Статья Диалог с текстом – фундамент формирования метапредметных и личностных результатов
Диалог с текстом
– фундамент формирования метапредметных и личностных результатов
Характер современного общественного развития придает особую остроту проблеме самоопределения субъекта деятельности, изменяющего мир и свое «я» в мире, в котором многогранно раскрывается его человеческое содержание. С учетом именно таких тенденций строится современная образовательная система. В связи с этим в методической практике как никогда становятся востребованными подходы, формирующие комплекс умений учащихся, направленных на определение, познание своего «я», своего личностного творческого потенциала.
В нашей гимназии создаются все условия, чтобы сформировать творческую личность: актуализировать ее внутренний потенциал, вызвать то или иное переживание, что будет способствовать воспитанию «талантливого» читателя, способного к интерпретации авторского замысла в рамках собственного читательского и жизненного опыта, готового к созданию устных и письменных высказываний на основе прочитанного.
Мы – участники областного культурного проекта «Открытая книга».
У нас налажено социальное партнерство с библиотечной сетью. Традиционные уже у нас концерты Свердловской Государственной Академической Филармонии в рамках «Литературных встреч» - все это способствует созданию творческой среды.
В этом году мы попробовали использовать еще очень интересную форму –«Литературное кафе». Трудоемкий подготовительный этап был забыт, тк эмоциональный заряд от встречи с современным российским поэтом, писателем Александром Керданом был колоссален. Познакомьтесь с небольшим фрагментом этой встречи, освещенной нашим городским телевидением.
Современные методики формирования навыков полноценного читателя, способного проникать в замысел автора, понимать заложенные в произведении глубинные смыслы, наслаждаться эстетическими качествами литературы, опираются на положения М.М. Бахтина о диалогичности текста и о читательской деятельности как диалоге понимания. Перед эстетически развитым читателем стоят задачи: увидеть внутренний мир героев «глазами автора» и выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами - «глазами читателя». Обе эти задачи разрешимы только через специфический «заочный» диалог автора с читателем, опосредованный художественным текстом.
Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения», описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.
Применительно к формированию читательских навыков в школе можно отметить, что метод диалога с текстом является ведущим при реализации российских авторских программ по литературе. В программах Кутузова, Меркина, Сахарова предлагаются пути освоения отношений «автор – художественный текст – читатель».
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Современный учитель должен активно дополнять существующие формы и методы изучения литературных произведений новыми методами и приемами, чтобы сформировать полноценного читателя.
Чтобы ученик смог организовать диалог с текстом, необходимо вооружить его навыками анализа. Мастерство диалога – не в умении отвечать на вопросы по тексту, а в умении задавать их автору.
Возможность художественного текста исключительна: текст сам по себе стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в работе с любым материалом необходим инструмент, чтобы мысль была верной, суждения обоснованными, чувства адекватными. Таким инструментом стало использование на уроках приемов КМ.Важное в этой технологии: Идет процесс развития навыков, а не дается информация. Создается обучающая среда – атмосфера доверия, право иметь и высказывать свою точку зрения. Ученикам дается больше свободы, они больше думают, смелее высказывают свое мнение и выслушивают мнение других.Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей. Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.Технология РКМ – серьезная помощница в достижении этих задач.
Проблемные вопросы, задания интерпретационного характера, создание вторичных текстов – это приемы, позволяющие ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого слова, каждого знака препинания. 40 минут урока мы проживаем вместе с Паустовским и Толстым, Булгаковым и Распутиным: В этом особенность нашего предмета литературы. А более плодотворно и результативно прожить помогает применение технологии. Результативность нашей работы говорит сама за себя. Участие и победы в литературных конкурсах, создание поэтических альманахов, участие и победы в конкурсах чтецов.