Открытое занятие Жостовские подносы 2год обучения
Конспект открытого занятия
Тема: Жостовские подносы
Цель: Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
1. Углубить знания о русских народных промыслах. Познакомить с особенностями жостовского промысла. Познакомить с работами жостовских мастеров, рассказать о разнообразии форм подносов и последовательностью выполнения жостовской росписи.
2. Способствовать развитию речи, эмоциональной сферы, воображения, памяти, творческого и логического мышления, мелкой моторики, умению сравнивать, анализировать, делать выводы. Продолжить работу над словом, как выразительным средством языка.
3.Создать атмосферу раскрепощенности и комфорта для каждого ребенка. Воспитывать познавательный интерес к народной культуре, эстетические чувства детей, бережное отношение к искусству, умение видеть прекрасное в искусстве.
Оборудование: презентация «Жостовские подносы», видеофильм, карточки с терминами, кисти, краски, шаблоны подносов.Ход занятия:
№ Ход урока примечание Деятельность учащихся 1 Организационный этап Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычное занятие. Сегодня у нас гости, давайте их поприветствуем!
эмоциональный настрой 2 Определение темы . - занятие мы начнём с небольшого задания
Игра «Назови лишний предмет»
-Из данного ряда убрать лишней предмет (иллюстрации с жостовскими подносами и хохломской росписью).
- Почему вы так считаете?
- Вот мы и подошли к теме нашего занятия
определение темы
название темы
«Жостовские подносы» на слайде Анализируют каждый вид росписи и находят лишний предмет, определяют общий признак и называют тему занятия.
3 Постановка задачи урока
- С чем же мы сегодня познакомимся?
- И чему научимся на этом занятии?
Наводящие вопросы, определение задач, обобщение.
Называют задачи
- Мы познакомимся с жостовскими подносами, с их росписью и будем сами учиться их расписывать. 4 Изучение нового материала 4.
5.
6.
7.
1)Чтобы нам с вами расписать поднос, нужно знать как расписываются жостовские подносы.
- Сразу возникает проблема.
Постановка проблемы.
Какие особенности характерны для жостовской росписи?
2. Чтобы справиться с проблемой, давайте полюбуемся красотой жостовских подносов.
3.-Ребята, а вы знаете, как появились жостовские подносы и где?
Давайте послушаем ребят
(выступление детей)
(Матвей алексеев) Недалеко от Москвы в живописном месте находится село Жостово. Село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом.
А знаменито оно тем, что никто лучше жостовских умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
(Маша Оськина) В 21 веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток - чай. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился поднос, который стал участником русского чаепития.
И вот в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических подносов.
- А теперь давайте посмотрим, как их делают.
Ответив на вопросы, вы решите часть поставленной проблемы.
- Из какого материала делают подносы?
- Какой цвет фона жостовских подносов?
- Основной мотив, сюжет жостовских подносов?
- Как расположены цветы на подносе?
- Как наносят узор на поднос?
(Дима Кольчуганов)
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее лёгкой вербы.(П.Синявский)
Физминутка «Цветы»
Наши красные цветы раскрывают лепестки,Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.Наши красные цветы закрывают лепестки,Головой качают, тихо засыпают.
Практическая работа
Ребята, сейчас мы попробуем расписать наши воображаемые подносы , напомню этапы работы, мы может быть с первого раза не сделаем все как настоящие мастера, но мы только учимся. Вспомним этапы росписи : 1)Замалёвка – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
2) Тенёжка- художник наносит цветные тени, появляется объём.
3)Бликовка- наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
4)Чертёжка- при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
5)Привязка- при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое
б) Самостоятельная работа – распись трафарета жостовского подноса с использованием раздаточного материала.
Выставка работ уч-ся.
Все они красивые, праздничные
Чёрные, синие, красные
Удивительно, прекрасные!
проблема
презентация (расположение цветов.(крупные цветы в центре подноса,а мелкие по краям; враскидку, венок, полувенок).
обратить внимание на последовательность росписи подносов
(просмотр фильма)
Анализ работы.
вывод: с проблемой все справились. Просматривают презентацию и находят особенности жостовской росписи.
(Изображение букета на чёрном лаковом фоне)
Делают сообщения о истории появления жостовских подносов.
Просматривают фильм и обращают внимание на этапы росписи жостовских подносов
Дают быстрые ответы на поставленные вопросы.
Руки поднимают вверх, пальцы собраны в кулаки Медленно разгибаем пальцы из кулачков Покачиваем кистями рук вправо влево Медленно сжимаем пальцы в кулачки , руки опускают
Раскладывают карточки
Итог .Рефлексия -768351778000Что интересного вы узнали на занятии? Чему научились?
Если вам занятие понравилось ,если вы научились расписывать подносы и других научите, то дружно похлопаем в ладоши.
. обсуждение. Определяют , чему научились на занятии, что нового открыли для себя?