Рабочая программа по элективным курсам «Социокультурные истоки»
Пояснительная записка к рабочей программе
по элективным курсам «Социокультурные истоки»
С курса «Истоки. Память и мудрость Отечества» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы (5-11-й классы) и по всем своим характеристикам является преемником учебного курса «Истоки» начальной школы.
«Истоки. Память и мудрость Отечества» предназначены для 5-го класса. В рамках этого курса предполагается знакомство с семью яркими и самобытными памятниками или явлениями отечественной культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам российской цивилизации.
Целями курса в 5-м классе являются:
дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятии, связанных с социокуль-турными истоками;
приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников - явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;
закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот опыт - ощущения укорененности в российской этнической и социо-культурной среде;
развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.
Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится, одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с размышлениями, должными подвести ученика к осознанию социокультурных истоков, устойчивых ценностей. Полученные таким образом наблюдения и выводы, а также понятия социокультурного ряда получают развитие в рассказах-спутниках, также содержащихся в каждом блоке-модуле (рубрика «Дополнение к теме»).
В курсе «Истоки. Память и мудрость Отечества» продолжает реализовываться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной школы. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыслены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте.
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Память и мудрость Отечества», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение дополнительной литературы и т.д.
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Общие задачи предмета:
Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.
Как и ранее в курсе «Истоков», достигнуть поставленной цели учителю помогут активные формы обучения – социокультурные тренинги.
Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширишь социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию.
Основными видами тренингов в 5 классе являются:
ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия,
активный выбор,
мнемотехника,
ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.
Системная работа, проводимая во 2,3,4 классе дает возможность пятиклассникам выйти на качественно иной уровень организации работы в группе.
Для того чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь:
слушать друг друга;
проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения;
приходить к единому мнению;
структурировать время, выделенное на выполнение задания;
доказательно представлять результаты работы классу;
делегировать полномочия лидера членам группы с целью самоутверждения каждого.
Необходимым условием перехода к работе в группе большего состава является наличие мотивации к взаимодействию, которое возникает только в том случае, если у учеников имеется достаточный ресурс успеха от совместно осуществляемой деятельности.
Как показывает опыт, ученики уже не мыслят урока «Истоки» без активных форм обучения, с нетерпением их ждут, проявляют высокую степень заинтересованности содержанием и способами деятельности.
Уровень мотивации зависит от того, насколько планомерно, в системе, проводится работа, уделяется внимание развитию коммуникативных и управленческих умений школьников, каков общий эмоциональный фон уроков.
Подробное алгоритмическое описание каждого тренинга дает основание надеяться, что работа учителя по реализации системы активных форм обучения и социокультурному развитию учащихся и группы будет успешной.
Для того чтобы значимый результат был достигнут, необходимо внимательно ознакомиться с полным текстом рабочей тетради и методического пособия, четко представить, какие задачи поможет решить каждый конкретный тренинг и системная разработка в целом.
Особое внимание следует уделить новым формам активного занятия.
Метод номинальной группы – это способ принятия группового решения, позволяющий учитывать мнение каждого и избегать конкуренции, обучающий взаимодействию на основе принципа синергизма, воспитывающий ответственность за совместно осуществляемый выбор.
Овладение данным методом работы является необходимым условием социокультурного развития индивидуума и группы, использование его предполагает наличие в классе лидеров, которые имеют ресурс самоутверждения и не проявляют ярко выраженного стремления к саморепрезентации.
Учителю, осуществляющему преподавания предмета «Истоки», необходимо ясно осознавать, что социокультурный опыт, осваиваемый учащимися, это не только знания, умения и навыки, но и чувства, прежде всего такие, как любовь, сострадание, милосердие, совесть и т.д. Эти чувства «дают моральную оценку в отношении к самой личности, в отношении к другим людям, в отношении к культуре как системе жизни, как к продукту активности (В.В. Зеньковский Психология детства. М.: Школа – Пресс, 1996, с.175).
