Рабочая программа Новая история. История России. 8 класс
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №402 имени Алии Молдагуловой111538, г. Москва, ул. Косинская, дом 10А, тел. 375-71-31, тел/факс 375-59-11
Рассмотрено
Руководитель МО учителей истории и обществознания
_________
Протокол № ___ от
«____»__________2015 г.
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР Гимназии № 402 им. Алии Молдагуловой___________
«____»____________2015 г.
Утверждаю
Директор Гимназии № 402 им. Алии Молдагуловой_____________
Приказ № ___ от «___»____2015 г.
Рабочая программа
по Всеобщей истории (новая история)
8 класс
Учебник История Нового времени. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н.
Учитель истории Гимназии №402
им. Алии МолдагуловойБукрин Александр Алексеевич
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по всеобщей истории, рабочей программы по Всеобщей истории 8 класс автор А.А. Ведюшкин, «Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-9 классы. М. «Просвещение», 2010. Учебник: В.А. Ведюшкин. Всеобщая история. Новая история зарубежных стран. Конец XVIII – начало ХХ века». 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2008.
Информация об используемом УМК
Уровень изучения Название учебной программы Вид учебной программы Используемый учебник Используемые пособия
Базовый Рабочая программа автор А.А. Ведюшкин М., Просвещение, 2014 г. Рабочая Учебник: В.А. Ведюшкин. Всеобщая история. Новая история зарубежных стран. Конец XVIII – начало ХХ века». 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2008.
Атласы по истории Нового времени
Задачи изучения истории в основной школе:
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
Воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
Формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 классов, особенностей их социализации, а так же ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
В программе реализуются следующие принципиальные установки:
Компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования;
Системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии
Многофакторный подход к изучению причинно-следственных связей;
Деятельностный подход к отбору исторического содержания;
Государственный подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий.
В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период конца XVIII - начала XX в.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часов, по 2 часа в неделю.
Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (2 часа 34 недели - 68 часов: История России – 40 часов, Всеобщая история 28 часов.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
определять и объяснять понятия;
выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать: основные даты и ключевые события истории мира с конца XVIII до начала XX в., политической и социальной истории; важнейших военных кампаний, революций.
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: территории государств, центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя стран мира XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение исторических понятий.
Сравнивать развитие России и стран мира в XIX в ; Излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Проверочные материалы по Новой истории (демоверсия)
1 вариант.
Часть 1.
1. Промышленный переворот – это:
а) развитие машинного производства, где существует разделение труда
и применяется наёмный труд рабочих.
б) переворот, совершенный фабричными рабочими
в) переход от мануфактуры к фабрично-заводскому машинному производству
2 Найдите лишнее. Страны «старого» капитализма:
а) Англия;
б) США;
в) Франция.
3. Либерализм - это
а) течение, выступающее за гражданские, политические и экономические свободы;
б) течение, опирающееся на идею традиции, сохранении
существующего политического строя (например, конституционной монархии);
в) движение за религиозное образование
4. Период с 1799 до 1804г. историки назвали:
а) империя
б) республика
в) консульство
г) конституционная монархия
5. Эта система мер, введённая Наполеоном, запрещала всем зависимым от Франции
странам торговать с Англией:
а) торговая война
б) континентальная блокада
в) "закрытие" Англии
6. Одной из причин Франко-прусской войны было:
а) требование Наполеона III уступить Франции часть земель Германии
б) отказ прусского короля удовлетворить требование французского императора
об отказе от претензий на испанскую корону
в) интервенция стран Священного союза в Венгрию
7. К основным мероприятиям Парижской коммуны не относится
а) повышение заработной платы чиновникам
б) отмена декрета о немедленном взыскании долгов по векселям
в) организация государственных мастерских
г) ограничение рабочего дня до 10 часов
8. Первым канцлером Германии стал:
а) Бюллов б) Лассаль в) Бебель г) Бисмарк
9. Концепцию доктрины «Америка для американцев» предложил:
а) Линкольн б) Трумэн в) Монро10. В 1860 г. президентом США стал:
а) Линкольн б) Браун в) ГрантЧасть 2
Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.
1. Провозглашение консульства 2. Битва при Ватерлоо 3. Заграничные походы русской армии 4. «100 дней Наполеона» 5. Введение континентальной блокады Англии По какому принципу образованы ряды. Определите лишний элемент.
Дж. Г. Байрон, Дж. Верди, А. Сен-Симон, В.Гюго, К. Моне,
О. Ренуар.
3. Определите, о ком идет речь?
Выдающийся американский государственный деятель, президент США. Родился в штате Кентукки. Работал дровосеком, сплавщиком леса, почтовым служащим. Занимался самообразованием, сдал экзамен на адвоката, стал известным юристом. Убежденный противник рабства. Один из организаторов республиканской партии, как ее кандидат стал президентом США в 1860 г. В годы гражданской войны 1861-1865 гг. проводил демократические преобразования, что обеспечило победу Севера. В 1864 г .был повторно избран президентом США. 14 апреля 1865 г. был смертельно ранен агентом плантаторов и нью-йоркских банкиров Бутсом.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №402 имени Алии Молдагуловой111538, г. Москва, ул. Косинская, дом 10А, тел. 375-71-31, тел/факс 375-59-11
Рассмотрено
Руководитель МО учителей истории и обществознания
_________
Протокол № ___ от
«____»__________2015 г.
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР Гимназии № 402 им. Алии Молдагуловой___________
«____»____________2015 г.
Утверждаю
Директор Гимназии № 402 им. Алии Молдагуловой_____________
Приказ № ___ от «___»____2015 г.
Рабочая программа
По истории
8 класс
Учебники «Всеобщая история. История нового времени» Ведюшкин В.А, Бурин С.Н; «История России XIX век» Данилов А.А., Косулина Л.Н.
2 часа в неделю.
Всего 68 часов
Учитель истории Гимназии №402
им. Алии МолдагуловойБукрин Александр Алексеевич
2015-2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ 19 В.
8 КЛАСС
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009. Предлагаемая программа ориентирована на учебник «История России,XIXвек. » авторов А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, и является частью учебно- методического комплекта по истории России. Рассчитана в соответствии с учебным планом ОУ в 8 классе на 40 учебных часов в год.
Цель курса:
• выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); • формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Содержание программы.
Раздел 1. Россия в первой половине XIX века. (14 ч).
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX века.
Территория и население. Кризис крепостного права. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Начало промышленного переворота.
Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX века. Александр I .Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 года. М.Барклай-де-Толли. М.Кутузов. Д.Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 года. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Движения декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года. Восстание Черниговского полка.
Обучающийся должен знать:
термины и понятия: многоконфессиональный, отходничество, коалиция, «Негласный
Комитет», Вольные хлебопашцы, Отечественная война, партизаны, народное ополчение,
фураж, «Битва народов», военные поселения, аракчеевщина, декабристы, династический
кризис.
даты: 1801-1825; 1803; 1810; 1807; 1812; 26 августа 1812 г.; 4-7 октября 1813 года; 14 декабря
1825 года.
Обучающийся должен уметь:
называть даты важнейших событий.
называть место, участников важнейших исторических событий.
читать историческую карту с опорой на легенду.
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий.
приводить оценки исторических событий.
работать с источниками.
Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX века.
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III отделение.
А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-
1831 годы.
Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX века. Н.К. Карамзин. Теория
официальной народности. Кружки конца 1820-1830 годов. Славянофилы и западники. П.Я. Чаадаев.
Русский утопический социализм. Петрашевцы.
Внешняя политика второй четверти XIX века. Восточный вопрос. Россия и революция в Европе.
Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война. Оборона
Севастополя, её герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Русская культура первой половины XIX века.
Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И. Лобачевский.
Золотой век русской поэзии. Основные стили в русской культуре(сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).
Обучающиеся должны знать:
понятия: цензура, жандармы, кодификация законов, контрибуция, газават, мюридизм,
Крымская война, западники, славянофилы, романтизм, реализм, ампир.
даты: 1825-1855; 1830-1831; 1853-1856; сентябрь 1854;
имена: Николай I; П.Д. Киселёв; Е.Ф. Канкрин; А.Х. Бенкендорф; Шамиль; Н.М. Карамзин.
Обучающийся должен уметь:
анализировать, обобщать, оценивать исторические факты.
формулировать определения отдельных исторических понятий.
работать с историческими документами.
составлять план-конспект параграфа, фрагмента исторического источника.
читать историческую карту с опорой на легенду.
Раздел 2. Россия во второй половине XIX века.(14 ч.)
Великие реформы 60-70годов XIX века. Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 года. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временно обязанных крестьян. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования Военные реформы. Общественные движения 50-60 г. XIX в. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарёв. «Полярная звезда». «Колокол». Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов. Революционные организации и кружки середины 60-х начала 70-х годов XIX в.
Обучающийся должен знать:
новые термины: редакционные комиссии; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки;
мировой посредник; уставная грамота; земства; «гласные» имущественный ценз; всеобщая
воинская повинность; капитализм.
даты: 19 февраля 1861 г.;1864 г.; 1874 г.. имена: Герцен А.И.; Огарёв Н.И.; Чернышевский Н.Г.; Добролюбов Н.А..Обучающийся должен уметь:
анализировать, обобщать, оценивать исторические факты.
устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.
работать историческими документами.
участвовать в обсуждении, дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение.
Россия конца XIX века.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Аграрный кризис 80-90 г. XIX в. Кризис самодержавия на рубеже 70-80 г.IX в.. Политика лавирования. М.Т. Лорис - Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX века. Общественные движения 70-80 г.XIX в.. Земское движение. Идеология народничества. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение марксизма. Г.в. Плеханов. «Освобождение труда». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии .Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. «Союз трёх императоров». Сближение России и Франции в 1890 г. Российская культура в конце XIX века. Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Научные открытия российских ученых.
Обучающийся должен знать:
понятия: тверской адрес; либералы; консерватор; революционер; «хождение в народ»;
народничество; «Земля и воля»; контрреформы; земский начальник; теория малых дел;
марксизм.
даты.1874 -1875 г.; 1 марта 1881 г.; март 1871 г.; 1883 г.; 1895 г.
имена: Д.А. Милютин, М.Н. Катков, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н.
Ткачёв, Д.В, Каракозов, М.Т. Лорис- Меликов, М.Д. Скобелев.
Обучающийся должен уметь:
соотносить исторические события с определённым периодом истории России.
работать с исторической картой.
оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи между
историческими явлениями.
составлять план-конспект параграфа.5. Участвовать в обсуждении, дискуссии,
аргументировано высказывать своё мнение.
Раздел 3. Россия на рубеже XIX-XX вв. (5 часов)
Государство и российское общество в конце ХIХ – начале ХХ в. Экономическое развитие страны. Общественно-политическое развитие России в 1894–1904 гг. Первая российская революция. Внешняя политика. Русско-японская война 1904–1905 гг. Экономическое и политическое развитие России в 1907–1914 гг. Духовная жизнь «Серебряного века». Россия в Первой мировой войне.
Итоговое занятие (1 час)
Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий школьников 8 класса по истории необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта. Па уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средствИКТ:
• словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
• наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
• практические методы (устные и письменные упражнения.);
• проблемное обучение;
• метод проектов;
• технология развития критического мышления через чтение и письмо;
• музейная педагогика;
• метод исследований.
Основные типы уроков:
• урок изучения нового материала;
• урок контроля знаний;
• обобщающий урок;
• комбинированный урок.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Виды контроля:
• входной - осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися
материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
• промежуточный- осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, под-
держивает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет
убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
• проверочныйосуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели,
поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока:
• итоговыйосуществляется по завершении крупного блока или всего курса: позволяет оценить
знания и умения.
Формы итогового контроля:
• контрольная работа;
• тест;
• творческая работа;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:
Основные даты и ключевые события истории мира с начала XIX в. до 1917 г. (годы
царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.);
важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций
1905-1907 гг., 1917 г.).
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необ-
ходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры
на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры
промышленности и торговли; места военных действий и походов.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта;
произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические
явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических
событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и по-
литического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней
и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений
(консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные
пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа
контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.
Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других
странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX -
начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.:
присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных
деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций.
Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Литература и средства обучения.
1. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009;
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век.
3. Настенные исторические карты.
4. Атласы по истории России XIX века.
Интернет-ресурсы
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
3. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.
Проверочные материалы по истории России (демоверсия)
Работа № 1.
Вариант 1
1. Указ о вольных хлебопашцах был издан:
а) в 1801 г.; б) в 1803 г.; в) в 1812 г.; г) в 1814 г.
2. По Тильзитскому договору с Францией Россия обязывалась:
а) признать за Францией все территориальные изменения в Европе;
б) стать союзником Франции в войне против Австрии;
в) присоединиться к континентальной блокаде против Англии;
г) начать войну против Турции.
3. По проекту М. М. Сперанского политические права в Российской империи получали:
а) дворяне и люди «среднего состояния» (купцы, мещане, государственные крестьяне);
б) дворяне и крестьяне;
в) только дворяне;
г) все граждане без ограничения.
4. Бородинское сражение состоялось:
а) 12 июня 1812 г.; б) 22 сентября 1812 г.;
в) 14 декабря 1812 г.; г) 26 августа 1812 г.
5. Кто имеется в виду? Он родился в 1769 г. в Тверской губернии в мелкопоместной
дворянской семье. С детских лет отличался замкнутостью и серьезностью, окончил
шляхетский инженерный корпус, начал свою карьеру при Павле I. Император даровал ему
титул графа и написал на гербе: «Без лести предан». Служил трем императорам — Павлу,
Александру и Николаю. Разработал проект отмены крепостного права, по которому крестьян
надлежало отпускать на волю постепенно в течение 200 лет. Его имя связано с ужесточением
внутренней политики после Отечественной войны 1812 г. и созданием военных поселений.
а) А. А. Аракчеев; б) М. М. Сперанский;
в) Н. Н. Новосильцев; г) В. П. Кочубей.
6. Крепостное право в Прибалтике было ликвидировано:
а) в 1801 г.; б) в 1804 г.; в) в 1812 г.; г) в 1816 г.
7. Кто имеется в виду? Участник русско-турецкой войны 1768—1774 гг., с 1777 г. воевал под
командованием А. В. Суворова, получил награду за штурм Измаила. Александр I назначил его
главнокомандующим русской армией в войне с Наполеоном. Баснописец И. А. Крылов
посвятил ему басню «Волк на псарне».
