«Развитие профессиональных и личностных компетенции через кружковую деятельность».


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Заларинский агропромышленный техникум»
Выполнила: Перевалова Юлия Александровна
преподаватель специальных дисциплин
по профессии «Швея»
Тема: «Развитие профессиональных и личностных компетенции через кружковую деятельность».
Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
К. Паустовский
Наше педагогическое мастерство должно быть основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития образования. Для достижения новых результатов необходимы новые подходы в организации процесса дополнительного обучения.
Правительственная стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного, из путей обновления содержания образования внедрение компетентностного подхода и как достижение нового образовательного результата.
Актуальность методической темы: В течение последнего десятилетия в России произошло коренное изменение жизни и общества. И в современных условиях особенно острым является проблема подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни. Социально-экономическое развитие общества во всех сферах требует активного развития творческого потенциала практически каждого человека. Эта установка особенно актуальна для профессиональных учебных заведений. Важнейшая задача которых – представить каждому обучающемуся возможность полностью раскрыть свои задатки, творческие способности через профессиональные компетенции.
Отсюда целью своей работы считаю: создать педагогические условия способствующие формированию профессиональных концепций через реализацию дополнительного образования – кружковую работу.
Объект исследования: профессиональные компетенций в кружковой деятельности.
Предмет исследования: процесс развития творчества, компетентности, мастерства у обучающихся.
Для достижения были выдвинуты следующие задачи:
Провести анализ научно методической психолога педагогической литературы по данной проблеме.
Создать педагогические условия способствующие формированию личностных и профессиональных концепций через реализацию кружка «Бисероплетение».
Провести, мониторинг обучающихся, по определению уровня творческого потенциала.
Наше педагогическое мастерство должно быть основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития образования. Для достижения новых результатов необходимы новые подходы в организации процесса дополнительного обучения.
Воспитание, обучение и развитие личностных качеств обучающегося являются равноценными составляющими образования. Это все как один из компонентов образования, предполагает формирование рабочего ответственно и профессионально действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, находится в постоянном пояске и стремлений к совершенству.
В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.
В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:
способность человека действовать в соответствии со стандартами;
характеристики личности, позволяющие добиваться результатов в работе.Существует несколько подходов к описанию компетенций. Первый можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй - «личностным», так как в фокусе - качества человека, обеспечивающие успех в работе.
Каждая профессиональная компетенция может быть описана с помощью определенных индикаторов. Они представляют собой стандарты поведения человека. Таким образом, если «личностный» подход описывает «как?» (с помощью каких своих ресурсов и какие люди могут выполнять работу хорошо), то «функциональный» диктует «что?» (на каком уровне и с каким качеством работник должен выполнять профессиональные действия функции). «Функциональный» подход не учитывает, за счет чего будут, достигнуты результаты: опыта или знаний, способностей или повышенной мотивации работника — главное, что работа будет выполнена на должном уровне. Число сторонников функционального подхода растет. И в современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность субъекта профессиональной деятельности выполнять задачи с заданными стандартами.
Итак, профессиональные компетенции – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.
Хочу отметить что, большое внимание нужно уделять, психологическому сопровождению оно является большой опорой для создания социально-психологических условий и для успешного обучения и развития личности обучающегося.
Во-первых, систематическое отслеживание динамики их психологического развития в процессе обучения, дает возможность осуществлять благоприятные условия для развития личных качеств.
Во – вторых, у обучающихся формируются способности к саморазвитию, самопознанию, самоопределению. Это дает мотивацию к дальнейшей самостоятельной творческой деятельности личностного потенциала.
В - третьих, создание условий для освоения технологических приемов в бисероплетений, проявления творческой индивидуальности, развития креативных качеств.
Внеклассная работа в значительной степени способствует, развитию индивидуальных способностей обучающихся вызывает у них стремление овладеть знаниями умениями сверх обязательных программ. “Знания не только вооружают обучающихся умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца.”
