Урок по изобразительному искусству Жостовские подносы (3 класс)Планета знаний
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Тема урока: Жостовские подносы.
Цели урока: узнать о народном промысле – Жостово, о разнообразии форм и фонов подносов, освоить приемы жостовской росписи.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: осознать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение, музыка. Ресурсы: жостовские подносы и иллюстрации с их изображениями; художественные материалы, баночки для воды, палитра, тряпочка. Мультимедийное оборудование.
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов», видеоролик «Жостовские подносы».
Форма работы – фронтальная, индивидуальная,
Тип урока – комбинированный.
Методы и приёмы: словесный (беседа, пояснения, художественное слово); практический (самостоятельное выполнение учащимися элементов жостовской росписи); проблемно – мотивационный; частично – поисковый; наглядный.
Ход урока:
1. Организационный этап.
- Ребята, к нам с вами пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, поздоровайтесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Присаживайтесь.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобней,
Начнём скорей урок.
- Улыбнулись друг другу, теперь я ловлю ваши улыбочки.
- Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»
- Чему мы учимся на уроках ИЗО?
- Значит, мы на уроках ИЗО учимся рисовать, изображать красоту родной природы, создавать портреты, быть знатоками искусства.
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- У вас на столе лежат карточки: тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
2. Определение темы урока.
- А урок мы начнём с игры.
Игра «Назови лишний предмет»
-Из данного ряда убрать лишней предмет (иллюстрации с жостовскими подносами).
- Почему вы так считаете? (изучали резьбу по дереву, деревянную и глиняную посуду, богородские игрушки)
-А как называется раздел, по которому мы путешествуем? (народное искусство)
- А какой предмет лишний? (поднос). Анализируют каждый вид народного искусства и находят лишний предмет
- А кто знает, как называется такой поднос?
- Вот мы и подошли к теме нашего урока (открывается на доске запись темы «Жостовские подносы»).
3. Постановка задач урока.
- С чем же мы сегодня познакомимся?
-Мы будем говорить о жостовских подносах (показать поднос)
- И чему научимся на этом уроке? Называют задачи урока.
- Мы познакомимся с жостовскими подносами, с их росписью и будем сами учиться их расписывать.
4.Изучение нового материала.
1. -Тему нашего урока я начну с легенды.
Недалеко от Москвы, среди широких раздолий русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово.
Жил здесь удалец – молодец. Любил он всё живое, что его окружало. Особенно привлекали его цветы на лугу. Наберёт, бывало, он букет полевых цветов и принесёт под окошко девушке – красавице. А девица та немного гордой была. «Эка, невидаль, цветов – то вокруг видимо – невидимо. Но красота их недолговечна. А ты продли их цветение, сделай так, чтоб окружали меня цветы круглый год – сказала она». Задумался мастер, как сохранить жизнь цветка? Всё перепробовал он: сушил их, но они всё равно принимали неживой вид, пробовал вырезать по дереву – всё не то получалось. Наконец, придумал. Взял он кусок железа, попросил кузнеца изготовить ему поднос. Кузней так и сделал: отшлифовал его, покрыл лаком. Стал мастер расписывать поднос самыми яркими красками, какие у него были. Решил он изобразить свой букет на чёрном фоне, который дал ему возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов, скромных и незатейливых цветочков: ромашек, колокольчиков, которые окружали молодца в летнее время года. Расписал мастер поднос и остался доволен своей работой. Принёс он его девушке в подарок. Как взглянула она на прекрасное творение, так и ахнула. Стыдно стало ей за свои слова, извинилась девушка за свой поступок. Сыграли они вскоре свадебку. Позже стали называться такие подносы жостовскими, в память о том месте, где проживал и впервые расписал их удалец – молодец.
2. Постановка проблемы.
- Чтобы каждому из вас расписать свой поднос, нужно знать, как расписываются жостовские подносы.
- Сразу возникает проблема.
- Какие особенности характерны для жостовской росписи?
- Чтобы справиться с проблемой, давайте полюбуемся красотой жостовских подносов. Презентация «Жостовские подносы».
- При просмотре презентации обратите внимание на расположение цветов (крупные цветы в центре подноса, а мелкие по краям; враскидку, венок, полувенок).
-Какие особенности росписи жостовских подносов вы увидели?
-Ребята, а вы знаете, как появились жостовские подносы и где?
Давайте послушаем ребят (выступление детей).
Делают сообщения об истории появления жостовских подносов.
А) Недалеко от Москвы в живописном месте находится село Жостово. Село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше жостовских умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Б) В 21 веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток - чай. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился поднос, который стал участником русского чаепития.
В) И вот в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических подносов.
- А теперь давайте посмотрим, как их изготавливают (просмотр видеоролика «Жостовские подносы»).
Просматривают фильм и обращают внимание на этапы росписи жостовских подносов.
- Ответив на вопросы, вы решите часть поставленной проблемы.
- Из какого материала делают подносы? (листовой металл)
- Какая форма подносов? (Форма у них была самой разнообразной – и круглые, и овальные, прямоугольные и даже треугольные) Рисунок на доске.- Какой цвет фона жостовских подносов? (кроме традиционных чёрных подносов бывают синие, красные, зелёные, жёлтые и многих других цветовых оттенков)
- Основной сюжет жостовских подносов? (цветочный букет на чёрном фоне)
- Какие цветы на подносе? (крупные: королева всех цветов роза, астры, георгин, мелкие цветы дополняют композицию – ромашки, васильки, колокольчики)Вывод: с проблемой все справились.
3. Чтение стихотворения.
Есть на этом подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий,
Венки цветов, букеты роз –
Их аромат неувядаем.
Ах, этот жостовский поднос
Благоухает русским чаем!
5.Физминутка «Цветы».
Наши красные цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши красные цветы закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают.
Руки поднимают вверх, пальцы собраны в кулаки.
Медленно разгибаем пальцы из кулачков.
Покачиваем кистями рук вправо, влево.
Медленно сжимаем пальцы в кулачки, руки опускают.
6. Работа по учебнику. Стр.82.
–А сейчас изучим этапы жостовской росписи:
а) Этапы росписи.
1)Замалёвка – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
2) Тенёжка- художник наносит цветные тени, появляется объём.
3)Бликовка- наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
4)Чертёжка- при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
5)Привязка- при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.
- Давайте представим, что мы находимся в мастерской по росписи жостовских подносов и попробуем на заготовленных бумажных подносах изобразить один – два крупных цветка с листиками.
б) Практическая часть.
Под музыку П.Чайковского «Вальс цветов» дети работают над росписью своего подноса.
Помощь советом в подборе колорита, узора.
7. Выставка работ учащихся.
Все они красивые, праздничные
Чёрные, синие, красные
Удивительно, прекрасные!
8. Итог урока.
- Вот заканчивается урок. И подводим мы итог.
- Что интересного вы узнали на уроке? Чему научились?
- Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?
- Где можно применить их? (учитель выносит поднос с конфетами и чаем)
15 декабря - Международный день чая!
- Какое настроение у вас сейчас? (солнышко и тучка)
9.Домашнее задание: готовое изделие покрыть лаком, попроси взрослых помочь;
найти информацию о жостовских мастерах и приготовить сообщение.
10. Рефлексия.
- Если вам урок понравился, если вы научились расписывать подносы и других научите, то дружно похлопаем в ладоши.
-А теперь встаньте, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха.
(сидят за партами - плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)
- Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя сами по головке и скажите: «Я молодец!»