Рабочая программа по Географии 8кл




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального компонента. Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по географии Е.М. Домогацких, в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6-10 класс, примерная программа Е.М. Домогацких «Русское слово» -2012 г. Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 8 класс. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Всего практических работ 22, из них: оценочные – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 20, 21 (всего 13) ,тренировочные – 4, 8, 9, 13, 14, 17,18, 19, 22 ( всего 9).
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:сформировать целостный географический образ своей Родины;
дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
сформировать необходимые географические умения и навыки;
воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
С целью изучения вопросов физической и социально-экономической географии Тульской области проведено перераспределение часов авторской программы, что отражено в приложениях к пояснительной записке.
Содержание программы.
Часть I. Природа России
8 класс
(68 часов)
Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)
Тема 1. Географическое положение (3 часа)
Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.
Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.
Тема 2. Исследование территории России (2 часа)
Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.
Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)
Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.
Практическая работа: 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Тема 4. Климат и погода (7 часов)
Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.
Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)
Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.
Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Тема 6. Почвы (2часа)
Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 7. Природные зоны (5часов)
Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.
Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.
Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)
Тема 1. Островная Арктика (1час)
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (5часов)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.
Тема 3. Кавказ (3часа)
Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.
Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
Тема 4. Урал (4часа)
Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.
Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.
Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.
Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)
Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.
Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.
Тема 9. Дальний Восток (5часов)
Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.
Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
Раздел 3. Природа и человек (2часа)
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.
Резерв времени – 1 час.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
- крупнейшие городские агломерации нашей страны;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
- географию народов населяющих нашу страну;
2. Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Календарно - тематическое планирование
№ урока Дата проведения Тама урока Количество часов Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроля Домашнее задание

ПРИРОДА РОССИИ
Раздел 1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ / 32 час /

1 Географическое положение
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство.
1 Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство Знают специфику геогра-
фического положения
Российской Федерации.
Понимают связь междугеографическим положением и другими компонентами природы § 1, вопр. с.11-12
2 Практическая работа №1
1 Определение координат крайних точек терри тории России.
3 Определение географического положения Тульской области. Практическая работа №2.
Обозначение на контурной карте элементов ГП Тульской области.
1 Определение географического положения Тульской области. Знают специфику геогра-
фического положения
Тульской области
Понимают связь междугеографическим положением и другими компонентами природы 4 Часовые пояса страны. Практическая работа № 3
Решение задач на определение поясного времени.
1 Часовые пояса страны. Практическая работа № 3. Решение задач на определение поясного времени.
Знают, в каких часовых
поясах расположена Рос-
сия.
Умеют определять местное, поясное, декретное, § 2,
5 Исследование территории России.
История освоения и изучения территории России. Русские землепроходцы XI-XVII в.в.
Определение основных этапов освоения Тульской области, этапов заселения. 1 Исследование территории России. История освоения и изучения территории России. Русские землепроходцы XI-XVII в.в. Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей.
Умеют находить и анали-зировать различные ис-точники информации §3
6 Географические открытия в России XVIII-XIX вв. Географические исследования XX века. 1 Тестирование §4,5
7 Геологическое строение и рельеф
Геологическое летоисчисление и геологическая карта.
1 Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма Знают особенности геологического строения территории России, области современного горообразования §6вопр. И задания стр 39
8 Особенности геологического строения России. Геологическое строение Тульской области.
1 Особенности геологического строения России. Геологическое строение Тульской области.
Знают особенности геологического строения территории России, Тульской области § 7 задание в кон.карте9 Общие черты рельефа. Особенности распространения крупных форм рельефа. Рельеф Тульской области, его особенности.
1 Общие черты рельефа. Особенности распространения крупных форм рельефа. Рельеф Тульской области, его особенности.
§ 8 ФГ ТО с19-20
10 Литосфера и человек. Полезные ископаемые России. Стихийные природные явления на территории страны. Практическая работа №4.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
1 Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком Приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды § 9
11 Полезные ископаемые Тульской области. Практическая работа №5. Определение по картам местонахождения минеральных ресурсов Тульской области, нанесение их на контурную карту. 1 Полезные ископаемые Тульской области. Прак-тическая работа №5.
