Игра Мы — Робинзоны или Последний герой

Тема: «МЫ - РОБИНЗОНЫ или ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ»

Цель: -создать условия для практического применения знаний и умений учащихся.
- расширение кругозора учащихся;
- привитие любви к родному краю; борьба с «лесными страхами».
Игра в форме соревнования трех команд 5-7 классов в шесть этапов:
«Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Смотри вокруг», «Зрелища». После успешного выполнения каждого задания команды получают жетоны («солнышки»).
Оборудование (по количеству команд): карточки к играм «Водоемы», рисунки «Биологические показатели чистоты водоема»; камни, песок, ракушки, ткань, водоросли, листья растений, сосуды с неочищенной водой, сосуды для очищенной воды; план острова; листы чистой бумаги; фломастеры; ветки, листва, трава, мох для костра; карта-схема «Типы костров»; коробочки с различными запахами; гербарий растений; жетоны «солнышки».

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие по реке. Давайте представим себе, что судно, на котором вы плыли, потерпело крушение. Те, кто спасся, добрались до необитаемого острова.
Ваша задача: выжить до прихода помощи. У вас есть знания о природе и о ее законах, вы можете использовать их.
За каждое преодоленное препятствие вы будете получать «солнышко», которое даст вам шанс дождаться прихода помощи.

Этап I.«Вода»

Ведущий. Первостепенные компоненты, необходимые для выживания человека, это воздух, вода, пища и т.д.
Вы остались живы, вы дышите, ваша следующая задача - найти воду. Задумывались ли вы когда-нибудь, что вода, которую мы используем сегодня это та же самая вода, которую использовали древние египтяне тысячи лет назад. Вы согласны с этим утверждением? Действительно, наша планета богата водой. Однако в последнее время перед людьми все чаще возникает проблема ее нехватки. Это вызвано, в основном, неравномерным распределением воды и ее неразумным потреблением. Вода движется в замкнутой системе без дополнительных поступлений из атмосферы. На земле никогда не будет воды больше, чем есть сейчас. 97,3% всей воды содержится в морях и океанах. Это соленая вода. На долю пресной воды приходится лишь 2,7%. Посмотрите на таблицу.
Таблица «Распределение пресной воды»
Ледяные «шапки» гор и ледники

77,2%


Подземные воды и почвенная влага

22,4%


Озера и водоемы

0,35%


Атмосфера

0,04%


Реки и ручьи

0,01%


Из таблицы видно, что 90% пресной воды находится в ледниках, атмосфере и в подземных водах.
1. Постарайтесь визуально определить чистоту водоема. Обоснуйте свой ответ. Время выполнения задания 1 мин.
(Биологические показатели чистоты водоема: стрекозы, лилии, личинки поденок и веснянок.
Загрязненный водоем: обилие водорослей (вызывают нитраты, и фосфаты), личинки ручейника и пиявки).
2. При помощи подручных средств подготовьте воду для питья.
Командам предлагаются: камни, песок, ракушки, ткань, водоросли, листья растений... Задача сделать фильтр. Время выполнения задания 3 мин.
Ведущий. Итак, вы освоили способ получения воды для питья. Вода один из важнейших факторов в борьбе за выживание. Вы получаете «солнышко».

Этап II. «Жилище»

Ведущий. Основная жизненная потребность удовлетворена. Сейчас ваша задача построить себе жилище. Что может стать вашим кровом?
1. Нарисуйте свой вариант жилища, укажите материал, который вы использовали для его постройки, и объясните свой выбор. Время выполнения задания 2 мин.
* Что может стать кровом? (Шалаш: крупные ветви ели ставят конусом, мелкие - по принципу черепицы между ними.)
* На чем спать? (На матраце: осока, еловые ветки, уложенные в несколько слоев.)
* Подушка не помешает? (Можно использовать пух иван-чая, рогоз.)
* Без одеяла не будет холодно? (Будет! Накройся сухой травой, мхом.)
2. На плане острова расположите свой дом в наиболее выгодном месте, ответ обоснуйте. Время выполнения задания 1 мин.
Ведущий. А теперь необходимо разжечь костер.
У вас осталась одна спичка, вам нужно развести костер. Типов костров много, какой из них разгорится быстрее? Задача каждой команды сложить из выданных материалов костер:
5 кл – шалаш
6 кл – колодец
7 кл - нодья
и объяснить для каких целей используют этот вид костра, какие материалы можно использовать для его разведения.
Время выполнения 2 мин. За правильные ответы командам вручаются «солнышки».
(Ответ. Типы костров:
«Шалаш» - поленья укладываются под углом к центру, пламя в верхней части костра получается концентрированным, жарким. Такой костер разгорается очень быстро, удобен для освещения лагеря и варки. Дает высокое пламя, но имеет узкую зону нагрева и образует мало углей.
«Колодец» - это жаровой костер, загорается медленнее, но горит дольше и образует много углей. Костер удобен для приготовления пищи, для обогрева и сушки одежды.
«Нодья» - разгорается долго, горит ровным жарким пламенем несколько часов. Такой костер позволяет варить пищу для большой группы, сушить вещи и ночевать рядом без палатки.)

