МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

«Работа наша такая, забота наша большая»

Кураторство – незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.
Куратор осуществляет свою деятельность в студенческой группе с I по IV курс в техникуме на основании утверждённого плана работы. Согласует организацию воспитательной работы в группе с деятельностью других преподавателей, работающих в ней. В своей деятельности куратор подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.
Работа куратора в нашем техникуме считается составной частью его педагогической деятельности и отражается в индивидуальных планах.
Содержание работы куратора студенческой академической группы включает в себя:
постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;
контроль за успеваемостью студентов;
знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;
помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;
привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов;
приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;
индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.
Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны находиться в поле зрения куратора:
доведение до сведения учебной части и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и поведении в университете;
этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству.
Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка техникума.




Функции куратора

Организационная функция куратора:
– обеспечение участия студентов в мероприятиях техникума;
– координация работы группы с деятельностью других подразделений техникума;
– выявление активных студентов с последующим привлечением их к участию в различных сферах жизни техникума;
– информационное обеспечение группы.
2. Воспитательная функция куратора:
– воспитание ответственного отношения к учебе и общественно-полезному труду;
– формирование сплочённого студенческого коллектива и воспитание личности, умеющей согласовывать свои интересы с интересами коллектива;
– профилактика асоциального поведения студентов.
3. Методическая функция куратора:
– обучение студентов навыкам организаторской деятельности, умению работать в коллективе;
– планирование воспитательной работы с группой;
– оказание методической помощи по организации самообразования и свободного времени студентов.

Права куратора

Куратор имеет право:
– вносить предложения по организации воспитательной работы техникума;
– на предоставление аудитории для проведения собраний с группой;
– получать методическую и информационную поддержку своей деятельности в управлении организации воспитательной работы со студентами;
– выходить в дирекцию с предложениями по представлению к поощрению или порицанию студентов;

Обязанности куратора

Куратор обязан:
– осуществлять свою деятельность на основе годового плана работы;
– иметь о студентах группы необходимые сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства родителей, адрес проживания студента на период учебы, год окончания школы, год поступления в университет, принадлежность к общественной организации студентов, перечень выполняемых общественных поручений, участие в научно-исследовательской и кружковой работе, материальное обеспечение, место работы родителей, номера телефонов (рабочий и домашний);
– иметь сведения и проводить анализ успеваемости студентов и посещаемости ими занятий, об уровне внутриколлективных отношений;
– посещать все мероприятия, участниками которых являются студенты группы;
– доводить до сведения студентов информацию о работе группы, отделения, об мероприятиях в которых задействованы студенты техникума;
– в случаях нарушений студентами трудовой и общественной дисциплины принимать своевременные меры воздействия.

Требования к организации воспитательной работы в группе

Организация деятельности куратора должна строиться на основе элементов системы воспитательной работы, а именно:
адаптации первокурсников к студенческой жизни;
гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;
пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;
проведения встреч, бесед, семинаров, направленных на профилактику асоциального поведения;
форм поощрения студентов за достижения в учёбе и внеучебной деятельности и порицания за нарушения правил внутреннего распорядка техникума.

Порядок и формы работы кураторов

Заочное знакомство с группой.

Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа куратора, в этот период, заключается в подготовке списка группы (занесения его в журнал куратора), ознакомление с информацией карточки абитуриента: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).

1 сентября. Девиз дня – «Мы вместе».

В первый учебный день куратор:
присутствует вместе со студентами своей группы на торжественных мероприятиях (как факультетских, так и на общеуниверситетских);
помогает разобраться с учебным расписанием;
организует первое знакомство с группой;
проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах факультета (университета);
настраивает студентов на серьёзное и ответственное отношение к учёбе, к жизни в университете, на бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их пользование (аудитории, парты, оргтехника и т.п.).

Знакомство с техникумом

Знакомство студентов с техникумом (историей, традициями, требованиями к студентам) необходимо начать с 1 сентября и продолжать в течение двух-трёх месяцев.
Примерная программа знакомства с техникумом:
заочное знакомство: беседы с группой, лекции или просмотр фильмов об истории техникума;
экскурсия по техникуму;
знакомство со студенческой жизнью в техникуме: с системой студенческого самоуправления, художественной самодеятельностью, спортом;
с подразделениями техникума, работой учебной части, управлением организации воспитательной работы со студентами;
разъяснение основных правил, прав и обязанностей студентов.

Знакомство в группе. Вечер знакомств. Выезд на природу.

Хорошо подготовленное и проведённое знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, получить максимальную информацию о студентах.
Для того, чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Я и Ты» и т.д.)

Выбор актива группы.

Актив группы выбирается в сентябре. Актив группы состоит из старосты и профорга, которые избираются на общем собрании группы.
Куратор должен организовать проведение выборов актива. До того, как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить студентов, что актив всегда можно переизбрать.
Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие решений (даже если будет казаться, что выбор сделан неверным).

Час куратора.

Час куратора рекомендуется проводить один раз в неделю, а в первые месяцы учебного года несколько раз в неделю. Примерная тематика часа куратора:
решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
встречи с преподавателями, специалистами, представителями общественных организаций и др.;
проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, техникума.




Деятельность куратора по адаптации студентов 1 курса
в техникуме.

Адаптация первокурсника в техникуме - первая, наиважнейшая задача куратора. На этом этапе куратору необходимо:
узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, по карточке абитуриента, потом во время встреч и бесед (можно привлечь Студенческий совет техникума для анкетирования);
создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявить и подобрать актив группы (старосту, профорга);
ознакомиться с условиями проживания студентов (особенно в общежитиях).

Второй задачей куратора является информирование студентов о возможности самореализации в техникуме.
С помощью кураторских часов первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается основа патриотизма к своему техникуму, отделению; происходит знакомство с богатыми традициями техникума.
Первая сессия для студента всегда стресс и проведение для первокурсников методического семинара «Моя первая сессия» явилось бы большим подспорьем и снизило бы студенческие переживания.
Актуальность профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции не подлежит сомнению, и куратор при поддержке управления организации воспитательной работы со студентами может выступать с инициативой проведения лекций и бесед в группе силами специалистов по профилактике этих явлений.
В современных условиях патриотическое воспитание студенчества целесообразно начинать с воспитания корпоративного сознания. Прививая любовь к своему отделению, техникуму, подчёркивая неразрывность интересов отрасли и государства мы воспитываем патриотов своей Родины.
Работа всего коллектива техникума должна быть направлена на формирование этого мировоззрения, и здесь очень важна координация деятельности всех сотрудников и служб (посещение культурных мест города, области: музеев, выставок, театров; проведение юбилеев, тематических вечеров, встреч с выдающимися учёными, поездки по родному краю, конкурсы рефератов и т.п.). Немаловажно воспитание у студентов уважения и доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.

Помощь студентам в учёбе и профессиональном росте

Куратор студенческой академической группы обязан анализировать итоги экзаменационных сессий, после чего необходимо проводить собрания группы и беседы с отстающими студентами. Положительный эффект приносит практика оповещения родителей об успеваемости студентов: отстающие прилагают больше усилий по сдаче сессии, а выражение благодарности за учёбу студента мотивирует последнего на поддержание успеваемости или её повышение.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315