Формирование навыка чтения на уроках обучения грамоте в 1 классе (УМК ПНШ)
Формирование навыка чтения
на уроках обучения грамоте
в 1 классе
(УМК "ПНШ")
Учитель: Самойличенко З.А.
2015 год
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.
И этому информационному обществу нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Новые социальные запросы и определяют цели нашего школьного образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
“Чтение - вот лучшее учение.» Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. Хорошее овладение техникой чтения в начальных классах – это основа для дальнейшей успешной учёбы на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несёт перед учеником, его родителями, учителями средней школы.
Как сделать, чтобы учение не превращалось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Эти вопросы всегда волновали меня; заставляя искать новые приёмы, методы в этом непростом деле.
С первых дней обучения я уделяю особое внимание урокам обучения грамоте, потому что здесь закладываются основы правильного, сознательного и выразительного чтения. На первых уроках даётся представление о предложении, слове, звуке, слоге. Эти представления материализуются с помощью схем, фишек. Ребёнок множество раз должен соотнести первое со вторым и наоборот. В результате этих действий возникает не только понимание изучаемых представлений, но и потребность ( и умение) при выполнении умственных операций опираться на практические действия. Схемы предназначены, прежде всего, для того, чтобы научить детей правильному звуковому анализу.
В 1 классе я работаю по учебнику “Азбука” (авторы Н.Г. Агаркова и Ю.А.Агарков). ( УМК "ПНШ") Этот учебник содержит разные формы обучения, материал как для не читающих, так и для хорошо читающих детей, материал для развития речи и мышления учащихся. Кроме того в комплекте с “Азбукой” идут 3 тетради для письма. В комплекте заложены принципы развивающего обучения, связанные с традиционными принципами доступности и прочности усвоения знаний. Материалы учебника позволяют формировать у первоклассников не только высокий уровень сформированности навыка чтения , но и общее представление об основных единицах русского языка ,а система подобранных материалов позволяет развивать у детей интеллектуальные способности .Изучение букв идёт от гласных к согласным .Это позволяет значительно увеличить объем читаемого текста.
На уроках знакомства с новой буквой предлагаю детям такие задания: в тетради для письма, где мы составляем для этого схемы слов, предложений, учимся определять ударный слог, пишем изучаемую букву, большую и маленькую, слова и предложения с этой буквой, составляем текст по схеме. Учимся конструировать изучаемые буквы.
На уроках часто использую упражнения, связанные со зрительным восприятием, направленным на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.
Для воспитания зоркости к буквенной строке слова, развития внимания предлагаю такие задания, например;(слайд)
- Какая буква лишняя?
а, у, р, о, ы- Какой слог лишний?
ма, ра, ла, ны, са- Какое слово лишнее?
река, речка, ручей, ручка
Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил
Даётся группа букв, среди них нужно подчеркнуть заданную букву.
Приведу пример задания на формирование способности правильно (без пропусков) и быстро просматривать целые строчки текстов. Даётся текст считалки. Вначале читаю я. Затем читают слайд на экране, заучивают. После этого открывают Азбуку. Предлагаю задание: Возьмите карандаши, поставьте на первую букву первого слова (показываю на доске). По моему сигналу , не читая, как можно быстрее просмотрите все четыре строчки и подчеркните все буквы ы. Задание на победителя. Начали. Далее - проверка Сколько букв Подчеркнули?
Напиши спрятанные буквы, среди которых встречаются неизученные и т.д.
Со временем это упражнение усложняется: требуется найти и подчеркнуть изучаемую букву в слогах, подчеркнуть односложные слова, найти самое длинное слово и т.д.
Хорошие результаты даёт применение на уроках обучение грамоте игр, которые передают учебное содержание, а с другой стороны придают развлекательный характер, в результате учебная задача выступает как игровая.
Например, игра “Буратино с кармашками”. (фрагмент показ).В кармашке Буратино вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния.(один ребёнок показывает указкой, остальные читают хором.)
Урок обычно начинаю с игровой разминки ,т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.
(фрагмент урока).
Например:
А – звук этой буквы произносится долго, на одном выдохе.
ААА – данное количество звуковой этой буквы произносится кратко на одном выдохе и т.д.
Чтение шепотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Громко и быстро:
гарь – парь – жарь
Чтение пословиц, скороговорок для выработки навыков сохранения чёткости произношения при любом темпе речи и т.п.(показ фрагмента урока)
Отрабатывается чтение труднопроизносимых словосочетаний, даю установку на выразительное чтение.
Ребёнок не может понять значение хорошо известного ему слова в силу неразвитости техники чтения. Он прочитывает знакомое слово несколько раз и лишь потом осознаёт его значение. Это происходит потому, что понимание значения слова у первоклассника возникает после прочтения слова и только при беглом чтении целыми словами оно осуществляется в процессе чтения. С целью быстрейшего восприятия, произнесения и понимания можно использовать логические упражнения, при которых ребёнок должен не только прочитать слова, но и сопоставить, обобщить, сгруппировать, например:(слайд)
Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - (птицы)
Раздели слова на группы.
К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, щавель.
Насекомые:…, …., …
На своих уроках я часто включала упражнения из “Сборника текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения” для 1 класса , автор Кондранина Т.И.:
Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом – зуб, дом – зуб – нос, дом – зуб – нос – лес и т.д.(слайд)
Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. Например: в лесу, по реке, и сказала.
Читай скороговорку многократно от начала до конца, по кругу, постепенно, увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.
Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:(слайд)
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по слогам, работая с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами.
Чтение отрывков в разных темпах и т. д.
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но ещё труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребёнка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм – и быстрее, и проще, и интереснее.
Чтобы совершенствовать технику чтения, кроме разнообразных приёмов работ на уроке, где-то в начале 3 четверти мы заведём “Дневник чтения”, в котором родители делают следующие графы: Дата, название произведения, автор, время чтения, кол-во страниц, роспись родителей, роспись учителя. Это ½ тетради или блокнотик – для связи учителя и родителей. По нему учитель может следить за ежедневным чтением, объёмом прочитанного, временем, которое затратил ученик на чтение. В конце недели проверяю, пишу поощрения.
В целях развития интереса, активизации детей на урок “приходят” сказочные герои (Чебурашка, Красная шапочка и др.) “приносят” в своих карманчиках, корзиночках письма детям: слоги, буквы, слова. Дети читают их, составляют предложения. Проводила и сюжетные уроки: урок – сказка, урок – путешествие по островам. Сюжет увлекает детей, в результате удаётся выполнить на уроке большой объём будничной работы. Такие уроки затрагивают чувства детей, будят их фантазию, развивают.
Навык чтения, кроме техники, включает понимание прочитанного и выразительность чтения. Для подготовки и выразительному чтению на страницах азбуки часто даются такие задания: " Прочитай в ускоренном темпе", отгадай загадки прочитав текст.
Таким образом, к концу букварного периода у детей формируется способ чтения (уровень разный у кого-то быстрого, у кого-то пока ещё медленного), правильность чтения или чтение с одной ошибкой – 2мя, понимание прочитанного , начальные навыки выразительного чтения.