Поэтому так важно обеспечить прочувствованное освоение социокультурных категорий и ценностей.
В достижении данной цели значимы все составляющие педагогического мастерства учителя: умение ассоциировано излагать материал, способность строить общение на уровне «Взрослый» – «Взрослый», использовать невербальные компоненты коммуникации (интонацию, тембр голоса, темп речи, жесты, мимику и т.д.), а также технологичность в проведении активных форм обучения.
Каждый этап тренинга требует определенной подготовки и внимания со стороны педагога.
Способность вызвать интерес учащихся к предстоящей работе, сделать переход к организации тренинга уместным и логичным, являются необходимыми на подготовительном этапе.
Умение замечать нюансы индивидуальной работы и обсуждения в группе, во время приходить на помощь ученикам, испытывающим затруднения, и таким образом способствовать формированию ресурса успеха, важны на последующих этапах тренинга.
Одним из наиболее сложных этапов активного занятия является обсуждение результатов работы в классе и сообщение экспертной оценки. Чтобы данный этап тренинга получился, учителю необходимо заранее продумать аргументацию, подобрать яркие примеры, способные вызвать интерес и убедить каждого ученика, также важно сделать акцент на совместно достигнутых результатах, а не на ошибках, допущенных отдельными учащимися.
Большое значение в ходе каждого тренинга отводится рефлексии. Рефлексия, как способность анализировать свои мысли, чувства, переживания, отношения, становится особенно актуальной в подростковом возрасте и является мощным импульсом в формировании самосознания личности. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание данному этапу каждого активного занятия.
Необходима последовательная реализация всей системы тренингов, разработанных в соответствии с тематическим планированием, т.к. только при этом условии можно достигнуть значимых результатов в социокультурном развитии учащихся и группы.
Рабочая программа по элективному курсу «Социокультурные истоки» составлена на основе авторской программы А.В. Камкина, И.А.Кузьмина,2010года, для занятий в 5 классе с учебником: Истоки. Память и мудрость Отечества. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е, исправленное/ А.В. Камкин. - М.: Издательский дом «Истоки»,2012.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом МинобразованияРФ от 05.03.2004 года №1089;
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Истоковедение, том 10. Научно – методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2010 год
Учебное пособие «Истоки», 5 класс, А.В. Камкин, издание второе, исправленное, Издательский дом Истоки, Москва, 2012 год
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При этом сохраняется сложившаяся для начальной школы система тренингов и заданий, направленных на развитие мировоззренческих и нравственных ориентиров ребенка. Главной образовательной целью заданий является актуализация моторико-культурного и духовного опыта России.
Целый ряд заданий направлен:
* на развитие социокультурных ценностей;
* на формирование исторического образа Родины;
* на многомерное восприятие историко-культурной действительности;
* на формирование личностного восприятия социокультурной среды, укорененности в ней;
* на расширение содержательного курса «Истоки». Реализация всей системы тренингов и заданий позволяет выйти на значимые результаты по пяти аспектам качества социокультурного образования (содержательному, коммуникативному, управленческому, психологическому, социокультурному).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 час)
Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.
Соха и топор (4 часа)
Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.
Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.
Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.
Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.
Крестьянские хоромы (4 часа)
Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.
Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.
Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с людьми и согласие с Богом.
Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.
Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.
Социокулътурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.
Соловки (5 часа)
Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.
Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.
Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.
Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.
Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.
Храм Покрова на Нерли (5 часа)
Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.
Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.)- древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.
Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.
Социокулътурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.
Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).
Икона «Живоначальная Троица» (5 часа)
Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.
Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.
Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.
Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.
Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.
Московский Кремль (5 часа)
Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.
Московский Кремль - символ Российского государства.
Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.
Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.
Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».
Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.
Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.
Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).
Летописи (4 часа)
Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.
Старинные летописи - наше национальное достояние.
Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.
Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.
«Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.
Социокулътурныи ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.
Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории - через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти. Урок повторения. Экскурсии. Встречи. (1 час). Итоговый урок творчества. (1 час).