ФГ ТО с 25-36
12 Обобщение по темам: Исследование территории России.
Геологическое строение и рельеф
1ч Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком Приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды Тестирование 13 Климат и погода. Климатообразующие факторы.
1ч Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс Знают факторы, определяющие климат России § 10
14 Распределение тепла и влаги по территории страны. Практическая работа №6.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления зависимости.
1ч Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны § 11
15 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. 1ч Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы§ 12
16 Климат Тульской области. Практическая работа №7.
Построение климатограммы Тульской области.
1ч § 13
17 Погода. Атмосферные вихри. Характеристика сезонов года Тульской области. Практическая работа № 8
Выявление способов адаптации человека к разнообразным клима-тическим условиям
1ч Воздушные массы, атмосферные фронты. Методы изучения и прогнозрования климатических явлений Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «атмосферные фронты». Описывают особенности погоды отдельных территорий.
Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта
Объясняют причины образования циклонов и антициклонов § 14
18 Климат и хозяйственная деятельность людей. Стихийные природные явления на территории страны.
1ч Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье Тестирование § 15
19 Обобщение по теме: Климат и погода. 1ч Тестированеи20 Моря и внутренние воды. Моря России. Природно-хозяйственные различия морей. Практическая работа №9 Характеристика морей, омывающих Россию. 1ч Моря, омывающие Россию: бассейнам каких океанов принадлежат, особенности их природы, хозяйственное значение Знают моря, омывающие Россию, их особенности. Объясняют причины разнообразия органической жизни в них § 16
21 Характеристики реки.
1ч Виды вод суши на территории страны.
Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом Знают понятия: «длина», «бассейн», «водораздел», «питание и режим реки». Определяют их зависимость от рельефа и климата § 17
22 Реки России. Практическая работа 10. Выявление зависи-мости между режимом, характером течения рек, рельефом и клима-том.
1ч Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Характеристика крупнейших рек страны.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования § 18 раб. в к\к23 Озера и болота.
1ч Крупнейшие озера, их происхождение.
Болота: низинные, верховые Знают определения понятий: «озера», «болота». Показывают на карте крупнейшие озера, болота. Определяют возможности хозяйственного использования § 19 раб.в к\к24 Внутренние воды Тульской области: реки, озера, пруды, болота. Практическая работа №11. Нанесение на контурную карту крупнейших объектов внутренних вод Тульской области
1ч ФГ ТО с 68-76 к\к25 Природные льды. Многолетняя мерзлота. Великое оледенение.
1ч Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Ледниковые периоды и межледниковые эпохи Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения
Знают и показывают на карте границы максимального покровного и горно-долинного оледенения.
Объясняют причины их распространения и роль в природе § 20,21
26 Гидросфера и человек. Стихийные природные явления, связанные с водой, на территории страны. Практическая работа №12.
Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Нанесение на к/к объектов номенклатуры внутренних вод России.1ч Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждениеНаходят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.
Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды тестирование § 22
27 Обобщение по теме: Моря и внутренние воды. 1ч тестирование 28 Почвы и почвенные ресурсы. Формирование и свойства почвы. Почвы и почвенные ресурсы Тульской области.
1ч Почва - особый компонент природы.
Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии Знают и объясняют факторы образования и свойства почв § 23
29 Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.
1ч Размещение основных типов почв.
Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России.
Изменение почв в ходе их хозяйственного использования Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов Тестирование, анализ почвенной карты § 24
30 Природные комплексы России. Природные зоны Арктики и Субарктики.
1ч Зональные и азональные природно-тсрриториальные комплексы (ПТК). Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообра-
зие, факторы определяющие это разнообразие. Памятники всемирного природного наследия. Высотная поясность
Знают и объясняют взаимосвязь компонентов в зональных и азональных природно-территориаль-ных комплексах (ПТК) § 25,26
31 Природные зоны. Леса умеренного пояса. Растительный и животный мир Тульской области. Видовой состав.