Кружок “Бисероплетение” способствует последовательному переходу от учебно- познавательной деятельности к профессионально-творческой. Данная деятельность подготавливает к профессионально-художественной деятельности и может занимать большое значение в профессии “Швея”.
Бисероплетение обладает безграничными конструктивно-пространственными и цветовыми возможностями, способствует развитию у обучающихся их творческих способностей и художественно-эстетического вкуса. Работа с таким мелким материалом как бисер и стеклярус приучает к аккуратности проявлению усидчивости, старательности и волевых усилий. В процессе изготовления изделия развиваются разнообразные трудовые и специальные умения и навыки, происходит развитие тонких движений пальцев рук, и знакомство с народными промыслами.
Работа с бисером помогает нам педагогам в образовательной работе раскрыть студентам роль и функции изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Совместная и самостоятельная творческая работа с бисером способствует формированию у обучающихся систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со взрослыми и сверстниками, формированию коммуникативных навыков. В результате творческой активности, осуществляются собственные замыслы. В результате этого каждая сплетенная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Включенность обучающихся в творческую деятельность способствует нравственно-патриотическому воспитанию, которое появляется в тяге к искусству, истории, культуре, национальным традициям. То есть эта среда является мастерской, в которой студент приобретает профессионально-техническую грамотность. Это естественно не маловажно в воспитательном отношений так как способствует развитию личных способностей, то что приносит большое удовольствие. Развивается творческое начало и обучающиеся имеют возможность созерцать и чувствовать свою прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ, возможности создания неповторимых изделий из бисера, которые можно реализовывать на различных ярмарках.
Бисероплетение также способствует решению задач сенсорного развития, так как в процессе работы активизируется световосприятие и цветовидение, восприятие холодных и теплых тонов.
 В плане физического развития можно отметить, что бисероплетение развивает мелкую моторику кистей рук, способствует развитию глазомера, остроты зрения; развитию координации движений рук под контролем глаз.
Чтобы добиться определенных целей и образовательных результатов я считаю необходимо для каждого обучающегося выполнение следующих условий:
Условия: Реализация:
Методы, формы и содержание преподавания кружка “Бисероплетения” направлены на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами оптимизацию процесса их индивидуально-творческой деятельности.
Так как студенты чаще всего идут в кружок по собственному желанию, то есть из интереса к данному виду деятельности. Это естественно не маловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей, приносит большое удовольствие.
Использование образцово-творческих заданий, направленных на развитие творческого потенциала. Имеют возможность созерцать и чувствовать прелесть и неповторимость различных работ их неповторимость создания.
Активизация самостоятельной работы студента раскрывающие индивидуальные качества;
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию способностей обеспечивает обогащение и расширение души делает ее богаче и духовно выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.
Теоретический курс неразрывно связан с практической частью;
Принцип связи с практикой играет огромную роль. В процессе выполнения практических работ обучающиеся овладевают конкретными представлениями о технических приемах для последующего обобщения и формирования понятий. Во время практики проверяется достоверность знаний., производится закрепление и углубление технологических знаний.
Направление каждого занятия на решение творческих задач;
Принцип доступности и посильности в обучении. Учебный материал по своему объему и научной глубине должен соответствовать познавательным возможностям учащихся. Большую роль, в доступности играет правильное дозирование учебного материала. На занятиях по бисероплетению необходимо ориентироваться в способностях каждого обучающегося.
Использование наглядного материала в виде готовых изделий, фотографии, каталоги.
Принцип наглядности, играет важную роль. Наглядность выступает и в качестве принципа обучения и как метод обучения (демонстрация приемов работы в нескольких видах плетения) и как средство обучения (схемы, фотографии) Для того чтобы овладеть техническими умениями и навыками обучающиеся образно и конкретно представляют конструкцию трудовых движений и рабочих приемов, по которым эти умения формируются.
Еще, я считаю, необходимым применение комплексного подхода при обучений, направленного для приобретения профессиональных навыков.
