Урок географии в 6 классе Градусная сетка (в дистанционном режиме) 
Т.С.Скилевая, учитель географии Шахтерской ОШ № 13 им. Н.И.Баранова                                  Урок географии в 6 классе  Градусная сетка (в дистанционном режиме)
Вариант 1   ( при наличии интернета)
Данный урок будет особенно полезен тем, кто хочет самостоятельно познакомиться с темой «Градусная сетка». В ходе урока вы сможете определить, что такое параллель, меридиан и градусная сетка. 
Тема: Географическая карта
Урок: Градусная сетка
1. ВведениеЦель урока: определить, что такое параллель и меридиан, градусная сетка, и научиться определять направление по карте.
2. МеридианыГрадусная сетка состоит из системы линий (параллелей и меридианов) и их координат. В реалии на земной поверхности эти линии отсутствуют. Их проводят на картах и планах для математических расчетов, определения местонахождения объекта на поверхности Земли.
Рис. 1. Параллели и меридианы 
Направление меридиана совпадает с направлением тени в полдень. Меридиан – условная линия, проведенная на поверхности Земли от одного полюса до другого. Величину дуги и окружности меридиана измеряют в градусах. Все меридианы равны, пересекаются в полюсах, имеют направление «север-юг». Длина одного градуса каждого меридиана составляет 111 км (длину окружности Земли делим на количество градусов: 40000 : 360 = 111 км). Зная эту величину, не составляет труда определить расстояние по меридиану. Например, длина дуги по меридиану составляет 20 градусов. Чтобы узнать эту длину в километрах, нужно 20 x 111 = 2220 км.
Меридианы обычно подписываются сверху или снизу карты.
Отсчет меридианов начинается от нулевого меридиана (0 градусов) – Гринвичского.
Рис. 2. Меридианы на карте России
3. ПараллелиПараллель – условная линия, проведенная по поверхности Земли параллельно экватору. Направление параллели указывает на запад и восток. Параллели проведены не только параллельно экватору, но и параллельно другим параллелям, они различны по протяженности и не пересекаются.
Самая длинная параллель (40 000 км) – экватор (0 градусов).
Рис. 3. Экватор на карте (Источник)
Длину одного градуса каждой параллели можно увидеть у рамки карты.
Длина 1 градуса параллелей (Источник):
Рис. 4. Параллели (а) и меридианы (б) 
4. Проведение параллелей и меридианов. Определение их направленийПараллели и меридианы можно провести через любое место на земной поверхности. По параллелям и меридианам можно определять основные и промежуточные стороны горизонта. По меридианам определяют направления «север», «юг», по параллелям – «восток», «запад». Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сеть.
Закрепление  выполните задания (поиграйте)                                                        http://learningapps.org/about.php   категория  География  раздел Читаем карту  или по ссылке
http://LearningApps.org/view1219819
Домашнее задание
Параграф 8.
1.     По физической карте полушарий  атласа определите, в каком полушарии и на каком расстоянии от экватора и нулевого меридиана расположен Донецк.
 
Список литературы
Основная
1.     Географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / О.Я.Скуратович,Р.Р.Коваленко,Л.И.Круглик. –К. :ПЕДАГОГІЧНА ПРЕСА - 2006..
2.     География. 6 кл.: атлас.
 Вариант    2 
 проработайте урок с использованием материалов сайта   InternetUrok.ru  (география, 6 класс), проконтролируйте  усвоение с помощью теста, а также можете поиграть http://learningapps.org/about.php   категория  География  раздел Читаем карту  или по ссылкеhttp://LearningApps.org/view1219819
Вариант    3  (без доступа к Интернету)
Прочитайте п.8 с 42 - 43 
Письменно дайте ответ на вопросы 1-3 с.45, 6 (третий уровень, с 51). По физической карте полушарий  атласа определите, в каком полушарии и на каком расстоянии от экватора и нулевого меридиана расположен Донецк.