогический эксперимент: 1960-1963гг.; 1964-1968гг.; 1973-1977гг. (более тысячи экспериментальных классов в разных педагогических условиях, без отбора учителей и классовРезультат: сформирована новая система начального обучения, высокоэффективная для общего развития младших школьников.1963-1967гг. – выпущены книги с описанием методологии и методики нового типа обучения, разработаны экспериментальные учебники, написаны методические пояснения, создана система оценки эффективности обучения с точки зрения его влияния на усвоение знаний и на общее развитие учащихся. 1993- организован Федеральный научно-методический центр им. Л.В.Занкова (И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, М.В. Зверева, Н.В. Нечаева, А.В. Полякова, Г.С. Ригина, И.П. Товпинец, Н.А. Цирулик, Н.Я. Чутко и др.) 1991-1993 гг. – издан полный комплект нового (второго) поколения пробных учебников для трехлетней начальной школы.1996г - система общего развития школьников Л.В.занкова признана Коллегией Министерства образования в качестве одной из государственных образовательных систем обучения.1997-2000гг. – вышел полный учебно-методический комплект стабильных учебников для общеобразовательной трехлетней начальной школы.2001-2004 гг. – Федеральным экспертным советом МО РФ утверждены УМК по всем учебным предметам для четырехлетней начальной школы. УМК по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру стали победителями конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и МО РФ.2004г. – УМК для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике и природоведению – победители того же конкурса. 3. Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Задача обучения – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Дидактические принципы:Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;Системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;Ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);Обучение на высоком уровне трудности;Продвижение в изучении материала в быстром темпе;Осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);Принцип единства аффекта и интеллекта, включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);Проблематизация содержания (коллизии);Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей. Типические свойства, присущие всем учебным предметам: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность. Формы организации обучения: экскурсии, работа в библиотеке, совместная деятельность в разновозрастных группах и др. кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение. Формы организации обучения: Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса: особая доверительная атмосфера обучения.Система изучения результативности обучения: главное – оценка индивидуальных достижений каждого школьника. Цель обучения – общее развитие младшего школьникаПо Занкову Л.В.:Развитие – появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникших в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.Общее развитие – становление базальных качеств личности (мышление, воля, эмоционально-чувственная сфера, нравственные представления), обеспечивающих успех человека в тех видах деятельности, которые предоставит ему жизнь.«Заботу об оптимальном развитии всех школьников надо органически соединять с выявлением, взращиванием и надлежащим использованием индивидуальных склонностей и способностей» (Занков Л.В. О начальном обучении. С.105)Основная особенность системы – согласование ведущей роли обучения, а следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности. 4. Особенности содержания и структурирования программ учебных курсовЗадача системы – представить ребенку широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Дать общее представление об окружающем мире при непосредственном ознакомлении с ним и на основе литературы и искусства Представление целостной картины мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания Представление целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства на основе углубленной дифференциации познания Содержание обучения строится с учетом трех факторов:Цель – оптимальное общее развитие каждого школьника.Возрастные и индивидуальные особенности обучаемых.Образовательный стандарт. 1. Приоритет – теоретические знания с обязательным включением эмпирических знаний (учебные курсы строятся на основе объективно существующих связей между теоретическими и практическими разделами и разными темами внутри каждого раздела).Например: формирование навыка переноса слов требует:Умения различать гласные/согласные звуки (фонетическое понятие)Умения устанавливать границы слога (фонетическое понятие)Умения различать на слух позиции, когда пишутся Ъ и Ь, Й (фонетическое понятие)Умения выделять приставку и корень (понятие морфемики)Владение понятием «родственные слова» (понятие из области лексики) 2.Реализация закона системной дифференциации («расчленение целого на многообразные формы и ступени» (Л.В. Занков), работа по разграничению в познании детей разных признаков изучаемых предметов и явлений, по четкому разграничению сходных явлений и объектов).Например: курс русского языка Н.В. НечаевойЦель: освоение учащимися коммуникативной функции языка.Период обучения грамоте: основная единица речи – слово.1-4 класс, курс русского языка: высказывание (предложение, текст), зависимость смысла высказывания от используемых средств языка.Основная школа: стилистика. Тема «Имя существительное» (Русский язык, 2 класс, программа Н.В. Нечаевой)Выучи считалочку. Каким по цели высказывания является восклицательное предложение?Сеем рожь, овёс, пшеницу, Лук, горох и чечевицу, Коноплю, гречиху, лёнПусть росток выходит вон!- Чтобы написать такую считалочку, потребовалось десять имен существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов. Отметь число и, если можно, род.Почему рифмуются слова «лён», «вон». 