Деятельность студентов приносит результативность, мы организовываем экскурсионно-выставочную деятельность, где участвуют обучающиеся со своими работами (в выставках, ярмарках) районного и регионального масштаба, проведения мастер классов. За участие отмечается грамотами и благодарностями. А так же, выполняются социальные заказы изделия на заказ (сувениры, подарки).
Постепенно в процессе обучения развивается аналитико-синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом, стремятся выделить главное, существенное в материале, овладевают умениям обосновывать, доказывать определенные положения, делать широкие обобщения. Они испытывают большое эмоциональное удовлетворение от самостоятельных открытий. Понимают, значимость знаний осознают, начинают осмысливать жизненное значение и прежде всего их значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Необходимо поддерживать убеждения подрастающего поколения в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношения к учению.
Учитывая возрастные данные обучающихся в профессиональном образований, и их эмоциональное благополучие. Оно во многом зависит от оценки учебной деятельности от взрослых, для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условий они могут выступать как мотив, действующий в одном направлении и усиливающие друг друга.
Для того чтобы определить уровень творческого потенциала учащихся проводится тест. Который позволяет оценить уровень творческого потенциала личности, уверенность в себе, постоянство, стремление к независимости умения принимать нестандартные решения. Многие после прохождения теста, начинают иначе себя оценивать и переосмысливать свои жизненные приоритеты.
Инструкция к тесту
Выберите один из предложенных вариантов ответов. 
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?    1. да;    2. нет;    3. да, но только кое в чем. 2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?    1. да, в большинстве случаев;    2. нет;    3. да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?    1. да;    2. откуда у меня могут быть такие идеи?    3. может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен. 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?    1. да, наверняка;    2. очень маловероятно;    3. может быть. 5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?    1. конечно;    2. часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;    3. чаще уверен, чем неуверен. 6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете?    1. да, всякое неизвестное меня привлекает;    2. нет;    3. все зависит от самого дела и обстоятельств. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?    1. да;    2. что получится, то и хорошо;    3. если это не очень трудно, то да. 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?    1. да;    2. нет, надо учиться самому основному;    3. нет, я только удовлетворю свое любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то:    1. какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;    2. сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;    3. продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий. 10. Профессию надо выбирать, исходя из:    1. своих возможностей и перспектив для себя;    2. стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;    3. престижа и преимуществ, которые она обеспечит. 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?    1. да;    2. нет;    3. если место понравилось и запомнилось, то да. 12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?    1. да;    2. нет;    3. вспомню все, что мне интересно. 13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?    1. да;    2. нет;    3. повторю, но не совсем правильно. 14. В свободное время вы предпочитаете:    1. оставаться наедине, поразмыслить;    2. находиться в компании;    3. мне безразлично, буду ли я один или в компании. 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:    1. дело закончено и кажется вам отлично выполненным;    2. вы более-менее довольны сделанным;    3. дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем? 16. Когда вы один, вы:    1. любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;    2. любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;    3. иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами. 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:    1. независимо от того, где и с кем вы находитесь;    2. только наедине;    3. только там, где есть тишина. 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:    1. можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;    2. останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;    3. измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. 
Обработка результатов теста Баллы начисляются по следующей схеме: Ответ «а» – 3 балла, «б» – 1, «в» – 2 балла.
Интерпретация результатов теста • 48 и более баллов – в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. • 18 – 47 баллов – у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный – страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.
Из всего вышесказанного, я могу сделать вывод. Задачи, решаемые на кружке разнообразны и значимы для будущей профессии “Швея”, они являются неотъемлемой
частью профессиональной подготовки.
Конечно, диапазон кружковых занятий велик так же как и профессиональные компетенций. Я считаю, что кружковая работа имеют широкое значение. А работа в кружке “Бисероплетения” направлена на воспитание художественной культуры развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Но еще самое главное, что у человека формируется креативность!