Урок на тему Нарушения деятельности нервной системы (10 класс)


Урок биологии в 10 классе.
Тема: « Нарушения деятельности нервной системы
и их предупреждение ».
Цели: учащиеся должны познакомиться с нарушениями деятельности нервной системы и выявить их причины и механизм воздействия неблагоприятных факторов на различные отделы нервной системы и другие системы органов человека;
научиться « предвидеть » возможные последствия неблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно возможные меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых;
учиться оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе.
Методы проведения урока: объяснительно – иллюстративный ( рассказ, беседа, эксперимент, сообщения учащихся ), проблемный ( частично – поисковый ).
Оборудование: Плакаты « Вред курения », « Вред алкоголя », « Строение головного мозга », « Отделы головного мозга и воздействие на них алкоголя ».
Для проведения опыта: пробирки, штатив, белок яйца, вода, спирт.
Ход урока.
Постановка целей урока перед учащимися.
Учитель. На уроке мы должны : познакомиться с нарушениями деятельности нервной системы и факторами, вредящими здоровью;
- выяснить причины появления вредных привычек, рассмотреть механизм наркотического влияния на организм;
- доказать экспериментальным путем губительность алкоголя для живых клеток и всего организма;
- научиться предвидеть последствия вредных привычек для человека и общества;
2. Слово учителя.
Валеология утверждает, что факторы, влияющие на уровень здоровья, делятся на следующие группы ( таблица дана в приложении ).
( На столах учащихся таблица представлена на отдельных листах ).
Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 50%.
Генетика -20%.
Внешняя среда, экология – 17 -20%.
Здравоохранение – 8-10%.
Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но все –таки на 50% здоровье зависит от нас, поэтому рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому противостоять.
3. Работа с таблицей « Группировка факторов риска по их удельному весу для
здоровья».
Краткий анализ таблицы, проводимый вместе с учащимися.
4. Работа с учащимися по плану урока.
План урока записан на доске.

План урока.
Здоровье и факторы риска болезни.
Наследственные нарушения деятельности нервной системы.
Бактериальные и вирусные инфекции ( менингит, грипп, полиомиелит ).
Нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами.
Вредные привычки: систематическое употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, токсических веществ.
Нарушения, связанные с нервными перегрузками.
Для работы учитель разбивает класс на 4 группы. Кроме того, учащиеся заранее готовят краткие сообщения по пунктам плана урока.
( На стенде «Термины и понятия » вывешены таблички со словами: болезнь Дауна, олигофрения, менингит, полиомиелит, грипп.)
А. Выступления учащихся.
( Выступления прилагаются на отдельных листках.)
Демонстрация опыта « Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя ».
Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.
Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90%.
Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.
Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?
Ответ: Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток органов.
Б. При рассказе учащихся по теме « Наркомания и токсикомания » используется схема:
1. Прием наркотика – защитная реакция.
2. Формирование зависимости от наркотиков.
3. Абстиненция ( ломка ).
4. Деградация личности и смерть.
5. Подведение итогов урока.
Учащиеся записывают в тетрадь выводы:
А) Здоровый образ жизни уменьшает риск возникновения нарушений нервной системы.
Б) Благоприятная экологическая обстановка в городе, дома, в школе уменьшает возможность наследственных нарушений деятельности нервной системы.
В) Необходима активная пропаганда против вредных привычек.
Г) Неправильный образ жизни влияет на продолжительность жизни в России.
Д) Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания ухудшают социальную обстановку в стране, обрекают на гибель или болезни будущие поколения россиян.
Анализ диаграммы « Продолжительность жизни в России ».
Диаграмма является иллюстрацией выводов о снижении продолжительности жизни в России. По мнению демографов, самым благополучным был 1987г.
6. Заключение.
Учитель. В заключении шуточный рассказ органов человека о себе, своем самочувствии. Что бы сказали наши органы, если бы могли говорить.
( Дается в приложении.)
Общий вывод. Надеюсь, вы поняли, что вредные привычки нужно изгонять, а здоровый образ жизни всем необходим.
Подведение итогов урока, выставление оценок.

Литература:
Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда. М.: Просвещение, 1997.
Величковский В.Т, Кирпичев В. И, Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997.
Газета « Биология », 1997, № 36.
Карташов Н.Н. Школьная валеология. Волгоград: Изд – во Волгоград – го госпедуниверситета, 1996.
Хрипкова А.Г, Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1988.