а) М. И. Кутузов; б) М. Б. Барклай-де-Толли;
в) П. И. Багратион; г) А. П. Тормасов.
8. Венский конгресс состоялся:
а) в 1812 г.; б) в 1813 г.; в) в 1814 г.; г) в 1821г.
9. «Союз благоденствия» был образован:
а) в 1815 г.; б) в 1816 г.; в) в 1818 г.; г) в 1821г.
10. Александр I даровал конституцию Царству Польскому:
а) в 1801 г.; б) в 1803 г.; в) в 1815 г.; г) в 1821 г.
Вариант 2
1. М. М. Сперанский в проекте государственных преобразований планировал:
а) укрепить неограниченную власть монарха;
б) создать в России республику;
в) ввести конституционно-монархическую форму правления;
г) установить диктатуру.
2. В состав Негласного комитета входили:
а) В. П. Кочубей, А. А. Безбородко, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев;
б) Ф. С. Лагарп, Н. Зубов, П. А. Пален, Н. И. Панин;
в) М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н. Н. Раевский;
г) П. А. Вяземский, М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев.
3. Министерства в России были учреждены:
а) в 1799 г.; б) в 1803 г.; в) в 1807 г.; г) в 1812 г.
4. Александр I поручил разработку проекта отмены крепостного права в России:
а) А. А. Аракчееву; б) М. М. Сперанскому;
в) Н. М. Карамзину; г) Н. Н. Новосильцеву.
5. Кто имеется в виду? Он родился в 1772 г. в семье бедного священника. Окончил Александро-
Невскую семинарию в Петербурге, однако отказался от монашеского сана и посвятил себя
гражданской службе. Работая в Министерстве внутренних дел, стал ближайшим
сподвижником Александра I. О его государственном уме высоко отзывался Наполеон, который
однажды произнес, обращаясь к Александру I: «Не угодно ли вам будет, государь, променять
этого человека на какое-нибудь королевство? »
а) А. А. Аракчеев; б) М. М. Сперанский;
в) Н. Н. Новосильцев; г) В. П. Кочубей.
6. Вторжение армии Наполеона в Россию произошло:
а) 12 июня 1812 г.; б) 26 августа 1812 г.;
в) 1 сентября 1812 г.; г) 12 октября 1812 г.
7. Кто имеется в виду? Участник штурма Очакова в 1786 г., наполеоновских войн 1806—1807
гг., занимал пост военного министра России в 1810—1812 гг., являлся главнокомандующим
русских войск в момент наступления Наполеона на Россию. Возле Казанского собора в
Санкт-Петербурге ему поставлен памятник.
а) М. И. Кутузов; б) М. Б. Барклай-де-Толли;
в) П. И. Багратион; г) А. П. Тормасов.
8. Священный союз между русским, прусским и австрийским монархами был создан:
а) в 1812 г.; б) в 1814 г.; в) в 1815 г.; г) в 1821 г.
9. «Союз спасения» был создан:
а) в 1815 г.; б) в 1816 г.; в) в 1818 г.; г) в 1821 г.
10. Александр I даровал Финляндии конституцию:
а) в 1801 г.; б) в 1809 г.; в) в 1815 г.; г) в 1816 г.
Работа с документами общая для вариантов. К К/Р №1
ДОКУМЕНТ № 1 ГРАМОТА НА ПРАВА, ВОЛЬНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА БЛАГОРОДНОГО
РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА. 1785г.
А. О личных преимуществах дворян1. Дворянское название есть следствие, вытекающее от качества
добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую
службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное...
8. Без суда не лишится благородный дворянского достоинства.
9. Без суда не лишится благородный чести.
10. Без суда не лишится благородный жизни.
11. Без суда не лишится благородный имения...
13. Дело благородного, впадшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения
дворянского достоинства или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и утверждения
Императорского Величества...
15. Телесное наказание да не коснется благородного...
33. Подтверждается благородным право собственности, дарованное милостивым указом от 28 июня
1782 г., не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей; но и в недрах той земли и
в водах, ему принадлежащих...
36. Благородный самолично изъемлется от личных податей.
Б. О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выгодах дворянского
общества
37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где
жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве, и пользоваться
нижеописанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами...
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя
дворянства той губернии; и для того собранию дворянства всякие три года представить из уездных
дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и которого из сих генерал-
губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем дворянства той
губернии.
ДОКУМЕНТ № 2 ГРАМОТА НА ПРАВА И ВЫГОДЫ ГОРОДАМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. 1785
г. (К К/Р №1)
А. Городовое положение
6. Кто поселится в городе, тот имеет учинить расписку вместо присяги, что право гражданское
принимает и обязуется по мещанству нести тягости...
10. Мещанские подати, службы и тягости как личные, так и вещественные всяк в городе мещанским
торгом, ремеслом или промыслом промышляющий, повинен нести наравне с мещанством, разве
статьею освобожден от оных...
14. Императорского величества в военной или гражданской службе находящиеся люди, кои по
должности или же по собственным нуждам в городе находятся или живут, или приходят, или
приезжают на время и мещанским промыслом не промышляют, — всем таковым от мещанских
тягостей податей и служб быть свободным... Б. О городовых обывателях. Установление общества
градского и о выгодах общества градского
29. Городовым обывателям каждого города жалуется дозволение собираться в том городе, и
составить общество градское, и пользоваться нижеописанными правами и выгодами.
30. Городовые обыватели собираются по приказанию и дозволению генерал-губернатора или
губернатора, как для дозволенных городовым обывателям выборов, так и для выслушивания
предложений генерал-губернатора или губернатора всякие три года в зимнее время.
31. ...по городам и посадам городской глава, бурмистры и ратманы выбираются обществом
городским через всякие три года по баллам <...>
49. Обществу градскому запрещается избирать для тех должностей... мещанина, который в том
городе не имеет капитала, с которого проценты ниже 50 рублей, и который моложе 25 лет. <...>
Е. О гильдиях и гильдейских выгодах вообще
92. Дозволяется всякому, какого бы кто ни был пола, или лет, или рода, или поколения, или семьи,
или состояния, или торга, или промысла, или рукоделия, или ремесла, кто за собою объявит капитал
выше 1000 рублей до 50 000 рублей, записаться в гильдии <...>
Ж. О первой гильдии
104. Первой гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется производить всякие внутри и вне
империи торги, товары вписывать и отпускать за море, оные продавать, выменивать и покупать
оптом или подробно, на основании законов.
105. Первой гильдии не запрещается иметь или заводить фабрики, заводы и морские всякие суда.
106. Первой гильдии дозволяется ездить по городу в карете парою.
107. Первая гильдия освобождается от телесных наказаний...
3. О второй гильдии
110. Второй гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется производить всякие внутри империи
торги, и товары возить водою и сухим путем по городам и ярманкам, и по оным продавать,
выменивать и покупать потребное для их торгу оптом или подробно, на основании законов.
111. Второй гильдии не запрещается иметь или заводить фабрики, заводы и речные всякие суда.
112. Второй гильдии дозволяется ездить по городу в коляске парою.
113. Вторая гильдия освобождается от телесного наказания...
И. О третьей гильдии
116. Третьей гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется производить мелочный торг по городу
и по уезду, продавать мелочный товар в городе и в округе, и тот мелочный товар возить водою и
сухим путем по селам, селениям и сельским торжкам, и на оных торжках продавать, выменивать и
покупать потребное для мелочного торгу оптом или подробно, в городе или округе.