1ч Знают особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных § 27
32 Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.
1ч § 28
33 Ресурсы растительного и животного мира России. Особо охраняемые природные территории. Проблемы сохранения растительного и животного мира в Тульской области.
1ч Биологические ресурсы, их рациональное использование Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения обеспеченности страны биологическими ресурсами § 29
34 Обобщение по темам: Почвы, Природные зоны 1ч Меры по охране растительного и животного мира. Заповедники.
Особо охраняемые природные территории Составляют краткую географическую характеристику разных территорий Тестирование КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ ( 33 часа)
35 Островная Арктика
Природа арктических островов.
1ч Характеристика арктических островов, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природы. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы Характеризуют природу арктических островов. Прогнозируют возможность использования территории в хозяйстве. Определяют экологические проблемы § 30
36 Восточно-Европейская ( Русская )равнина ( 4 часа )
Рельеф и геологическое строение.
1ч Географическое положение, геологическое строение и история его развития. Рельеф и полезные ископаемые Знают особенности рельефа и полезные ископаемые.
Объясняют зависимость полезных ископаемых от геологического строения территории § 31
37 Климат, внутренние воды, природные зоны. 1ч Климат и факторы, его образующие. Гидрография.
Природные зоны, природные ресурсы Знают климатообразую-щие факторы. Объясняют причины разнообразия природных зон § 32
38 Природно-территориальные комплексы Восточно-Европейской равнины.
1ч Взаимосвязи между компонентами природы в разных природных зонах. Влияние природных условий на жизнь людей. Заповедники. Особо охраняемые природные территории Составляют краткую географическую характеристику природно-террито-риальных комплексов. Устанавливают причинно-следственные связи Тестирование, заполнение таблицы § 33,34
39 Практическая работа №13.Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических усло-вий в разных частях Восточно-Европейской равнины.
1ч 40 Кавказ
Геологическая история и рельеф.
1ч Географическое положение, геология, рельеф и полезные ископаемые Знают и показывают формы рельефа. Объясняют причины и следствия большой высоты § 35
41 Климат, внутренние воды и высотная поясность.
1ч Уникальные природные особенности и рекреационные ресурсы, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Высотная поясность, горное оледенение Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природы Кавказских гор Тестирование § 36
42 Практическая работа № 14 Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
1ч 43 Урал Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
1ч История геологического развития, рельеф и полезные ископаемые. Пещеры Знают геологическую историю региона. Объясняют особенности рельефа и разнообразие полезных ископаемых § 37
44 Климат и внутренние воды. 1ч Причины разного количества осадков на западных и восточных склонах. Водораздел для рек европейской части и Западной Сибири Объясняют причины разного количества осадков на западных и восточных склонах.
Знают истоки рек § 38
45 Природно-территориальные комплексы.
1ч Особенности природы Северного, Среднего и Южного Урала.
Высотная поясность Характеризуют особенности природы природно-территориального комплекса Урала и причины слабо выраженной высотной поясности гор Тестирование, заполнение таблицы § 39
46 Практическая работа № 15 Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа. 1ч 47 Западно-Сибирская равнина
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
1ч История образования крупнейшей низменности планеты, современный рельеф и полезные ископаемые Знают геологию. Называют и показывают формы рельефа и месторождения полезных ископаемых § 40
48 Климат и внутренние воды.
1ч Особенности климата южных и северных районов, причины заболоченности, бассейн Оби Объясняют причины заболоченности. Показывают и характеризуют бассейн Оби § 41
49 Природно-территориальные комплексы 1ч Природные комплексы Западной Сибири, степень антропогенного воздействия и трудности освоения территории Знают ПТК Западной Сибири.