Приложение.
1.Наследственные нарушения нервной системы могут быть обусловлены факторами внешней среды, комбинацией хромосом родителей, заболеваниями, перенесенными матерью в период беременности.
Например, болезнь Дауна – наличие трех хромосом вместо двух в 21 паре хромосом человека возникает при образовании яйцеклетки или сперматозоида. Причины: экология, возраст родителей, употребление наркотических веществ. Проявляется заболевание слабоумием, заниженной способностью к обучению.
Олигофрения – слабоумие, возникает при увеличении или потере Х – хромосомы у женщин, нарушении расщепления фенилаланина ( генная мутация ) и некоторых других хромосомных нарушениях.
2. Нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами.
По данным выборочного исследования 33 городов нашей страны, в группе городов с более высокими уровнями загрязнения среды повышается заболеваемость населения.
Уровень заболеваемости выше на 41% для болезней органов дыхания, на 132% - для болезней сердечно – сосудистой системы, на 176% - для кожных заболеваний, на 35% - для злокачественных новообразований. Состояние здоровья населения с высоким уровнем загрязнения характеризуется рядом общих черт:
Низкая продолжительность жизни.
Подверженность неврозам и хроническим заболеваниям, свойственным пожилым возрастам.
Высокий уровень младенческой и материнской смертности.
Рост злокачественных заболеваний.
Стрессовые состояния.

Рассказ органов человека о себе.
Сердце.
Мне так плохо, так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, осталось мало..
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас не спасете,
Мы только от куренья пропадем!





Наркомания и токсикомания.
Термины « наркомания » и « токсикомания » употребляются параллельно для обозначения двух течений токсикомании.
Наркомания – пристрастие к наркотикам ( препараты опия, конопли, южноамериканского растения коки. Токсикомания – пристрастие к употреблению широкого круга веществ, способных воздействовать на психику ( от таблеток до клея, растворителей ).
Первая проба наркотика вызывает защитную реакцию организма: тошнота, рвота, головокружение, а иногда никаких изменений.
Вторая или третья проба – вызывает состояние эйфории ( удовольствие, галлюцинации и другие ). Возникает очаг патологического возбуждения в гипоталамусе, требующий новых порций наркотика. Самочувствие, настроение ухудшаются до тех пор, пока наркотик не вводится в организм, - это и есть зависимость от наркотика. Организм привыкает к наркотику, снижается чувствительность к нему и требуются все большие дозы для получения удовольствия. Если наркотик не поступает, то начинается « ломка »: боли в голове, суставах и мышцах, потливость, рвота, головокружение. У человека нарушаются все психические функции, он агрессивен, неуравновешен, злобен. При очередном приеме наркотика все проходит – это состояние абстиненции. На стадии развитой зависимости происходит истощение организма: слабость, неспособность к умственным и физическим усилиям. Видны признаки тяжелого отравления организма: кожа сухая, желтая, человек выглядит глубоким стариком, страдает слабоумием.

Шесть заблуждений наркомана.
Это не болезнь, лечиться не отчего.
Современная медицина утверждает, что это именно болезнь, при которой в организме человека есть физиологическая зависимость от наркотического вещества. Она возникает на биохимическом уровне, работа внутренних органов разлаживается, наступает физическое и психическое истощение. Это может произойти и с человеком, обладающим сильной волей. Личные качества не спасают, если уже « сел на иглу ».
Я могу расстаться со своей привычкой в любой момент.
При возникновении физиологической зависимости от наркотика без его поступления нарушается гомеостаз ( необходимое для работы всех органов постоянство внутренней среды организма ). Это сопровождается крайне болезненными физическими ощущениями, нарушениями дыхания, сердечной деятельности и мозгового кровообращения. Так называемую « ломку » нелегко выдержать. Поэтому самостоятельно отказываться от наркотиков необходимо до того, как появится зависимость. Если она уже появилась, нужно обратиться к помощи специалистов.
Я самостоятельно буду снижать дозы или с завтрашнего дня сменю наркотик ( чтобы не привыкнуть ) на слабый, а к врачам обращаться не обязательно.
Так зависимость не преодолеть. Ее разрушительное действие будет продолжаться. Намерения снижать дозы или перейти на более легкий наркотик остаются только обещаниями.
Это помогает мне жить на пределе возможностей. Становлюсь умнее, раскованнее, в голову приходят блестящие идеи.
Такая иллюзия приходит на «пике переживаний ». Когда действие « дурмана » кончается, от открытий ничего не остается. Задача №1 – привнести элемент творчества в свою жизнь, общение, учебу, работу.
Если бы другие были хоть чуть – чуть добрее и человечнее, со мной ничего такого не случилось бы. Во всем виноваты окружающие, в первую очередь семья, учителя и предмет моей любви. Они довели меня своим нежеланием хоть что – то понять, вечными придирками и, главное, отсутствием любви.
Чувство обиды на других, ощущение несостоятельности, пессимизм – это позиция жертвы. Она служит лишь оправданием боязни реальной жизни. Некоторым людям легче обвинить во всем обстоятельства или окружающих, чем взять на себя ответственность за собственную судьбу.
Лечиться совершенно бесполезно.
Это – неправда. Важно вовремя обратиться к опытному специалисту.