Этап III. «Пища»

Ведущий. Вы обустроили свой дом. Пора подумать о хлебе насущном.
1. Определите, какими растениями можно заменить следующие продукты питания. Укажите, какую часть растения вы используете. Время выполнения задания 3 мин.
5 кл
Кофе
Одуванчик – корень
Шиповник - плоды

Масло

Кедровый орех
Сосна – семена

Хлеб
Иван-чай – корень
Рогоз - корень

6 кл
Салат
Крапива – листья
Хвощ – стебель, лист

Картофель
Иван-чай – корень
Лопух - корень

Сахар
Медуница – цветы, корень весной
Можжевельник - шишки

7 кл
Морковь
Лопух – корень

Капуста
Крапива – листья

Огурец
Борщевик - стебли


2. Перечислите как можно больше растений, из которых можно приготовить чай. На это задание дается 2 мин.
(Ромашка, иван-чай, брусника, малина, смородина, земляника, шиповник, мята, клевер, черника, клюква, голубика...)
Ведущий. На острове находиться еще долго, и поэтому вам пригодятся правила поиска съедобных растений.
Правила поиска съедобных растений
Никогда не употребляйте:
растения, выделяющие на изломе белый (похожий на молоко) сок;
грибы с неприятным запахом;
луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха;
косточки и семена плодов (они часто ядовиты).
все ягоды, похожие на малину, клубнику и чернику, безопасны.
незнакомые плоды, луковицы, клубни желательно проваривать, так как варка уничтожает многие органические яды.
наибольшая часть очень ядовитых растений встречается на болотистых почвах .
3. Как отличить съедобные грибы от других? Определить где съедобные грибы на карточках.
Ведущий. Вам повезло, волна принесла сундук. Постарайтесь по запаху определить «сокровища», которые в нем находятся.
4. Игра «Что знает нос?». Командам предлагаются коробочки с различными запахами (лимон, чеснок, ваниль, пихта, кофе). Время выполнения задания 1 мин. За правильные ответы команда получает «солнышки».

Этап IV. «Болезни»

Как не стыдно человеку
Чуть чего, бежать в аптеку?!
Ты прими хоть сто пилюль,
Все равно здоровья нуль!
Зато у матушки-природы
Полным-полно других даров.
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и неба своды
И ты практически здоров!

Ведущий. У участников игры появились симптомы каких-то заболеваний.
У команды 5 кл - раны и ожоги.
У команды 6 кл - это укусы насекомых и ОРВИ.
У команды 7 кл - желудочно-кишечные расстройства.
(Дополнительное задание: авитаминоз.)
Помогите себе, найдите лекарство в «лесной аптеке». Время выполнения задания 2 мин.
(Ответ.
Укусы насекомых (оса, пчела, комар). Снимет боль и раздражение - сок одуванчика, листья подорожника и черемухи, мята перечная.
Раны и ожоги.
Помогут остановить кровотечение - крапива, пастушья сумка, тысячелистник, полынь.
Ранозаживляющие - подорожник, мать-мачеха.
Перевязочные средства - сфагнум, кукушкин лен.
ОРВИ.
Жаропонижающие травы - отвар листьев малины, клюква (сок ягод), примула, полынь, кипрей, ромашка.
При кашле - мать-и-мачеха, подорожник, прострел, примула, корень солодки, медуница, багульник.
Авитаминоз - брусника (С), голубика (С, Fе), клюква, земляника, шиповник, черная смородина, спорыш, примула, пастушья сумка.
Желудочно-кишечные заболевания - ромашка аптечная, полынь, аир болотный, одуванчик, тысячелистник, черника, мята перечная, подорожник (листья), хвощ, черемуха, крапива.)
Ведущий. Хотя остров и необитаем, но зверей достаточно. Встреча с некоторыми из них очень опасна.
Что делать если вы подверглись их нападениям и получили укусы?
Что необходимо делать, чтобы их избежать, при встречи с этими животными?
У команды 5 кл - осы, пчелы
У команды 6 кл - клещи
У команды 7 кл - гадюка
Этап V. «Смотри вокруг»