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
ОСНОВНЫХ ИДЕЙ
Программа выделяет для каждого раздела основную идею. Вместе с тем учителю важно видеть взаимосвязь этих идей и их преемственность от раздела к разделу. В представленной таблице основные идеи разделов несколько перефразированы с целью более четкого выявления их саморазвития и логической взаимосвязи.
Раздел учебного пособия
Взаимосвязь и преемственность основных идей от раздела к разделу
Комментарии автора
Соха и топор
Крестьянские хоромы
Труд на земле - главное занятие и основа благополучия человека; доверие вековому опыту, общинность и артельность - школы
трудолюбия и залог плодотворного труда.
Семья - полнота бытия человека; лад и согласие - основа семьи; дом, хоромы призваны создать условия для лада и согласия, стать кораблем спасения.
Первые два раздела направлены на присоединение ученика к важнейшим горизонтальным (социальным) ценностям российской цивилизации - общине и семье. В этих двух микросоциумах формировался и передавался новым поколениям образ жизни и труда.
Соловки
Покрова на Нерли
Икона «Живоначальная Троица»
Освоение Земли - долг человека; подлинное освоение содействует преображению земного пространства; преображение Мира внешнего требует и преображения мира внутреннего.
Гармония мира духовного, природного и рукотворного - знак преображения; именно эта гармония воспринималась как истинная, неложная красота; такая красота становилась идеалом, к которому стремилась русская цивилизация.
Отображение красоты преображенного мира требовало особого языка-языка иконы; этот язык соединил земные идеалы с идеалами веры; наиболее полным это соединение явилось в образе Живоначальной Троицы как пример любви, согласия и соборности.
Нижеследующие три раздела присоединяют ученика к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям российской цивилизации: тяготение к горнему миру любви,
согласия и соборности через упорный труд по преображению земли, достижению гармонии и
красоты, усвоению истины. Иными словами, речь идет об образе мысли, чувствования и
духовного делания.
Московский Кремль
Летописи
Центр земного Отечества должен был воплощать указанные идеалы; Кремль в образах и символах не только обобщил, но и соединил их с предназначением российской государственности.
Путь к идеалу не должен быть забыт; главная сокровищница памяти - поучительный и душеполезный опыт истории народа; этот опыт должен служить будущему всех и каждого.
Последние разделы дают возможность присоединиться к древнейшим институтам сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Речь идет об образе исторической памяти и верности.
Тематическое планирование
5 класс
№
урока
Темы уроков
Цели и задачи
Содержание и вопросы
Активные формы обучения
Формы организации учебной деятельности
Социокультур-ный ряд
Дата проведе-
ния
по плану/факт
Дата проведе-
ния
по плану/факт
Раздел:
Введение (1 час)
1
«Семь чудес России»
Что такое истоки? Что они значат для каждого из учащихся (через различные каналы восприятия) Осуществить связь с начальной школой,
подчеркнуть значимость предмета. Присоединение к теме 5 класса.
Что такое чудо?
Какой смысл имеет слово «памятник»? Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках? Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого? Почему семь памятников России?
Ресурсный круг
(развивающий):
«Какие открытия ты сделал для себя на уроках по предмету «Истоки»?
Работа в паре:
«Умеем ли мы хранить память о наших истоках?»
К
Память
Памятники
Раздел: «Соха и топор»
2
«Соха и топор»
Присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации. Формирование представления о передаче новым поколениям образа жизни и труда. Передать ученикам простоту основных орудий труда, опыт российской аграрной цивилизации, которые находились в согласии с суровой природно –географической средой.
Какие трудовые качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает?
Работа в паре
(развивающий):
«Соха и топор»
К
Простота
Опыт
Артель
Община
3
«Куда соха и топор вместе ходили?»
Учащиеся выходят на категории, которые воспитывают главные человеческие качества, необходимые любому человеку: выносливость, наблюдательность, добросовестность.
Как упорство и труд помогали человеку? Топор и соха – истоки земледелия, крестьянского труда, крестьянской цивилизации.