117. Третьей гильдии не запрещается иметь станы, производить рукоделия и иметь и содержать
малые речные суда.
118. Третьей гильдии дозволяется иметь трактиры... торговые бани и постоялые дворы для проезжих
и прохожих людей.
119. Третьей гильдии запрещается по городу ездить в карете и впрягать зимою и летом более одной
лошади.
О. О городской общей Думе и о городской шестигласной Думе
156. Городовым обывателям дозволяется составить общую городскую Думу.
157. Городскую общую Думу составляют городской глава и гласные от настоящих городовых
обывателей, от гильдии, от цехов, от иногородних и иностранных гостей, от именитых граждан и от
посадских. Каждое из сих разделений имеет один голос в обществе градском...
164. Общая городская Дума избирает шестигласную городскую Думу из своих гласных...
172. Общая городская Дума составлена из людей, занятых торгами, промыслами и ремеслами.
Обязана собираться по однажды всякой срок заседания; или же, когда нужда и польза городская, и в
другое время...
174. Городская шестигласная Дума собирается всякую неделю однажды, разве когда нужда или
польза городская востребует и кроме того.
Вопросы и задания к документам.
1. Определите особенности правового положения привилегированного дворянского сословия и
непривилегированного городского.
2. В чём заключалось различие между мещанами и гильдейскими купцами.
3. Как вы думаете, с какой целью государство ввело пункты 106, 107, 112, 113 и 119?
4. Назовите органы самоуправления дворянского и городского обществ.
5. Как вы думаете, какое значение для политического развития Российского государства имело
наличие дворянских собраний и городских дум?
Работа № 2.
Вариант 1
1. По проекту Н. Муравьева в России должна была установиться форма правления:
а) демократическая республика; б) самодержавная монархия;
в) конституционная монархия; г) диктатура.
2. Казнь пятерых декабристов состоялась:
а) 24 декабря 1825 г.; б) 29 декабря 1825 г.;
в) 5 января 1826 г.; г) 14 июля 1826 г.
3. Автором «Философических писем» является:
а) П. Я. Чаадаев; б) К. Д. Ушинский;
в) Т. Н. Грановский; г) А. И. Герцен.
4. Реформа управления казенными крестьянами была разработана:
а) М. М. Сперанским; б) П. Д. Киселевым;
в) А. X. Бенкендорфом; г) С. С. Уваровым.
5. Укажите хронологические рамки Крымской войны:
а) 1827—1828 гг.; б) 1828—1829 гг.;
в) 1817—1864 гг.; г) 1853—1856 гг.
6. Русская эскадра под командованием П. С. Нахимова разгромила турецкий флот:
а) 18 ноября 1853 г.; б)22 апреля 1854 г.;
в) 5 октября 1854 г.; г) 18 февраля 1855 г.
7. Отметьте особенности промышленного переворота в России:
а) массовое строительство фабрик в Сибири;
б) интенсивное применение технических достижений в сельском хозяйстве;
в) применение крепостного труда на фабриках;
г) применение паровых машин только в железнодорожном строительстве.
8. Стремились добиться изменений в обществе путем самых решительных мер, включая
свержение монархии:
а) западники; б) славянофилы; в) революционеры; г) консерваторы.
9. Укажите стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве первой трети XIX в.,
завершивший развитие классицизма. Для него характерны монументальные формы и богатый
декор, воплощавший идеи государственного могущества и воинской славы:
а) барокко; б) романтизм; в) ампир; г) эклектика.
10. В 1819—1821 гг. открыли Антарктиду мореплаватели и путешественники:
а) И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский; б) Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев;
в) моряки под командованием Ф. П. Литке; г) братья Черепановы.
Вариант 2
1. По проекту П. Пестеля в России должна была установиться форма правления:
а) демократическая республика; б) самодержавная монархия;
в) конституционная монархия; г) диктатура.
2. Восстание декабристов состоялось в 1825 г.:
а) 13 декабря; б) 14 декабря; в) 29 декабря; г) 30 декабря.
3. Кто имеется в виду? Выпускник Царскосельского лицея, руководитель организации,
разрабатывавшей проект освобождения крестьян с землей и ставившей целью установления
республиканского строя в России. Был арестован и приговорен к смертной казни, в последний
момент замененной каторгой.
а) П. Я. Чаадаев; б) А. И. Герцен; в) М. В. Петрашевский; г) В. Г. Белинский.
4. Идеолог «теории официальной народности»:
а) С. С. Уваров; б) М. М. Сперанский; в) А. X. Бенкендорф; г) П. Д. Киселев.
5. Укажите хронологические рамки Кавказской войны:
а) 1827—1828 гг.; б) 1828—1829 гг.; в) 1817—1864 гг.; г) 1853—1856 гг.
6. Продолжать оборону Севастополя в сентябре 1855 г. стало невозможно после:
а) вступления английских кораблей в Северную бухту; б) захвата Малахова кургана;
в) падения крепости Каре на Кавказе; г) разгрома русской армии у р. Альмы.
7. Отметьте правильный признак промышленного переворота:
а) изобретение и внедрение паровых машин в производство;
б) налаживание конвейерного производства стандартных изделий;
в) перевод крестьянских хозяйств на трехполье;
г) более широкое внедрение в сельское хозяйство орудий производства, сделанных из металла.
8. Вера в крестьянский социализм и возможность для России миновать стадию
капиталистического развития была характерна для взглядов:
а) Т. Н. Грановского; б) А. И. Герцена; в) А. С. Хомякова; г) Т. Г. Шевченко.
9. Укажите стиль, означающий правдивое и объективное отражение жизни:
а) сентиментализм; б) романтизм; в) классицизм; г) реализм.
10. Собрал первый электромотор:
а) В. В. Петров; б) Б. С. Якоби; в) П. П. Аносов; г) Н. Н. Зинин.
Работа с документом. (К К/Р №2)
ДОКУМЕНТ № 1 (вариант1)
УСТАВ О ЦЕНЗУРЕ. 10 ИЮНЯ 1826 г.
Глава XIII
159. Всякое сочинение, перевод, подражание или извлечение, в котором отвергается, ослабляется
или представляется сомнительным Святое учение... подвергается запрещению.
160. Равным образом запрещаются к напечатанию сочинения и статьи, в которых опровергается или
ослабляется непреложная достоверность православия греко-российской церкви...
165. Все, что в каком бы то ни было отношении обнаруживало в сочинителе, переводчике, или
художнике нарушителя обязанностей верноподданного уважения к священной особе государя
императора и достойного уважения к августейшему его дому, подлежит немедленному
преследованию...
166. Запрещается всякое произведение словесности, не только возмутительное против правительства
и постановленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение...
168. Всякое сочинение или перевод, в котором прямо или косвенно порицается монархический образ
правления, подвергается запрещению.
169. Запрещаются к печатанию всякие частных людей предложения о преобразовании каких-либо
частей государственного управления или изменений прав и преимуществ, высочайше дарованных
разным сословиям, и если предложения сии не одобрены еще правительством.
170. Цензоры обязаны строго наблюдать, чтобы ни в каком одобряемом ими к печатанию творении
не заключалось ничего неуважительного или обидного для держав, находящихся в дружественных с
Россией отношениях.
Вопросы к документу.
1. С какой целью был издан этот устав?
