Статья для школьных логопедов «Помощь детям с нарушением письма».


Статья для школьных логопедов «Помощь детям с нарушением письма».
Специфические ошибки на письме у младших школьников:
Смешение, замена согласных букв по акустическим и артикуляционным признакам
Пропуски гласных, слогов, не дописывание слов и предложений
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова
Затруднения при определении последовательности в слове
Перестановка букв и слогов внутри слова
Наращивание слов лишними буквами, сложности при переводе звука в букву и наоборот
Неумение применять правила в конкретной ситуации на письме и другие.
Объективные причины стойких нарушений:
- недоразвитие фонетико-фонематического анализа
- недостатки в развитии процессов произвольного внимания
- несформированность звукобуквенных ассоциаций, недостатки в произношении
- несформированность фонематического восприятия
- недостаточность звукобуквенного анализа
- недостаточность развития пространственных отношений
- слабое развитие слуховой памяти
- несформированность слухового восприятия
- недостаточность выработки прочных связей между звуковой и графической формами букв, и другие.
Рекомендации, которые я использую на своих занятиях:
Предлагаю некоторые эффективные приемы, которыея использую постоянно и наблюдаю положительные результаты.
4530090-1390651.«Живые буквы»
(У детей буквы на листах. Например Ш, Н, И, Ы, А). Показываю картинку с изображением шины или произношу это слово. Дети выстраиваются по буквам ШИНА, выходит и буква Ы. Доказываем, почему эта буква вышла, закрепляем орфограмму ЖИ - ШИ.
Аналогично проводится игра с парными буквами.(У детей буквы С, Е, Д, Л, Т.) Произношу слово «СЛЕД», слышим «СЛЕТ». Дети выстраиваются у доски, читаем слово. Доказываем, почему вышла и буква -Т-. Делаем выводы.
2-й способ: использую ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. Произношу слово «СТОЛБ» рассуждаем: буква -б- в слабой позиции, слышим звук- п-, предлагаю алгоритм проверки, открываю красный кружок, т. е. добавляем гласную получаем «СТОЛБЫ». Выводы: закрепляем разные способы проверки парных согласных.
ПИШЕМ Б
слышим [П]
2. Игра- упражнение «Произнеси по порядку».
4572635569595Называю слово или показываю картинку. Дети называют «слышим звук такой, а пишем букву такую» т. е. провожу звукобуквенный анализ слова в устной форме.
Игра – упражнение «Назови цифру». Предлагаю детям любое слово по изучаемой теме, а они должны определить место заданного звука и показать на кубике.
453009033655
Для определения безударной гласной использую кубики с гласными буквами (у всех детей по кубику). Называю слово, а дети показывают соответствующую букву на кубике.
371094051435
Ежедневно на занятиях использую буквы трафареты в зависимости от темы занятия по звонкости – глухости, или по твердости – мягкости.
При написании окончаний у прилагательных использую эффективный прием - играфическая схема. Например, произношу «синее небо», предлагаю детям зашифровать прилагательное, а окончание записать буквами: _ _ _ ее небо, «весенняя пора» _ _ _ _ _ _ яя пора.
В данной статье даны апробированные в практике упражнения и задания, которые наиболее эффективны для развития фонематического восприятия,а как результат, повышение орфографической грамотности учащихся.
Я буду рада, если статья поможет логопедам, учителям начальных классов, особенно молодым специалистам.