Работа в паре
(развивающий):
«Как работали соха и топор»
Ресурсный круг:
(развивающий)
«Работа в артели»
К
Артель
Мастерство
Подсека
Пашня
4
«Чему соха и топор человека учили»
Учащиеся выходят на категории того, что соха и топор учат уму – разуму. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации.
Как и чему соха и топор учили человека? Народная мудрость и ценность сохи и топора. Топор всему делу голова. Какие у сохи и топора секреты? Микула Селянинович
Работа в паре
(развивающий):
«Чему соха и топор человека учили?»
К
Простота
Мудрость
Ум- разум
5
«Соха и топор как чудеса России»
(возможен вариант урока – экскурсии)
Обобщающий урок по теме, где учащиеся закрепляют те категории, которые определяют важнейшие, горизонтальные ценности российской цивилизации. Присоединение к истокам родного края и памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.)
Почему соха и топор чудеса России? Чудо без единого гвоздя. Умели строить наши предки.
Работа в группе
(оценивающий):
Сочинение «Чему соха и топор людей научили?»
Чудо опыта, мудрости, простоты
Раздел «Крестьянские хоромы»
6
«Крестьянс-кие хоромы»
(Состав крестьянских хором)
Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни центром которого являются крестьянские хоромы.
Что входило в состав крестьянских хором? Из чего и как троили хоромы? В чем особая красота крестьянского дома?
Работа в паре
(развивающий):
«Крестьянские хоромы»
К
Хоромы (двор – усадьба)
Чувство меры
7
«И тесен дом, да просторен он»
Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома.
Работа в паре
(развивающий):
«Для каждого дела свое место»
Ресурсный круг:
(развивающий)
«В крестьянских хоромах»
К
Разумное домоустроитель-ство
Освященный мир
8
«Домашний лад и порядок»
Мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие.
Работа в паре
(развивающий):
«Чему учились дети у родителей»
Ресурсный круг:
(развивающий)
«Домашний лад и порядок»
К
Лад
Согласие
Родной дом
9
«Крестьянские хоромы – чудо России»
(возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба»)
Обобщающий урок по теме, где закрепляются приобретенные на уроках социально значимые ценности российской цивилизации.
Почему крестьянские хоромы – чудо России? Присоединение к истокам родного края.
Работа в паре
(оценивающий):
Сообщение «Откуда изба родом?»
Мир
Деревня
Помочи
Раздел: «Соловки»
10
«Особый мир монастыря»
Обратить внимание на особенности работы в тренинге – работа в группе.
Учащиеся начинают присоединяться к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Тяготение к горнему миру, любви, согласию и соборности через упорный труд души и тела. Учащиеся прикасаются к своеобразному, загадочному, величественному миру русского монастыря, почувствовать его особенности, приоткрыть для себя его тайны.
Монашество на Руси. Пустынники. Люди шли к неоткрытым землям – на Север, в Сибирь. Землепроходцы, мореходы. Возникновение Соловецкого монастыря.
Работа в четверке
(развивающий):
«Особый мир монастыря»
К
Молитва
Труд
Отшельничество
Монастырь
Пустынники
Скит
Братия
Монах
11
«Этапы жизни Соловецкого монастыря»
Проследить основные вехи в становлении монастыря. Выйти на ценности единства труда земного и труда духовно – гармонии.
Упорный труд преображения земли. Игумен Филипп и второе рождение Соловков. Соловки возводила вся Русь. О чем горько вспоминать и тяжело говорить?
Работа в четверке
(развивающий):
«Этапы жизни Соловецкого монастыря»
К
Гармония
12
«Путешествие в Соловецкий монастырь»
Учащиеся совершают заочное путешествие в Соловецкий монастырь. Составляют для себя образ величия и красоты общерусской святыни, попытаться передать свои чувства. Создается целостный образ монастыря.
За стенами монастыря. Любить природу, не вредить ей, а сотрудничать с ней.