2. Как вы думаете, способствовало ли издание этого документа укреплению внутреннего порядка в
Российской империи?
ДОКУМЕНТ №2 (вариант 2) (К К/Р №2)
ИЗ ОТЧЕТОВ III ОТДЕЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ 1827 г.
Крепостные... Среди этого класса встречается гораздо больше рассуждающих голов, чем это можно
было бы предположить с первого взгляда. Приходя в соприкосновение с казенными крестьянами,
живя с согласия своих господ в городах, крепостные невольно учатся ценить те преимущества,
коими пользуются свободные сословия. Надо заметить, что всякий крепостной, которому удалось
своим трудом скопить несколько тысяч рублей, употребляет их прежде всего на то, чтобы купить
себе свободу... Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний: они ждут своего
освободителя.
1839 г.
...По поводу бракосочетания великой княжны Марии Николаевны в народе разнеслась весть, что
крестьяне будут освобождены. Толки всегда одни и те же: царь хочет, да бояре противятся. Простой
народ нынче не тот, что был за 25 лет пред сим. Подьячие, тысячи мелких чиновников, купечество...
имеющие один общий интерес с народом, привили ему много новых идей и раздули в сердце искру,
которая может когда-нибудь вспыхнуть... Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под
государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же и что ныне составилась огромная
масса беспоместных дворян из чиновников, которые, будучи воспалены честолюбием и не имея
ничего терять, рады всякому расстройству... начать [реформы] постепенно, осторожно, нежели
дожидаться, пока начнется снизу, от народа. Но что это необходимо и что крестьянское состояние
есть пороховая мина, в этом все согласны.
Вопросы и задания к документу.
1. Найдите подтверждения тому, что в николаевское время крепостнические порядки вступили в
стадию кризиса.
2. Какие причины нарастания крестьянских волнений назывались в обществе того времени?
Работа № 3.
1 вариант
1. Кто был инициатором создания в России военных поселений?
А) М. Сперанский, Б) А. Бенкендорф, В) А. Аракчеев, В) Александр 1
2. Почему Александр 1 отказался от введения конституции в России после войны?
А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала война 1812 года;
В) дворянство оказывало сопротивление реформам.
3. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года:
А) даровал личную свободу государственным крестьянам; Б) закрепил привилегии крестьян-
однодворцев; В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян за выкуп.
4. Какой части населения русской деревни касались реформы П. Д. Киселёва?
А) государственных крестьян б) помещиков; в) крепостных дворовых крестьян;
г) крепостных пашенных крестьян; д) жителей военных поселений.
5. Какие обязательства брала на себя Россия по Тильзитскому миру?
А) должна была признать за Францией все территориальные изменения в Европе;
Б) становилась союзником Франции в войне против Англии;
В) обязана была вступить в войну против Англии.
6. Определите, о ком идет речь? «Родился в семье небогатого помещика. В 1808-1810 гг.
занимал пост военного министра. С 1815 года фактически руководил Государственным
советом и деятельностью министерств. Отличался безупречной честностью. Исполнительный
чиновник. Был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти
черты вызывали негативное отношение к нему окружающих.
А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев.
7. Какова цель военных поселений?
А) подавить волну выступлений крестьян; б) снизить государственные расходы на содержание
армии, в) организация массовой подготовки резервов.
8. Кто возглавлял русскую армию до назначения на этот пост Кутузова?
А) М. Барклай де Толли; б) П. Багратион, в) И. Мюрат.
9. Определите, о ком идет речь? «Его родовой герб украшал девиз «Верность и терпение».
Пользовался репутацией честного, хладнокровного и самоотверженного офицера. Командовал
русскими армиями в нескольких войнах. Накануне Отечественной войны 1812 года был
военным министром, командовал первой армией. Его не любили придворные карьеристы.
Многие обвиняли его в отступлении русских войск и даже твердили о его измене».
А) М. Кутузов; Б) М. Барклай-де-Толли; В) П. Багратион
10. 23 мая 1816 года Александр 1 утвердил положение об эстляндских крестьянах, по
которому в прибалтийских губерниях:
А) усилилось крепостное право; Б) крепостное право было уничтожено;
В) были определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли.
11. Первая тайная организация будущих декабристов называлась:
а) «Союз спасения», б) «Союз Благоденствия», в) «Союз офицеров»
12. «Конституция » Н. Муравьева предполагала:
а) сохранение крепостного права; б) освобождение крестьян без земли;
в) сохранение помещичьего землевладения.
13. Какой строй устанавливался в России по проекту П. Пестеля?
А) конституционная монархия, б) демократическая республика, в) Самодержавная монархия.
14. Рекрутская повинность – это:
а) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре;
б) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд
армии;
в) государственный налог с крестьян на содержание армии;
г) обязанность податного сословия выставлять определенное количество солдат.
15. Тормозом в развитии экономики России было:
а) вотчинное землевладение; б) ремесленные цеха;
в) крепостное право; г) отсутствие поддержки со стороны государства.
16. Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 года:
А) выборный характер земств;
б) земства избирались на основе имущественного ценза;
в) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств;
г) в ряде губерний земства решено было не создавать;
д) земства содержали больницы, школы, дороги, тюрьмы;
е) во главе всех губернских земств стояло центральное земство; ж) земства были созданы, чтобы
позднее заменить центральные органы управления.
17. Какие из приведенных положений не относятся к триаде С. С. Уварова:
а) конституция; б) православие;
в) веротерпимость; г) просвещение;
д) самодержавие; е) земское самоуправление;
ж) народность.
18. Соотнесите даты и события:
1) денежная реформа Е. Ф. Канкрина а) 1839 - 1843 гг.
2) назначение Сперанского во главе б) 1837 – 1841гг.
Государственного Совета в) 1897.
3) создание свода законов империи г) 1810 г
4) крестьянская реформа П. Д. Киселева д)1832 г.
5) денежная реформа С. Ю. Витте е) 1881 – 1894 гг.
6) правление Александра III ж) 1796 – 1855 гг.
19. Отметьте события, относящиеся к царствованию Николая 1.
А) III отделение Канцелярии его императорского величества;
б) реформа П. Д. Киселева;
в) кодификация законов;
г) образование «Союза благоденствия»;
д) деятельность кружка Герцена и Огарева;
е) Тильзитский мир,
ж) Негласный комитет;
з) Крымская война.
20. Определите, что это за понятие: «Общественно-политическое течение, отрицающее любые
изменения в обществе, выступающие за сохранение старых порядков»
А) консерватизм; Б) либерализм; В) анархизм.
21. Определите, о ком идет речь: «Барон. Герой Отечественной войны 1812 года, участвовал в
разгроме декабристов и следствии над ними. Личный друг Николая I, сосредоточил в руках
огромную власть. Возглавлял III отделение».
А) С.С.Уваров; Б) П.Д.Киселев; В) А.Х.Бенкендорф; Г) Е.Ф.Канкрин22. Реформа отмены крепостного права касалась:
а) частновладельческих крестьян; б) государственных;
в) удельных; г) вольноотпущенных.
23. Военная реформа Александра II вводила:
А) рекрутскую систему комплектования армии; Б) всеобщую воинскую повинность;
В) полки нового строя;
24. Представителями либерального направления в общественном движении России в 1855 –
1881 годах были:
А) М. Н. Катков; К. П. Победоносцев;
Б) К. Д. Кавелин; Б. Н. Чичерин;
В) Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов;
Г) М. А. Бакунин; П. Л. Лавров
25. Идеология революционного народничества предусматривала:
А) проведение либеральных реформ;
Б) отрицательное отношение к капитализму;
В) Введение частной собственности на землю;
Г) Использование теории классовой борьбы.
