ТЕМА УРОКА: ГОРЕНИЕ И МЕДЛЕННОЕ ОКИСЛЕНИЕ

Учитель химии Амарканова Ольга Анатольевна
Покровская средняя школа

Тема по химии (8 класс): Горение и медленное окисление. Оксиды. Тепловой эффект реакции.

Цели урока. Изучить отличительные особенности горения и окисления, экзо и эндотермической реакции, понятие о тепловом эффекте, совершенствовать навыки составления химических уравнений.
Задачи:
А) образовательные:
Дать понятие: горение, окисление, тепловой эффект реакции.
Ознакомить с экзо и эндотермическими реакциями и их характерными особенностями.
Продолжить формировать представление о химии, как науки жизни.
Б) воспитательные
Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Формирование научно-материалистического представления на основе имеющихся знаний по изучаемой теме.
В) развивающиеся
1. Развивать память, внимание, мышление.
2. продолжить развитие интереса к предмету.
Метод и приемы: рассказ, беседа, объяснение.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: учебник, презентация.

Ход урока
Организационный момент, приветствие.
На прошлом уроке мы с вами преступили к изучению одного из самого важного в жизни каждого живого организма химического элемента, называние которого – КИСЛОРОД (отвечают учащиеся). Познакомились с его особенностями, свойствами, получением и конечно же немало важно применением. А сегодня мы продолжим говорить и о применения кислорода, и о его характерных свойствах, которые и обуславливают его ежедневную потребность.
? Какие химические реакции связанные с участием кислорода происходят ежедневно у нас дома, в быту? (ответы учащихся, например горение дров)
? Как эти реакции можно назвать? (ответы учащихся: горение и окисление).
Правильно, это и будет темой нашего сегодняшнего занятия, но прежде чем мы перейдем к новой теме, повторим раннее изученный материал.

Проверка д/з.

Вызываются к доске 2 учащихся, одному написать химические уравнения характеризующие химические свойства кислорода, а второму способы получения кислорода в промышленности и лаборатории. Остальные работают по карточкам.
Карточка №1
Дайте общую характеристику кислороду, как химическому элементу.
Карточка №2
Дайте общую характеристику кислороду, как простому веществу.

1 химический знак _________
2 относительная атомная масса _________
3 валентность ________
4 распространение в природе ________
5 образуют простые вещества ________
6 входит в состав сложных веществ _________
1 химическая формула _______
2 молекулярная масса вещества _______
3 нахождение в природе ________
4 физические свойства ________
5 применение


Изучение новой темы

(ПЕРВЫЙ ВОПРОС: Горение и медленное окисление) Ну, а теперь переходим к изучению новой темы. Открываем тетради, на полях записываем число и тема сегодняшнего урока «Горение и медленное окисление. Оксиды. Тепловой эффект химической реакции.»

!? Пользуясь учебником дайте определения
1 вариант
РЕАКЦИЯ ГОРЕНИЯ
Запись в тетрадь после обсуждения
Взаимодействие вещества с кислородом называется реакцией окисления этого вещества.

2 вариант
РЕАКЦИЯ ОКИСЛЕНИЯ

Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света, называются реакциями горения.


При нагревании многие металлы и неметаллы бурно реагируют с кислородом, выделяя тепло и свет. При горении простых и сложных веществ образуются различные - оксиды. С этим понятием мы уже знакомы, давайте вспомним
? Что такое оксиды?
О? Оксиды – это бинарное соединение, состоящее из двух элементов, одним из которых является кислород.

Работа у доски: Написать уравнения реакции и расставить коэффициенты.

Взаимодействие углерода с кислородом
С +О2= СО2

Взаимодействие серы с кислородом
S+O2 =SO2

Взаимодействие фосфора с кислородом
4Р + 5О2 = 2Р2О5

Взаимодействие металлов с кислородом
3Fe + 2O2 = Fe3O4
2Cu + O2 = 2CuO


ВЫВОД: Итак, что мы с вами видим, что продуктом взаимодействия простых веществ: как металлов, так и неметаллов являются оксиды. У каждого химического вещества есть свое название, не являются исключением и оксиды. Международная номенклатура оксидов формируется двумя способами, а какими именно мы познакомимся немного позже. Давайте еще раз вспомним как происходит процесс горения дров в печи. (Рассуждение учеников)

(ВТОРОЙ ВОПРОС: Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения. Реакции экзо- и эндотермические. )

При протекании любой химической реакции происходит выделение или поглощение теплоты.
Теплота, выделенная или поглощенная, обозначается символом Q (ку) и называется тепловым эффектом реакции, измеряется в килоджоулях (кДж).
Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называются термохимическими. Тепловым эффектом химической реакции называется количество, выделяемое при образовании 1 моля продукта.