Ресурсный круг
(развивающий):
«Путешествие в Соловецкий монастырь»
К
Сотрудничество
13
«Чудо Преображения»
Передать ученикам основную идею, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения и придавая многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.
Упорный труд преображения земли, достижение гармонии, красоты, усвоение истины.
Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в условиях Севера.
Работа в четверке
(развивающий):
«Чудо Преображения»
Ресурсный круг:
«Как преображение человека помогает преображению земли?»
К
Преображение
Умирение
Общерусская святыня
14
«Соловецкий монастырь – чудо России»
Учащиеся закрепляют значимость духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной, хозяйственной и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека.
Соловки – чудо российской цивилизации. Особый мир монашества. Соловки - это святыня, памятник культуры, мир преображенной природы.
Работа в четверке
(оценивающий): Сочинение – рассуждение «Преображая себя, могу ли я преобразить мир?
Духовный подвиг
Раздел: «Храм Покрова на Нерли»
15
Когда я бываю в храме
(возможен вариант экскурсии в храм перед этим уроком)
На основе знаний полученных во 2 кл. (тема «Храм») или экскурсии идет присоединение к теме, развивается целостное восприятие образа храма, его назначения. Как изменяется социокультурный опыт учащихся.
Храм в жизни человека. Мои ощущения в храме.
Ресурсный круг:
«Когда я бываю в храме?»
К
Гармония
Духовность
Умиротворенность
16
«Покров Пресвятой Богородицы»
Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России (особое признание) Значение этого праздника для русского народа.
История образа «Покров Пресвятой Богородицы»
Работа в четверке
(развивающий):
«Покров Пресвятой Богородицы»
К
Образ Богоматери
Покров
17
«На святом месте»
Обратить внимание на особенность АФО - мнемотехника по формированию способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти. Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным. Развитие целостного восприятия.
История храма. Князь Андрей Боголюбский. Выбор места. Белый храм у чистой воды.
Мнемотехника
(развивающий):
«На святом месте»
Ресурсный круг:
«Белый храм у чистой воды»
К
Душевная чистота
Безгреховность
Мир природный
18
«Храм Покрова – символ гармонии»
Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма.
Секреты храма Покрова на Нерли. Храм Покрова – символ гармонии.
Работа в четверке
(оценивающий):
«Архитектурные секреты храма»
К
Гармония
Мир рукотворный
Примирение
19
«Храм покрова на Нерли - одно из чудес России»
Обобщение полученных знаний и познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов.
Почему храм Покрова можно считать чудом России? Промыслы Вологодчины (Шемогодская резьба)
Поморские кресты (возрождение крестов в «Северной Фиваиде»)
Работа в четверке
(развивающий):
«Храм Покрова – символ гармонии»)
Ресурсный круг:
«Почему храм Покрова можно считать одним из чудес России?»
Памятник русского и мирового искусства
Раздел: «Икона Троица»
20
Икона «Живоначальная Троица»
(возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использова-ние видеофильма «Андрей Рублев»
Обратить внимание на особенности тренинга. На основе социокультурного опыта 2-3 кл. выйти на усвоение ценностей духовного смысла иконы. Первое восприятие иконы «Живоначальная Троица»
Чем является икона в православной традиции? А. Рублев.
Иконопочитание в русской Православной традиции. Святой. Паломничество. Обет. Образ Троицы для России.
Ресурсный круг:
«Что значит икона в твоей жизни?»
К
Чудотворные
Образ
Смысл
Святой
Обет
Духовный подвиг
21
«Путешест-вие в мир иконы»
Прослеживается основная идея: Икона «Живоначальная Троица» - вершина русской иконописной традиции. Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире; умение раскрывать библейский сюжет иконы.
Что изображено на иконе?
«Язык» иконы.
Дерево, храм, гора.
Работа в четверке
(развивающий):
«Путешествие в мир иконы»
К
Единство
Нераздельность
Неотмирное единство
22
«Звенящие краски иконы»
Учащиеся знакомятся с особенностями цветовой символики иконы, которые помогают приблизиться к миру духовному, небесном, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен. Глубже проникнуться в мир иконы.
