Разработка доклада на тифлосеминар Особенности обучения детей, имеющих сложный дефект


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «Особенности обучения детей, имеющих сложный дефект»
ПОДГОТОВИЛА:
Учитель начальных классов
Босечко О.Ю.
Симферополь, 2016
Особенности обучения детей, имеющих сложный дефект.
К детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость). Сложный дефект — любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ.
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ.
Индивидуальный подход.
Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Проявление большого такта со стороны учителя.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Постоянное использование наводящих вопросов, аналогий, наглядности.
Без определенной наглядности, шаблонов детям тяжело воспринимать материал. Для наглядности могут в работу включаться презентации содержащие в себе основные тезисы новой темы, печатные схемы и наборы наглядного материала.
И сегодня я вам расскажу об одном из них.
Нумикон - это программа обучения и набор наглядного материала, разработанные в Англии в конце 90-х годов для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны ребенка - способность обучаться на практике и способность распознавать модели, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны.
- Почему формы Нумикона выглядят именно так?
Структурированные объекты воспринимаются человеком и особенно ребенком гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели группу кругов, разбросанных, как попало (рис. 1), можете ли вы, не пересчитывая, сказать сколько их? А если круги расположены в системе (рис.2), вы сразу видите, что их восемь.
В Нумиконе числа натурального ряда от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами. Формы Нумикона «стандартизованы»: каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. Действия с числами становятся наглядными и осязаемыми.
В отличие от традиционных счетных материалов, например, счетных палочек, Нумикон дает глобальное, целостное представление о числе. Так, число 5 – это одна красная форма.
Постепенно ребенок приходит к пониманию, что эту красную форму можно «составить», т.е. собрать рядом или наложить сверху, из 1 оранжевой и 1 салатовой формы или 1 сиреневой и 1 желтой формы.
При обучении с применением методики, предложенной Нумиконом, ребенок не составляет большее число из меньших, единиц (4 счетных палочки – это 4!), а от большого числа, воспринимаемого поначалу как нечто целое, глобальное, приходит к тому, что оно состоит из единиц (4 – это 4 отдельных отверстия!).
Часто дети, имеющие нарушения фонематического слуха (в моем классе есть такие детки) не различают, например, слова «девять» и «десять», «тринадцать» и «тридцать». С помощью форм Нумикона можно «составить», «собрать» любое число и не только услышать, как оно называется, но и «увидеть» его.
Нумикон помогает усвоить:
• наглядно сложение и вычитание
• чётные и нечётные числа
• поразрядное представление чисел
• состав числа
• сравнение чисел
• арифметические действия с переходом через десяток
• удвоение и деление пополам
• деление, умножение
Развитие графического навыка
Отдельное направление работы — это включение в урок и домашние задания графических упражнений с использованием «Нумикона». Использование графических заданий на уроках и в домашней работе, помогает развивать мелкую моторику и закреплять навыки, освоенные во время практической деятельности с «Нумиконом».
Вот примеры некоторых заданий:
• соединить одинаковые формы «Нумикона»
• соединить форму «Нумикона» и ее контур
• соединить формы «Нумикона» с цифрами
• сравнить две формы «Нумикона»
• обвести все формы «Нумикона», которые больше, чем образец;
• Нанизывание форм и деталей Нумикона на шнурок способствует развитию координации движений и моторики рук.
Развитие творческих способностей
С формами Нумикона можно увлекательно играть. Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.
Кроме форм-шаблонов я еще использую набор оригинальных цветных бочонков. (слайд 8)
Нанизывание разноцветных штырьков на шнурок, (слайд ) выстраивание их на доске в определенной последовательности помогает формировать понятие ряда, закрепляет знания об основных цветах. С помощью бочонков можно формировать понятия «больше - меньше». (слайд )
Обобщая опыт использования Нумикона в работе, можно сделать вывод, что Нумикон может стать удачным дополнением для начального обучения математике в дополнение к существующим методам и материалам.
Таким образом, применение мультиисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими диагноз: РДА, ОНР, дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП (тетрапарез), ЗПР и т.д.
Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.
Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Формула успеха при работе с детьми с ОВЗ.
общая коррекционная направленность процесса обучения,
увеличение срока обучения.
малая наполняемость класса
щадящий режим
соответствующий учебный план
увеличение количества часов на трудный раздел программы
использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом
создание положительной атмосферы на уроке
постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения, опора на игру, целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?Почему он так испуган? Почему не говорит?Мир «особого» ребёнка - он закрыт от глаз чужих.Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!
Я искренне желаю вам стать своими для этих «особых» детей, для этого нужно немного: любить, понимать, принимать, иногда жалеть, быть терпимыми, учить добру и радоваться вместе с ними каждому новому дню!
Спасибо за внимание!