Пользуясь учебником составить схему:
Типы термохимических уравнений и их особенности.
Дать им определения.
Ответ: В зависимости от этого реакции бывают экзотермическими (с выделением теплоты) и эндотермическими ( с поглощением теплоты).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Величина теплового эффекта зависит от нескольких факторов:
1) От природы исходных веществ и продуктов реакции
2) От температуры
3) От массы реагирующих веществ
4) От агрегатного состояния реагентов и продуктов

1). Как можно классифицировать реакции в зависимости от поглощенной или выделенной теплоты?
2). Какие реакции называются экзотермическими? К ним относятся, как правило, все типы реакций, кроме реакций разложения. При записи уравнений экзотермических реакций в правой части пишут +Q.
3). Какие реакции называют эндотермическими? К ним, как правило, относятся реакции разложения. При записи эндотермических реакций в правой части пишут –Q.

Если при записи химического уравнения указан тепловой эффект (необязательно числовое значение, но даже в виде символов +Q или –Q), то уравнение называют термохимическим.
В термохимических уравнения указывают агрегатное состояние вещества, так как одно и тоже вещество в разных агрегатных состояниях имеет разную энергию.
Многие химические реакции проводят для получения энергии, например, горение угля, бензина, спирта, природного газа.
При определении выделившейся или поглощенной энергии в результате химической реакции пользуются правилом: количество теплоты прямо пропорционально количеству веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся веществ в результате нее.
Термохимические расчеты.
Задача 1. Используя термохимическое уравнение реакции 2Н2О(ж) = 2Н2(г) + О2(г) – 572кДж, определите какое количество теплоты надо затратить на разложение 72г воды.
Дано:
Решение.

m(H2O)=72г
Q1-?
1. Запишем термохимическое уравнение реакции. Над формулами веществ напишем данные задачи, под формулами – количественные отношения.
72г Q1кДж
2Н2О(ж) = 2Н2(г) + О2(г) – 572кДж
2 моль
2. Какое количество воды весит 72г? n=m/M, M(H2O)=1
·2+16=18(г/моль)
n(H2O)=72г:18г/моль=4 моль




3. Определяем количество теплоты.
4 моль Q1кДж 4моль:2моль=Q1:(-572кДж)


2Н2О(ж) = 2Н2(г) + О2(г) – 572кДж Q1=4моль
·(-572кДж):2моль= -1144кДж
2 моль Ответ: Q1 = -1144кДж


Задача 2.Определите тепловой эффект реакции 2SO2(г) + O2(г) = 2SO3(г) + Q, если прореагировал оксид серы (IV) объемом 67,2л (н.у.), и при этом выделилось 294 кДж теплоты.
Дано:
Решение.

Q1=294 кДж
V(SO2)(н.у.)=67,2л
Q - ?
1. Запишем термохимическое уравнение реакции. Над формулами веществ напишем данные задачи, под формулами – количественные отношения.
67,2л 294 кДж
2SO2(г) + O2(г) = 2SO3(г) + Q
2 моль
2. Какое количество оксида серы (IV) занимает объем 67,2л? n=V/Vm
n=67,2л:22,4л/моль= 3 моль.
3. Определяем тепловой эффект химической реакции.
3 моль 294 кДж 3моль:2моль=294кДж:Q
2SO2(г) + O2(г) = 2SO3(г) + Q Q=2моль
·294кДж:3моль=196кДж
2 моль Ответ: Q=196кДж
4. Термохимическое уравнение реакции 2SO2(г) + O2(г) = 2SO3(г) + 196кДж



4. Закрепление.
1). Согласно термохимическому уравнению реакции СН4(г)+2О2(г)=СО2(г)+2Н2О(г)+802кДж количество теплоты, выделившейся при сжигании24г метана, равно: а) 1604 кДж, б) 1203 кДж, в) 601,5 кДж, г) 401 кДж.
2). В результате реакции, термохимическое уравнение которой 4NH3(г)+5О2(г)=4NO(г)+6Н2О(г)+902 кДж, выделилось 1127, кДж теплоты. Объем (н.у.) образовавшегося при этом оксида азота (II) равен: а) 112л, б) 11,2л, в) 89,6л, г) 896л.

5. Домашнее задание. § 27, стр 70 упр. С 1 по 10, пис
1). В результате реакции, термохимическое уравнение которой С(графит)+О2(г)=СО2(г)+393,5кДж, выделилось 1967,5 кДж теплоты. Объем (н.у.) образовавшегося при этом углекислого газа равен: а) 11,2л, б) 168л, в) 224л, г) 112л.
2). В соответствии с термохимическим уравнением 4Р(тв) + 5О2(г) = 2Р2О5(тв)+ 3010 кДж выделится 1505 кДж теплоты при сгорании фосфора массой: а) 31г, б) 62г, в) 93г. г0 124г.

Подведение итогов.

Термохимические уравнения

..

..



15