Духовный смысл иконы. Цвет. Краски.
Нераздельность Троицы.
Работа в четверке
(развивающий):
«Звенящие краски иконы»
К
Нераздельность
Горний мир
Завершенность
Вечность
23
«Нераздельность и неслиян-ность лиц Святой Троицы»
Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Святой Троицы. Увидеть соответствие библейского текста с иконой А. Рублева. Обратить внимание на особенности тренинга по закреплению ресурса успеха учащихся.
Что незримо присутствует в иконе? Неслиянность лиц Святой Троицы.
Работа в четверке
(оценивающий):
«Нераздельность и неслиянность лиц Пресвятой Троицы»
К
24
«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».
Обобщаются знания по данной теме, по формированию духовных и художественных ценностей российской цивилизации.
Почему икона А.Рублева является чудом России?
Ресурсный круг:
«Почему икону А. Рублева «Троица» можно читать чудом России?»
К
Раздел: «Московский Кремль»
25
«Щит военный.
Щит духовный».
Учащиеся присоединяются в этой теме к древнейшему институту сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный».
Московский Кремль – щит военный, щит духовный.
Работа в четверке
(развивающий):
«Щит военный, щит духовный».
К
Щит военный
Щит духовный
Общероссийская свечница
26
«Сооружения и соборы Московского Кремля».
(«Кто в Кремле не бывал, тот красоты не видал»)
(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)
Расширяются знания о Московском Кремле. Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками.
История Кремля. Исторические памятники Кремля.
Работа в группе
(развивающий):
Сочинение-рассуждение «Почему Петербург не остался столицей России?»
Историческая память
27
«Московский Кремль – центр государства»
Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение Кремля как центра Российского государства. Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля.
Кремль – центр российской государственности. Символы государства.
Работа в четверке
(развивающий):
«Московский Кремль – символ Российского государства»
К
Резиденция
Государственные регалии
Символы государства
Вера и Правда
28
«Хранитель истории, доблести, славы».
(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)
Формирование образа исторической памяти и верности: передать идею: Московский Кремль – символ черт и идеалов российской цивилизации: патриотизма, державности, связь земного Отечества с духовными идеалами.
Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата.
Мнемотехника
(развивающий):
«Хранитель истории, доблести, славы»
К
Связь времен
29
«Московский кремль – чудо России»
Обобщающий урок по теме с закреплением основных социокультурных ценностей раздела. Прочувствовать свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы.
В чем видим, чувствуем гордость за Московский Кремль, как чудо России?
Работа в четверке
(оценивающий):
Сообщение о Царь-пушке и Царь-колоколе
Центр истории;
Общерусская святыня;
Шедевр культуры;
Символ государства
Раздел: «Летописи»
30
«Первые летописцы и первые летописи»
Учащимся дается представление о первых летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю Отечества в свете Божественного Промысла. Показать в теме особенность древнерусской литературы. Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора.
Историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы. Жития Вологодских святых.
Работа в четверке
(развивающий):
«Какими были первые летописцы?»
К
Национальное достояние;
Исторические источники;
Книжники;
Летопись;
Мудрость;
Патриотизм.
31
«Как писали и украшали летописи?»
(возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой)
Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта.
Образ летописца, его труда, жизни. Как рождались летописи?
Мнемотехника
(развивающий):
«В келье летописца»
Работа в четверке
(развивающий):
«Рождение летописи»
К
Житие
Сказание
Слово
32
«Преподоб-ный Нестор и его летописи»
У учащихся формируется представление об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Учащиеся воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность, злободневность, религиозность, историзм, народную мудрость. Учащиеся подводятся к мысли, что летописи Нестора – чудо России.
Преподобный Нестор «Повесть временных лет»
Преподобный. Нестор и наш край.
Работа в четверке
(развивающий):
«Первый летописец»
К
Энциклопедия древнерусской истории, литературы
«Повесть временных лет» - чудо России.