26. Кто из перечисленных народников был сторонником пропаганды?
А) Н. А. Морозов; Б) В. Н. Фигнер; В) Г. В. Плеханов
27. Перелом в русско-турецкой войне наступил после взятия русскими:
а) Плевны; б) Шипки; в) Никополя.
28. Какое из этих государств не получило никаких территорий после Берлинского
конгресса:
а) Англия; б) Россия; в) Германия; г) Австро-Венгрия
29. Министром финансов при Александре III был:
А) И. А. Вышнеградский; Б) А. А. Аракчеев; В) А. И. Барятинский
30. Отметьте события, относящиеся к царствованию
А) Александра II и Б) Александра III
1) образование института мировых посредников;
2) Назначение Д. А. Толстого министром внутренних дел;
3) продажа Россией Аляски США;
4) русско-турецкая война;
5) изменение системы выборов в земства в пользу дворян-землевладельцев;
6) закон о «Кухаркиных детях»;
7) университетская реформа;
8) судебная контрреформа;
31. Расположите события в хронологической последовательности:
А) Крымская война; б) университетская реформа;
в) создание «Союза Благоденствия»; г) циркуляр о «кухаркиных детях»;
д) сражение на Шипке; е) деятельность М. М. Сперанского;
ж) «хождение в народ»; з) организация военных поселений;
и) учреждение III отделения; к) сражение под Малоярославцем;
л) реформа С. Ю. Витте ; м) создание группы «Освобождение труда»
32. Заполните пропуски в тексте:
Революционное движение в России XIX века прошло несколько этапов. Сначала дворяне-радикалы,
получившие название…..(а), попытались изменить судьбу страны с помощью восстания, опираясь
только на армию. В середине столетия им на смену приходят революционеры-демократы,
получившие от И. С. Тургенева прозвище … (б). Они боготворят народ, особенно … (в), а в общине
видят ячейку социализма. В 1890-е годы в революционном лагере России начинает набирать силу…
(г), у истоков распространения которого стоит Г. В. Плеханов и организованная им группа … (д)
2 вариант
1. Кто был инициатором введения экзамена на должность в 1810 году?
А) М. Сперанский; б) А. Аракчеев; в) Н. Новосильцев.
2. Почему Александр 1 отказался от введения проекта конституции М. Сперанского?
А) Помешали крестьянские бунты,
Б) помешала русско-турецкая война;
В) дворянство оказывало сопротивление реформам.
3. В 1818 г. А. А. Аракчеев подал Александру 1 проект отмены крепостного права, по
которому он предполагал:
а) начать широкую покупку помещичьих имений с крепостными в казну,
б) ликвидировать помещичье землевладение,
в) передачу всей земли крестьянам.
4. Какой части населения русской деревни касался указ о вольных хлебопашцах?
А) государственных крестьян б) помещиков;
в) крепостных дворовых крестьян; г) помещичьих крестьян; д) жителей военных поселений.
5. Как назывался договор, по которому Россия присоединилась к континентальной
блокаде Англии?
А) Эрфуртский, б) Шенбруннский; в) Тильзитский.
6. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи сельского священника. Некоторое
время работал учителем. В начале правления Александра 1 он оказался в числе главных
действующих лиц правительства. Именно ему Александр 1 поручил разработать проект
государственной реформы. Именно о нем Наполеон сказал «Единственно светлая голова в
России».
А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев
7. Кочубей; Чарторыйский; Новосильцев; Строганов. Что объединяет эти имена?
А) это герои Отечественной войны;
Б) Все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра 1;
В) Все они были единомышленниками Павла 1
8. Кто возглавлял 2-ю русскую армию в Отечественной войне 1812 года?
А) М. Барклай де Толли; б) П. Багратион, в) И. Мюрат.
9. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи грузинских князей. Любимец
армии, был бесстрашен в бою. В Отечественную войну 1812 года командовал второй армией.
Настаивал на генеральном сражении. В Бородинском сражении получил тяжелое ранение»
А) М. Кутузов; Б) М. Барклай-де-Толли; В) П. Багратион
10. В 1822 году Александр 1 издал указ, по которому…
А) помещикам разрешалось без всяких причин ссылать неугодных крестьян в Сибирь;
Б) запрещалось ссылать неугодных крестьян в Сибирь;
В) запрещалось продавать дворовых людей.
11. Вторая тайная организация будущих декабристов называлась:
а) «Союз спасения», б) «Союз Благоденствия», в) «Союз офицеров»
12. «Конституция » Н. Муравьева предполагала:
а) сохранение крепостного права;
б) освобождение крестьян без земли;
в) сохранение помещичьего землевладения.
13. Какой строй устанавливался в России по проекту Н. Муравьева?
А) конституционная монархия,
б) демократическая республика,
в) Самодержавная монархия.
14 Кодификация законов – это:
а) написание новых законов;
б) упразднение законов устаревших, вышедших из употребления;
в) отбор существующих законов в единый кодекс;
г) изменение системы суда и судопроизводства.
15 Рекрутская повинность – это:
а) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре;
б) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд
армии; в) государственный налог с крестьян на содержание армии;
г) обязанность податного сословия выставлять определенное количество солдат.
16 Что из перечисленного входило в состав судебной реформы 1864 года:
А) отделение полиции от следствия;
б) состязательность сторон в ходе судебного разбирательства;
в) наказание розгами лиц, признанных виновными;
г) гласность суда; д) периодическая сменяемость судей;
е) зарплата судей была одной из самых высоких в мире;
ж) высшей судебной инстанцией стал Государственный совет.
17.Соотнесите даты и события:
1) царствование Николая 1 а) 1837 – 1841гг.
2) учреждение III отделения б) 1839 - 1843 гг.
3) Русско-Турецкая война в) 1877 – 1878 гг.
4) крестьянская реформа П. Д. Киселева г) 1826 г
5) проект реформы М. М. Сперанского д)1809 г.
6) денежная реформа Е. Ф. Канкрина е) 1825 – 1855 гг.
18. Какие из приведенных положений относятся к триаде С. С. Уварова:
а) конституция; б) православие; в) веротерпимость;
г) просвещение; д) самодержавие; е) земское самоуправление;
ж) народность.
19. отметьте события, относящиеся к царствованию Александра 1.
А) III отделение;
б) реформа П. Д. Киселева;
в) кодификация законов;
г) образование «Союза спасения»;
д) деятельность кружка Герцена и Огарева;
е) Тарутинский маневр,
ж) Негласный комитет;
з) Крымская война.
20. Определите, что это за понятие: «Общественно-политическое течение, признающее
необходимость изменений в обществе, но не признающая никаких насильственных действий»
А) консерватизм; Б) либерализм; В) анархизм.
21. Определите, о ком идет речь: «Известный ученый-экономист, убежденный консерватор.
Трезво оценивал возможности экономики России. Стремился ограничить государственные
расходы. Главной своей задачей считал наведение порядка в денежном отношении».