3. При отборе содержания учебников, при их написании авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Приоритет в учебниках отдаётся эмоциональному фактору, который даёт толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.4. Учтена такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Для рассмотрения предлагаются не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое. Например: учебник русского языка 2 класс, программа Нечаевой Н.В.-Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение. ( К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки) В берлоге живёт _________, в гнезде __________, в гнёздышке ________, в норе _________, в норке __________, в хатке ___________, в логове ________ - Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни. Как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне. 5. В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса: Адаптационный период (развитие психофизиологических функций: слуховые, зрительные, речевые органы, мышцы руки, пространственную, временную, количественную ориентацию, фонематический слух и т.д.)Система заданий поискового характера, раскрывающая определённую единицу усвоения – понятие, правило, действие.Сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий.Применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления во взаимосвязи с ранее изученным. Методическая разработка каждого этапа модифицируется в соответствии с особенностями изучаемого материала, может меняться и их последовательность. 5. Комплект учебников по системе Л.В.Занкова Обучение грамоте, русский язык:А) Н.В.Нечаева. Азбука;Б) К.С.Белорусец. Прописи;В) Н.В.Нечаева. Русский язык (А.В.Полякова);2. В.Ю.Свиридова. Литературное чтение;3. И.И.Аргинская. Математика;4. Н.Я.Дмитриева. Окружающий мир;5. Т.Н.Проснякова. Технология;6. Г.С.Ригина. Музыка. Особенности содержания учебников:Русский язык. Комплект пособий : «Азбука», «Рабочие тетради по чтению», «Тетради по письму». Курс «Русский язык» изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Русский язык 2. Литературное чтение. Особенностью четырёхлетнего курса является то, что широкая картина мира литературы разворачивается перед школьниками последовательно ( 1 класс - искусство слова; 2 класс – живопись и музыка; 3 – 4 класс – искусство как явление художественного слова). 3. Математика. В курс математики включены не только все основные вопросы базового содержания, но и вопросы, расширяющие его. Основной путь познания курса математики – индуктивный. 4. Окружающий мир. Главное назначение интегрированного курса «Мы и окружающий мир» – формирование у школьников целостной картины мира. В курсе раскрываются объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии. Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Технология Музыка 6. Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. ЗанковаОбучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Условия реализации:Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности).Точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку. её меру. Индивидуальная дозированная помощь стимулирующая направляющая обучающая Вид помощи Возможные формы и способы оказания Стимулирующая Ободрение. Дополнительное разъяснение задания. Общая помощь в организации деятельности. Указание на наличие ошибки и необходимости проверки выполненной работы. Направляющая Раскрывает общий путь выполнения работы или исправления допущенной ошибки. Обучающая Обсуждение последовательности всех необходимых для выполнения учебной задачи действий.(организуется только тогда, когда ребёнок отказывается от самостоятельных попыток двигаться дальше. Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению) Достаточно высокий уровень сформированности самооценки младшего школьника (осознание меры трудности самим ребёнком). 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, правил, а на осознание внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. Условия реализации: выдвижение на первый план познавательной стороны обучения; устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами; определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала 3. Принцип быстрого прохождения учебного материала «Торопиться надо не спеша» Л.В. Занков Условия реализации: постоянное движение вперед в освоении учебного материала; непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний; многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (реализация методического свойства процессуальности). 4. Принцип осознания процесса ученияУсловия реализации: обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании; объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками; обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность , значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.) 5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся класса, включая и слабых ( с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка) Условия реализации:выявление и учет индивидуальных различий между детьми;обеспечение каждому ребенку возможности продвигаться в развитии в соответствии со своими исходными данными, а не только подтягиваться до какого-то извне заданного уровня 7. Типические методические свойства системы Л.В.Занкова 1) Многогранностьв содержании образования: учебный материал рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьников;в методах и приемах обучения: разнородность функций – одни приемы служат способом организации усвоения знаний и навыков, другие – средством создания условий для развития школьников и вовлечения в сферу учения их разносторонней психической деятельности (эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической):в жизни ребенка: организация совместной деятельности учителя, родителей, товарищей по классу, единство учебной и внеклассной работы.единство умственной деятельности и эмоциональной жизни ребенка. «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой» (Л.В. Занков) 2)Процессуальность:последовательная, из урока в урок, организация усвоения нового материала на основе включения его в систему прежде усвоенного (осознание отношений и зависимостей изучаемого и изученного);создание условий для осознания необходимости нового материала, изменяющего взгляд и отношение к тому или иному понятию, закону или закономерности;«Каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами» (Л.