Ведущий. Сурова жизнь Робинзона. Каждая минута борьба за выживание. Вы обеспечили себя всем необходимым, теперь можно и отдохнуть.
1) Каждому, находящемуся в лесу, желательно знать, какая погода будет в ближайшее время: нужно ли срочно строить шалаш для укрытия от дождя или можно спокойно продолжать путешествие. Открываем метеобюро. На выполнение задания дается 2 мин.
Знаете ли вы признаки хорошей и плохой погоды? Докажите! Каждая команда выбирает 8 признаков погоды.
Признаки хорошей погоды:
паук быстро ткет паутину;
утренняя роса на траве;
божья коровка, взятая на руку, быстро взлетает;
днем тепло, а ночью холодно;
муравьи тащат куколок;
стрекочут сверчки и кузнечики;
утром стелется туман;
красная вечерняя заря, серое утро.
Признаки плохой погоды:
ласточки летают низко;
паук сворачивает паутину;
утром нет росы;
муравьи бегут к муравейнику;
дым от костра стелется по земле;
при восходе небо красное;
мухи становятся назойливыми;
дождевые черви вылезают наружу.
2) Если вы сбились с пути.
Человек оказался один в лесу. Куда идти? Как ориентироваться? (беседа) Итак, каждая команда получит свой ориентир – билетики на бумаге. На выполнение задания дается 2 мин.
5 кл - перед вами муравейник. Поможет ли он и как? (башня муравейника всегда находится в направлении к югу от берега или пня)
6 кл – вам стал попадаться подорожник (значит, рядом где-то тропа)
7 кл – вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг? (Самые спелые ягоды на южной стороне)
Этап VI. «Зрелища»

1) Участники получают карточки с названиями растений и животных. Они должны образовать пары (растение - животное) и объяснить причину выбора (одним, двумя словами). Время выполнения задания 1 мин.
(Ответ. Еж - сосна (имеются иголки); крапива - пчела (жалят); мать-и-мачеха - крот (мягкие покровы); росянка - паук (едят насекомых); лопух - пиявка (цепляются); осина - заяц («трусишки»).
2) Что за существо?
В лесу много животных, навивающих страх и ужас только о мысли о том, что с ними можно встретиться. Иногда можно со страху увидеть такое
У команды 5 кл - птица (голова орла, шея лебедя, тело пингвина, ноги страуса)
У команды 6 кл - млекопитающее (голова оленя, шея жирафа, тело тигра, ноги ламы, хвост лошади)
У команды 7 кл -
3) «Доска объявлений»
Ведущий. Вы видите объявления, предложенные тем или иным живым организмом. Отгадайте авторов этих посланий.
Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка, черепаха.)
Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, дикобраз, ель.)
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк.)
Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух.)
Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)
Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. (Птица.)
Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)
Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращу новый! (Ящерица.)
Уже 150 лет жду друга! Характер положительный, недостаток один - медлительность. (Черепаха.)
Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)
Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова.)
Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка.)
За правильные ответы команды получают «солнышки».
Итог игры.
Ведущий. Сегодня для вас открылись некоторые тайны природы. За время путешествия вы кое-чему научились. Команда, победившая в игре, отправляется домой на катере, количество мест на нем ограничено. Оставшимся участникам игры придется ждать следующего рейса.
«Когда вы испробовали хоть раз лагерную жизнь, когда вы познали радости здоровой, счастливой товарищеской жизни в маленькой палатке или грубом шалаше, тогда ни одно развлечение не будет иметь для вас отныне такой притягательности, как жизнь под парусиновой крышей или на бивуаке...» говорил любитель лесных походов и приключений
В. Попов.
Дерзайте, друзья!
Заголовок 115