А) С.С.Уваров; Б) П.Д.Киселев; В) А.Х.Бенкендорф; Г) Е.Ф.Канкрин22. В соответствии с положением 19.02.1861 года крестьяне получили личную свободу и:
А) получали землю за выкуп; б) землю получали безвоздмездно;
В) получали право покупки земли по рыночной цене; г) получали право на аренду земли у
помещиков.
23. После военной реформы Александра II:
А) офицером мог быть лишь дворянин;
б) срок службы офицера ограничивался 25 годами;
в) сократилась численность офицерского корпуса;
г) офицером мог стать представитель любого сословия.
24. Представителями консервативного направления в общественном движении России в
1855 – 1881 годах были:
А) М. Н. Катков; К. П. Победоносцев;
Б) К. Д. Кавелин; Б. Н. Чичерин;
В) Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов;
Г) М. А. Бакунин; П. Л. Лавров
25. Идеология революционного народничества предусматривала:
А) проведение либеральных реформ;
Б) отрицательное отношение к капитализму;
В) Введение частной собственности на землю;
Г) Использование теории классовой борьбы.
26. Кто из перечисленных народников был противником террора?
А) Н. А. Морозов; Б) В. Н. Фигнер; В) Г. В. Плеханов
27. Что удалось захватить русским в начале войны и удерживать на протяжении года:
28. а) Плевну; б) Шипку; в) Никополя.
29. Какое из этих государств не получило никаких территорий после Берлинского
конгресса:
а) Англия; б) Россия; в) Германия; г) Австро-Венгрия
30. Министром внутренних дел при Александре II был:
А) К. П. Победоносцев; Б) М. Т. Лорис-Меликов; В) И. А. Вышнеградский;
31. Отметьте события, относящиеся к царствованию
А) Александра II и Б) Николая I
1) образование института мировых посредников;
2) IIIотделение Канцелярии его Величества;
3) продажа Россией Аляски США;
4) русско-иранская война;
5) денежная реформа Е. Ф. Канкрина;
6) «Теория официальной народности» Уварова;
7) университетская реформа;
8) судебная реформа;
31. Расположите события в хронологической последовательности:
А) начало Кавказской войны война; б) университетская реформа;
в) создание «Союза Спасения»; г) циркуляр о «кухаркиных детях»;
д) сражение на Шипке; е) деятельность А. А. Аракчеева;
ж) «хождение в народ»; з) организация военных поселений;
и) учреждение III отделения; к) сражение под Малоярославцем;
л) реформа С. Ю. Витте ; м) создание группы «Земля и Воля»
32. Заполните пропуски в тексте:
Революционное движение в России XIX века прошло несколько этапов. Сначала дворяне-радикалы,
получившие название … (а), попытались изменить судьбу страны с помощью восстания, опираясь
только на армию. В середине столетия им на смену приходят революционеры-демократы,
получившие от И. С. Тургенева прозвище … (б). Они боготворят народ, особенно … (в), а в общине
видят ячейку социализма. В 1890-е годы в революционном лагере России начинает набирать силу…
(г), у истоков распространения которого стоит Г. В. Плеханов и организованная им группа … (д)
Проверочные материалы по новой истории (демоверсия)
2 вариант.
Часть 1.
Монополия – это:
а) форма организации капиталистических предприятий, капитал которых образуется
путём продажи акций;
б) исключительное право производства, торговли, промысла, принадлежащее
одному лицу, группе лиц, государству;
в) форма организации товарного производства для развития внутренней и
внешней торговли.
2. Найдите лишнее. Страны «молодого» капитализма:
а) США;
б) Франция;
в) Германия
3. Консерватизм – это:
а) течение, выступающее за гражданские, политические и экономические свободы;
б) течение, опирающееся на идею традиции, сохранении
существующего политического строя (например, конституционной монархии);
в) движение за религиозное образование.
4. Наполеон провозглашён императором французов в:
а) 1799г.
б) 1802г.
в) 1804г.
г) 1805г.
5. Этот документ Наполеон считал своей "истинной славой". Он закрепил
неприкосновенность частной собственности, равенство граждан, свободу совести:
а) Гражданский кодекс
б) Декларация независимости
в) Конституция
6. Условия мира по окончании Франко-Прусской войны включали в себя:
а) передача Германии Эльзаса и Лотарингии
б) запрет Франции иметь артиллерию и флот
в) восстановление монархии во Франции
7. Парижская коммуна – это
а) тайное общество
б) городское самоуправление
в) поселение коммунаров
8. Парламент в Германии:
а) рейхстаг б) рикстаг в) кортесы 9. Авраам Линкольн представлял:
а) республиканскую партию
б) демократическую партию
в) партию аболиционистов
10. Гражданская война в США:
а) 1860-1865 гг.
б) 1861-1865 гг.
в) 1861-1867 гг.
Часть 2.
Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.
1. Провозглашение Германской империи 2. Седанская катастрофа 3. Парижская Коммуна 4. «Кровавая майская неделя» 5. Реформы Коммуны По какому принципу образованы ряды. Определите лишний элемент.
В. К. Рентген, Э. Резерфорд, Ч. Дарвин, П. Сезанн, Л. Паскаль, М. Фарадей.
Определите, о ком идет речь?
Выдающийся немецкий политический деятель и дипломат. Основатель юнкерско-буржуазной Германской империи. Занимал посты прусского посла в России и Франции. Один из создателей Северо-Германского союза во главе с Пруссией. Путем искусных дипломатических ходов сумел добиться изоляции Франции и спровоцировал объявление войны Пруссии Наполеоном III. После провозглашения в 1971 г. Германской империи, стал ее рейхсканцлером. Выступал противником католической церкви. Так же выступил с программой социальных реформ, введя законы об обязательном страховании некоторых категорий рабочих.. Неудачи внутренней и внешней политики сделали неизбежной его отставку
Учитель Букрин А.А.
Календарно-тематическое планирование по истории России 8 класс – 40 ч.
Учебник Данилова А.А. История России XIX в.