В.Занков)характер и последовательность нового материала, упражнений по его усвоению, диктуются необходимостью постоянного возврата к ранее пройденному с целью включения старого материала в новые связи и отношения. Постоянный возврат к ранее пройденному материалу, его органическая существенная связь с новым – главное условие становления знаний.«Строение процесса познания напоминает сетку. Здесь нет повторения в целях запоминания, а происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания» (Занков Л.В. Некоторые вопросы теории учебника. С. 37) 3. Коллизии В учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим).Условия возникновения коллизий:ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.«Ошибка- находка для учителя» Л.В. Занков Например: «Азбука», программа Нечаевой Н.В., Белорусец К.С гол дом диван дорога ? голы дома диваны дороги ворота 4.Вариантность. Проявляется как по отношению к учителю, так и по отношению к ученикам и определяет возможность многообразия приемов работы учителя и действий учащихся в одни х и тех же условиях обучения. Учитель может:изменять поурочный план изменять способы работы;изменять последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке. Ученики могут: выбирать задания и способы решения учебной задачи. « При организации учебной деятельности надо бояться стереотипов… Мы держим детей в стереотипе, не даем возможности работать с вариантами…» Н.В. Нечаева 1) ДОРОГОЙ2) Мы еде-м и ед-м. 3)- Подберите три имени существительного разного рода А 8. Формы организации обучения, направленного на общее развитие школьников« Нужно ли совершенствовать урок? Мы совершенствуем форму другой системы. А надо думать, как ее разрушать. Разрушая традиционный урок, мы должны выйти на индивидуальную самостоятельную работу каждого ученика…» Н.В. НечаеваФормы организации обучения в системе Л.В.Занкова отличаются гибкостью, динамичностью.В основе выбора форм организации обучения – формирование информационных умений школьников.Экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализаций, живое общение: «ученик – одноклассники – учитель – родители и другие взрослые, совместная деятельность в разновозрастных группах, группах. Состоящих из учеников разных классов одной параллели и т.д. 9. Урок в системе Л.В. Занкова1. Главное – «жизнь детей на уроке» (непосредственная связь с жизнью страны, мира, переживание, осмысление новых событий при их обсуждении с учителем, одноклассниками) (Л.В. Занков. Беседы с учителями. С.321) 2. Дидактический стержень урока – преобразующая деятельность учеников. Дети осуществляют умственную деятельность:наблюдение,сравнение,сопоставление,дифференцирование (расчленение),обобщение,группировку, Умозаключение,выводы. 3. На уроке соблюдается принцип «идти от детей». На передний план по удельному весу выходят высказывания детей, учитель играет роль «режиссера» в организации их познавательной деятельности.4. Структура урока гибкая и определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве их между собой при направляющем участии и помощи педагога.5. Работа над усвоением знаний должна сочетаться с работой над развитием, что определяется характером заданий: предъявляются задания только на воспроизведение или творческие.6. Постановка и характер вопросов должны носить общий характер, т.к. только общие вопросы имеют развивающее значение. При этом нужно вести постоянную работу по формированию наблюдательности младших школьников.7. Организация поисковой деятельности учеников. 8. Соединение познания с эмоциями:9.Основные формы проведения урока: диалог, полилог.10.Важнейшее средство обучения – учебник. 10. Особенности педагогического общения в системе развивающего обученияОсобая, доверительная атмосфера обучения – условие реализации дидактических принципов и типических свойств системы Л.В.Занкова«Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определённые знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся, а наоборот, заглушит и те ростки благородного чувства к детям, которые у него были до начала учительской деятельности. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их» (Занков Л.В. Беседы с учителем)Основная форма добывания знания, решения проблемы – дискуссия. «Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, радость познания… НЕ обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожи на вас» Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Учебная литература, 2005 г. С.156Характер общения в учебном процессе во многом определяет формирование мотивов познания, а затем и потребности в познании.«Дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера живого познания действуют как необходимые компоненты целостной системы» Занков Л.В. Общение «учитель – ученик» Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают.Учитель владеет умением «подать себя».Дети испытывают интерес, уважение к учителю.Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям (ориентация на методическое соавторство).Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке. Общение учащихся друг с другом Дети умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваться слаженности и взаимопонимания.Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников.Ученики владеют диалогической формой общения. Умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи, развивать их.Коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика.Дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать зрительный и вербальный контакт.(Фокеева С.Н. Грани общения// Практика образования. 2004. № 2 С.5) 11. Изучение результативности обучения в системе Л.В. ЗанковаГлавное - оценка индивидуальных достижений каждого школьника по показателям развития и качеству знаний.Безотметочное обучение – обязательное условие развивающего обученияПоказатели эффективности системы обучения:1. Состояние физического и психического здоровья детей, их благополучие в процессе обучения, психически комфортное каждодневное состояние (личностная ориентированность системы обучения, её гуманность).2.