Оценивают степень антропогенного воздействия. Объясняют причины слабой освоенности территории Тестирование, составление опорного конспекта § 42
50 Практическая работа № 16 Объяснение закономерностей распространения болот на террито-рии Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием забо-лоченных территорий.
1ч 51 Средняя Сибирь
Рельеф и геологическое строение 1ч Современный рельеф и причины его образования Знают и показывают формы рельефа, месторождения природных ископаемых.
Объясняют причины образования рельефа Самостоятельная работа с контурными картами § 43
52 Климат, внутренние воды и природные зоны. 1ч Причины и черты резкоконтинентального климата, крупнейшие реки России: Лена и Енисей. Природа тундры и тайги Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений § 44
53 Практическая работа № 17 Характеристика жиз-недеятельности человека в суровых условиях на примере Норильска.
1ч 54 Северо-Восток Сибири
Геологическое строение, рельеф и климат.
1ч Среднегорный рельеф и история его формирования. Резко континентальный климат (полюс холода Северного полушария) Выделяют, описывают и объясняют особенности рельефа и климата § 45
55 Внутренние воды и природно-территориальные
комплексы.
1ч Многолетняя мерзлота. Реки: Яна, Индигирка, Колыма с ценными породами рыб. Арктическая тундра и тайга
Объясняют особенности природы, растительного и животного мира при-родно-территориального
комплекса Тестирование § 46
56 Горы Южной Сибири
Геологическое строение и рельеф 1ч История геологического развития, современный рельеф, исключительное богатство полезными ископаемыми Находят в разных источ-
никах и анализируют ин-
формацию, необходимую
для изучения рельефа, климата и внутренних вод гор Южной Сибири § 47
57 Климат и внутренние воды.
1ч Климатообразующие факторы, Сибирский (Азиатский) антициклон.
Истоки рек: Лены, Енисея, Оби, Амура. Озеро Байкал § 48, тест, с. 281-282
58 Высотная поясность.
1ч Особенности высотной поясности гор Южной Сибири, богатство природными ресурсами.
Охрана природы, заповед-
никовСравнивают высотную поясность Алтая, Забайкалья и Станового нагорья. Приводят примеры использования и охраны
Природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды § 49
59 Практическая работа № 18 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений. 1ч 60 Дальний Восток
Геологическое строение и рельеф 1ч Геологическая активность территории (район современного горообразования) и рельеф.
Стихийные бедствия Знают и показывают формы рельефа, объясняют причины образования. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды § 50
61 Климат, внутренние воды и природные зоны.
1ч Муссонный и морской типы климата, тайфуны и наводнения.
Река Амур и ее притоки. Особенности природы тундры, лесотундры и тайги Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений § 51
62 Природно-территориальные комплексы. Полуостровная и островная части.
1ч Природа Камчатки, Курильских островов и Сахалина, богатство растительного и животного мира. Вулканизм и горячие источники Составляют краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления § 52
63 Природно-территориальные комплексы. Приморье и Приамурье. Практическая работа № 19 Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
1ч Приморье и Приамурье: особенности природы. Смешение северных и южных видов животных и растений.
Заповедники § 53
64 Обобщение по разделу: « Крупные природные районы России» 1ч Тестирование Раздел 3. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (3 ЧАСА)
65 Природные условия и ресурсы. Практическая работа №20.
Оценка природных ресурсов Тульской области и их исполь-зования.
1ч Влияние природы на человека и деятельности человека на природу.
Охрана природных ресурсов Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды § 54
66 Проблемы охраны природы в Тульской области. Экология и природопользование. Практическая работа № 21
Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка Тульской области при строительстве через нее автомагистрали
1ч 67 Роль географии в современном мире.
1ч Роль географии в решении практических задач, связанных с рациональным природопользованием Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования § 55
68 Обобщающее повторение 1ч Природный и ресурсный потенциал России. Взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человеческой деятельности Решают проблемные вопросы.
Устанавливают причинно-следственные связи. Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч. Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).