33
«Летописи – чудо России».
Обобщение и закрепление по теме. Учащиеся выходят на понимание, что летописи объединяет тема родины. На уроке идет глубинное, прочувственное восприятие летописей и их значения для каждого русского человека и Отечества. Воспитательный момент, что летописи учат добру, справедливости.
Почему летописи чудо России? Каково значение их для дня сегодняшнего? Чему учат нас летописи?
Работа в четверке
(оценивающий):
«Чему нас могут научить летописи?»
Ресурсный круг:
«Летописи – чудо России».
К
34
Обобщающий урок «Семь чудес России»
Обобщаются знания, полученные на «Истоках» в 5 классе. Определить, какие вечные, непреходящие ценности заключает в себе каждое чудо России. Присоединение к Вологодским истокам. Закрепление мотивации на дальнейшее изучение предмета.
Чудеса России – семь ярких и самобытных памятников отечественной культуры. Житие Димитрия Прилуцкого. Дионисий. Ферапонтово. Вологодская София. Кирилло – Белозерский монастырь – крепость государства.
Работа в четверке
(оценивающий):
«Семь чудес России»
Ресурсный круг:
«Что значат для тебя семь чудес России?»
К
35
Творческая работа «Семь чудес России»
Творческая работа
Один из семи самобытных памятников отечественной культуры
Работа в группе
(оценивающий):
Письменная работа. Описать один из семи самобытных памятников отечественной культуры.Защита.
Примерная тематика творческих работ:
Сочинение «Чему соха и топор людей научили?»
Сообщение «Откуда изба родом?»
Сочинение – рассуждение «Преображая себя, могу ли я преобразить мир?»
Сочинение-рассуждение «Почему Петербург не остался столицей России?»
Сообщение о Царь-пушке и Царь-колоколе
Использование медиаресурсов
Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»
DVD и видеофильмы: «Троице-Сергиева лавра», «Соловецкий монастырь», «Земное и небесное»,
Виртуальная галерея «Святые лики»,
Житие православных святых, «Новый диск»
Небесные истоки, «Новый диск»
Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Реализация социокультурной технологии дает возможность эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, обеспечивает целостное развитие восприятия, мышления, чувствования, духовности и других высших психических функций индивидуума. Данная технология – ответ на вопрос: «Как перевести учительское наставление во внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок захотел поступить так, как советует педагог?»
Контроль осуществляется в следующих видах:
входной, текущий, тематический, итоговый
Форма контроля:
оценивающий тренинг
Учебно-методический комплект
1. Учебник «Истоки» 5 класс А.В. Камкин
2. Истоковедение, том 8. Издательский дом «Истоки», 2010 год
3. Истоковедение, том 10. Издательский дом «Истоки», 2010 год
4. А.В. Камкин, «Программа для основной школы», 5 класс
5.И.А.Кузьмин.Рекомендации по применению программы
«Социокультурные истоки», Издательский дом «Истоки», 2011 6. Н.В. Котельникова, Н.Б. Красикова, «Истоки -5» «Общие
комментарии к дидактическому материалу и тетради»
Дополнительная литература для учащихся
1. К. Михалков. Золотое кольцо России, Москва,2008
2. А. Владимиров. Увиденное, Москва,2010
3. Сборник рассказов. Спаси и сохрани. Москва,2010
4. С.Фонов. Украшение Русской земли.Москва,2011
5. А.В.Велько. Детям о скромности,Минск,2013
Дополнительная литература для учителя
1.Азбука православного воспитания детей, А. Новиков, Санкт-
Петербург,2005
2.Истоковедение, тома 1,2,5,8,10. Издательский дом «Истоки», 2010
год
3.Учебник жизни: книга для чтения в семье и школе, А.Владимиров.
Москва 2010
4.Уроки русской литературы, Москва,2004
5.Искусство словесного служения,2010
6. Золотое кольцо России, К.Михалков, Москва,2008
13PAGE 15
13PAGE 142215
Заголовок 1Заголовок 415