Уровень общего развития учащихся, уровень владения знаниями. Умениями, навыками, нравственная воспитанность, необходимая для успешной адаптации в культурной социальной среде.3.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса. Изучение результативности в системе Л.В. Занкова Наблюдение Изучение результативности сприменением специальных методик, приёмов, заданий Общее представление оповедении, самочувствиидетей, характере взаимоот-ношений в классе и т.д. Изучаются:наблюдательность, мышление, практическаядеятельность, ЗУНы Показатели развития наблюдательности Умение подчинить своё восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.Полнота наблюдения – исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью.Тонкость наблюдения, умение подмечать малозаметные компоненты.Планомерность, определённая последовательность рассмотрения объектов.Осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта, имеющихся знаний, способность к обобщенной характеристике воспринятого.Способность к длительному внутреннему побуждению к осуществлению наблюдения, не безразличное, а эмоционально окрашенное отношение человека к деятельности.Осознание черт наблюдательного человека, способность контролировать и развивать в себе соответствующие черты. Изучение развития мыслительной деятельностиУровни мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-образный, словесно-логический.Мыслительные операции: планирование, сравнение, классификация, подведение конкретного под общее, установление причинно-следственных связей и др.Изучаются в системе Л.В. Занкова: сравнение (по различным признакам); переключение с одного аспекта рассмотрения на другой, если того требует задача; совмещение аспектов рассмотрения, т.е. одновременное видение, осмысление объектов с различных точек зренияПример задания.Назначение задания: выявление способности к одноаспектному рассмотрению объектов, переключению с одного аспекта рассмотрения на другой и совмещению двух аспектов рассмотрения (математика, 3 класс, задание разработано И.И. Аргинской) Задание:А) Найдите значения выражений:Б) Разделите получающиеся равенства на две группы так, чтобы равенства каждой группы были похожи друг на друга. Каждую группу запишите в столбик, под столбиком напишите, чем похожи равенства. Найдите несколько способов деления равенств на группы.В) Разделите те же равенства на четыре группы так, чтобы равенства каждой группы были похожи друг на друга. Каждую группу запишите в столбик и напишите, чем похожи равенства каждой группы 16 + 35 77 – 36 25 + 34 43 – 26 46 + 32 68 – 42 38 + 47 17 + 66 93 - 57 90 - 60 30 + 50 Изучение развития практических действийПоказатели успешности практической деятельности:Уровень развития наблюдательности, мышления, эмоционально-волевых сторон психики;Уровень развития самоконтроля – способности соотносить последовательные шаги своей деятельности с ранее намеченными операциями и окончательный результат с запланированным образцом;Умение ученика по окончании работы рассказать о проделанных операциях и надлежащей последовательности. Изучение уровня знаний, умений, навыков и развития школьников в ходе усвоения учебных предметов Успешность обучения (по Л.С. Выготскому) Абсолютная успешность (соответствие достижений учащегося программным требованиям) Относительная успешность (соотносимость с собствен-ными предыдущими дости-жениями ученика) Знакомься, школа, - твой ученик: Изучение стартового уровня первоклассников// Практика образования.2005. № 3. С.35 Абсолютная успешностьЧетыре уровня оценки.Способы установления уровней:Подсчёт количественных показателей (например, снижение или увеличение количества ошибок в диктанте и т.д.);Описание качественных показателей – критериев оценки, которые раскрывают структуру деятельности, её содержание;Описание использованной ребёнком помощи со стороны учителя или класса (уровень самостоятельности): от стимулирующей и направляющей до конкретной, прямой. Общеучебные умения и навыки как объекты оцениванияИнформационно- ориентировочные умения (умения наблюдения, слушания, чтения).Операционально-исполнительские умения (умения классификации и обобщения).Контрольно-коррекционные умения ( умения самопроверки и самоконтроля). Типы заданий, способствующих развитию общеучебных уменийНаблюдение - классификация – самоконтрольУчебная задача: классификация (группировка) наглядного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.2. Слушание – классификация – самоконтрольУчебная задача: слушание и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.3. Чтение – классификация – самоконтрольУчебная задача: чтение и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. 4. Наблюдение – обобщение – самоконтрольУчебная задача: обобщённое отражение содержания иллюстраций к учебному материалу, самоконтроль5. Слушание – обобщение – самоконтрольУчебная задача: обобщение сведений, представленных в устной форме, самоконтроль6. Чтение – обобщение – самоконтрольУчебная задача: чтение и обобщение словесного материала, самоконтроль Литература Аргинская И.И. и др. Обучение по системе Л.В.Занкова. М., 1991.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Учебная литература, 2005.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, 1968.Занков Л.В. О начальном обучении // Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.Занков Л.В. Беседы с учителями // Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.Занков Л.В. Некоторые вопросы теории учебника // Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.Знакомься, школа, - твой ученик: Изучение стартового уровня первоклассников // Практика образования, 2005. № 3.Лебедева В.П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, 1996. № 6.Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика, 1996. № 2.Педагогический энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2002.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999.Фокеева С.Н. Грани общения // Практика образования, 2004. № 2. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.