№ урока Тема урока Количество часов Форма урока КЭСГИА КПУ
ГИА Дата проведения
1 Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг. 1 Урок изучения нового материала 2.1.7 1.1, 1.2, 2.1 – 2.5 2 Внешняя политика в 1801 – 1812 гг. 1 Комбинированный урок 2.1.7 2.9 – 2.13 3 Реформаторская деятельность М.М. Сперанского 1 Урок формирования новых знаний 2.1.7 1.2, 1.4, 2.3 4 Отечественная война 1812 года 1 Комбинированный урок 2.1.8 2.1- 2.5 5 Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813 – 1825 гг. 1 Урок изучения нового материала 2.1.8 2.1- 2.5 6 Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг. 1 Комбинированный урок 2.1.7 1.4. , 2.3, 2.5 7 Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года 1 Урок изучения нового материала 2.1.7 1.2, 1.4, 2.3 8 Общественное движение при Александре I 1 Урок рассмотрения проблемы 2.1.9 2.1, 2.5, 2.13, 2.14 9 Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов 1 Урок изучения нового материала 2.1.9 2.1, 2.5, 2.13, 2.14 10 Внутренняя политика Николая 1 1 комбинированный 2.1.7 1.2, 1.4, 2.3 11 Социально-экономическое развитие в 20 – 50 – е гг. 19 века 1 Урок-лекция с элементами дискуссии 2.1.7 1.2, 1.4, 2.3 12 Внешняя политика Николая I в 1826 – 1849 гг. 1 комбинированный 2.1.12 1.1, 2.3, 2.4 13 Общественное движение в годы правления Николая I 1 Урок изучения нового материала 2.2.3 2.5, 2.9, 2.13, 2.14 14 Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя 1 Урок изучения нового материала 2.1.12 1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.3, 2.4 15 Образование и наука в первой половине XIX в. 1 Урок-презентация 2.3.2 1.3, 2.3, 2.6, 16 Русские первооткрыватели и путешественники 1 Комбинированный урок 2.3.1 1.3, 2.3, 2.6, 2.8, 2.14 17 Художественная культура России в первой половине XIX в. 1 Урок-презентация 2.3.1, 2.3.3 1.3, 2.3, 2.6, 2.8, 2.14 18 Быт и обычаи в первой половине XIX в. 1 Урок изучения нового материала 2.3.1, 1.3, 2.3, 2.6, 2.8, 2.14 19 Россия в первой половине XIX в. (обобщение) 1 Урок обобщения и систематизации учебного материала 2.1.7 _ 2.1.12 1.1 – 1.4, 2.1 – 2.14 20 Россия во второй половине XIX в. Накануне отмены крепостного права 1 Урок изучения нового материала 2.2.1 1.1, 1.2, 1.4, 21 Крестьянская реформа 1861 года. 1 Комбинированный 2.2.1 1.1, 1.2, 1.4, 2.5, 2.8. 2.11, 2.14 22-23 Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. 2 Комбинированные уроки 2.2.1 1.1, 1.2, 1.4, 2.5, 2.8. 2.11, 2.14 24 Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права 1 Урок изучения нового материла 2.2.2 1.1, 2.8-2.10 25 Общественное движение: либералы и консерваторы 1 Урок с элементами дискуссии 2.2.3 1.2, 1.3, 2.13, 2.14, 26 Зарождение революционного народничества и его идеология 1 Урок с элементами дискуссии 2.2.3 1.2, 1.3, 2.13, 2.14, 27 Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX в. 1 Комбинированный урок 2.2.3 1.2, 1.3, 2.13, 2.14, 28 Внешняя политика Александра II 1 Урок изучения нового материла 2.2.4 1.1, 2.1, 2.4, 2.5 29 Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. 1 Комбинированный урок 2.2.4 1.1, 2.1, 2.4, 2.5 30-31 Внутренняя политика Александра III 2 Комбинированный 2.2.7 1.1, 1.4, 2.5 32 Экономическое развитие в годы правления Александра III 1 Урок изучения нового материала 2.2.5 1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.3, 2.9 33-34 Положение основных слоев общества 2 Урок изучения нового материала 2.3, 2.5, 2.6 35 Общественное движение в 80-х – 90-х гг. XIX в. 1 Комбинированный 2.2.7 1.1, 1.2, 2.7 36 Внешняя политика Александра III 1 Урок изучения нового материала 2.2.4 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 37 Просвещение и наука в России во второй половине XIX в. 1 Урок изучения нового материала 2.3.1, 2.3.2 1.3, 2.6, 2.7, 2.10, 2.11, 2.14 38 Развитие литературы и искусства, быт. 1 Урок презентация 2.3.1, 2.3.3 1.2, 1.3, 2.6, 2.7, 2.10, 2.11, 2.14 39 Россия во второй половине XIX в.(Обобщение) 1 Урок обобщения и систематизации учебного материала 2.2.1 – 2.2.5 1.1 – 1.4, 2.1 – 2.14
40 Россия в XIX в. (обобщение) 1 Урок обобщения и систематизации учебного материала 2.1.7. – 2.2.5 1.1 – 1.4, 2.1 – 2.14 Учитель Букрин А.А
Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории для 8 класса -28 часов
Учебник Ведюшкина В.А История нового времени
№ урока Тема урока Колич часов Форма урока КЭС
ГИА КПУ
ГИА Дата проведения
1 Французская революция XVIII в. Начальный этап революции 1 Урок формирования новых знаний и умений 2.5, 2.8. – 2.13 2 Развитие революции 1 Комбинированный урок 1.4, 2.2, 2.3, 3 Взлет и спад революции 1 Комбинированный урок 2.5, 2.8. – 2.13 4 Период Директории и Консульства 1 Урок изучения новых знаний 1.1, 1.4, 2.3, 2.5, 2.7, 2..9 – 2.14 5 Наполеоновская империя 1 Урок-лекция с элементами дискуссии 2.5, 2.8. – 2.13 6 Международные отношения в 1815 – 1875 гг. 1 Урок формирования новых знаний и умений 2.5, 2.8. – 2.13 7 Англия в конце 18 – первой половине 19 вв. 1 Комбинированный урок 1.1, 1.2, 1.3. 2.5 8 Англия во второй половине 19 – начале 20 в. 1 Урок-лекция с элементами дискуссии 1.4, 2.2, 2.3 9 Франция в 1815 – 1848 гг. 1 Комбинированный урок 1.1, 1.2, 1.3. 2.5 10 Распространение радикальных идей в Европе и мире 1 Урок-практикум 1.2, 1.3, 1.4, 2.3, 2.7, 2.11, 2.14 11 Франция во второй половине 19 – начале 20 вв. 1 Урок-презентация 1.1, 2.1. 2.3. – 2.5 12 Борьба за объединение Италии 1 Урок формирования новых знаний и умений 2.5, 2.8. – 2.13 13 Образование Германской империи 1 Комбинированный урок 1.1, 1.2, 1.3. 2.5 14 США в конце 19 – первой половине 20 вв1 Урок-лекция с элементами дискуссии 1.1, 2.1. 2.3. – 2.5 15 Гражданская война в США 1 Урок формирования новых знаний и умений 1.1, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3. 2.5 16 США в 1865 – 1914 гг. 1 Урок-презентация 1.1, 1.2, 1.3. 2.5 17 Начало крушения колониализма в Латинской Америке 1 Урок формирования новых знаний и умений 1.1, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3. 2.5 18 Латинская Америка в поисках реальной независимости 1 Комбинированный урок 2.5, 2.8. – 2.13 19 Кризис Османской империи 1 Урок-лекция с элементами дискуссии 1.1, 2.1. 2.3. – 2.5 20 Страны Центральной Азии 1 Урок формирования новых знаний и умений 1.1, 1.2, 1.3. 2.5 21 Китай 1 Урок-презентация 1.1, 1.2, 1.4, 2.3, 2.5, 2.6, 2.9 22 Япония 1 Комбинированный урок 1.1, 1.2, 1.4, 2.3, 2.5, 2.6, 2.9 23 Африка в конце 19 – начале 20 вв. 1 Урок-лекция с элементами дискуссии 1.1, 1.2, 1.4, 2.3, 2.5, 2.6, 2.9 24 Мир в конце 19 – начале 20 вв. Формирование противоборствующих лагерей. 1 Урок формирования новых знаний и умений 1.1, 1.4, 2.1, 2.2, 2.5, 2.8. 2.13. 2.14 25 Нарастание международных противоречий 1 Комбинированный урок 1.1, 1.2, 1.4, 2.3, 2.5, 2.6, 2.9 26 У порога мировой войны 1 Урок формирования новых знаний и умений 1.1, 1.2, 1.3. 2.5 27 Материальная и художественная культура конца 18 – начала 20 в. 1 Урок-презентация 1.2. 1.3, 2.3, 2.6. 2.7 – 2.14 28 Обобщение по курсу 1 Урок обобщения и систематизации знаний 1-2