Панорамные уроки в системе модульного обучения


Панорамные уроки в системе модульного обучения.

Тема: « Изучение правил русской орфографии на уроках русского языка с применением модульной технологии»
Подготовила : учитель русского языка литературы Абильдина Гульнара ТуршановнаФурмановская средняя школа .2014 г.
Календарно-тематическое планирование.
Русский язык.
6-класс.
(В системе модульного обучения) 68 часов.
Содержание модулей.

Актуализация знаний
Модуль1Повторение изученного в 5 классе 3ч.
Модуль2Фонетика 9 ч.
Модуль3 Орфография 7 ч.
Модуль4Лексика и фразеология 6 ч.
Модуль5 Имя существительное 11 ч.
Модуль6Имя прилагательное 6 ч.
Модуль7Имя числительное 9 ч.
Модуль8 Местоимение 7 ч.
Модуль9Глагол 8 ч.
Повторение 2 ч.
Структура учебного модуля.
Модуль 1. 3 часа.
№ Содержание уроков модуля Дата
1. Русский язык как мировой. Повторение понятий о типах текстов. Простое предложение. 2. Знаки препинания при однородных членах предложения и обращениях. 3. Урок-путешествие по разделу «Синтаксис». Модуль 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика.
1. Вводный урок. Повторение изученного в 5 классе. Лекция «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика». Диалогическая часть
2. Язычные и губные звуки. Ротовые, носовые, смычные, щелевые и дрожащие. 3. Звучность звука. Сила звука. Длительность звука. Звук и фонема. 4. Оглушение и озвончение. Ударение. Редукция. 5. Слог. Типы слогов. Слогоделение. Слоговой принцип русской графики. 6. Орфоэпия. Графика. 7. Повествование. Описание предмета. Контроль
8. Изложение. 9. Зачет. Модуль 3. Орфография 7 ч.
1. Вводный урок. Лекция «Орфография с использованием алгоритма и опорных схем». Диалогическая часть.
2. Чередование а-о, и-е в корне. 3. Корни, определяемые ударением. 4. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях после шипящих и, ы. Буквы и и ы после. Буква ы после приставок на согласные. 5. Правописание приставок пре-, при- Контроль
6. Диктант. 7. Тестирование. Модуль 4.
Лексика и фразеология. 6 ч.
№ Содержание уроков модуля Дата
Вводный урок.
1. Лекция «Лексика и фразеология». Диалогическая часть.
2. Однозначные и многозначные слова. Омонимы и паронимы. 3. Гипонимы. Гиперонимы. Синонимы. Синонимический ряд. 4. Фразеологические обороты. Контроль.
5. Сочинение. 6. Зачет. Модуль 5.
Имя существительное. 11 ч.
№ Содержание уроков модуля Дата
Вводный урок.
1. Лекция «Имя существительное с использованием опорных схем». Диалогическая часть.
2. Разносклоняемые имена существительные. 3. Несклоняемые имена существительные. Ряд несклоняемых имен существительных. Образование имен существительных. 4. Сложные имена существительными. 5. Не с существительными. 6. Буквы ч и щ в суффиксах чик, -щик. Гласные в суффиксах –ек, -ик. 7. Гласные о и е после шипящих в суффиксах имен существительных. 8. Роль имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного. 9. Сжатое изложение. Контроль.
5. Контрольный диктант. 6. Тестирование. Модуль 6.
Имя прилагательное. 6 ч.
№ Содержание уроков модуля Дата
Вводный урок.
1. Лекция «Имя прилагательное». Диалогическая часть.
2. Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень превосходная степень. 3. Образование имен прилагательных. 4. Роль имен прилагательных в предложении. Морфологический разбор. Контроль.
5. Сочинение-описание. 6. Зачет. Модуль 7.
Имя числительное. 6 ч.
№ Содержание уроков модуля Дата
Вводный урок.
1. Лекция «Имя числительное с использованием опорных схем». Диалогическая часть.
2. Простые, составные числительные. 3. Мягкий знак в середине и на конце числительных. 4. Разряды количественных числительных. 5. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. 6. Собирательные числительные. Порядковые числительные. 7. Роль имен числительных. Морфологический разбор. Контроль.
5. Контрольный диктант. 6. Зачет. Модуль 8.
Местоимение. 6 ч.
№ Содержание уроков модуля Дата
Вводный урок.
1. Лекция «Местоимение как часть речи». Диалогическая часть.
2. Личные местоимения и возвратные местоимение себя. 3. Вопросительные и относительные местоимения. 4. Неопределенные, отрицательные и притяжательные местоимения. 5. Указательные и определительные местоимения. Морфологический разбор. Контроль.
6. Тестирование. 7. Зачет. Модуль 9.
Глагол. 6 ч.
№ Содержание уроков модуля Дата
Вводный урок.
1. Лекция «Глагол как часть речи» Диалогическая часть.
2. Виды глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов. 3. Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные. 4. Безличные глаголы. 5. Наклонения глаголов. 6. Повторение. Официально-деловой стиль. Контроль.
7. Тестирование. 8. Зачет. 9. Повторение. 10. Итоговый контрольный диктант и его анализ. Вводная часть учебного модуля №3.
Урок №1. Ввод в модуль.
Лекция «Орфография с использованием алгоритма и опорных схем».
Цели урока: уметь «видеть» орфограммы чередующимися гласными в корне слова графически их обозначать и объяснять; уметь грамотно писать слова с гласными о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, и и ы после ц после приставок на согласные, применяя нужное орфографическое правило; уметь грамотно писать слова с приставками пре-, при- обратить внимание последовательности необходимых и достаточных признаков орфограммы.
Оборудование: алгоритмы по орфографии, тетрадь-справочник.
Ход урока.
I. План.Что такое орфография?
Алгоритм «Безударная гласная в корне слова».
Правописание гласных в суффиксах и окончаниях после шипящих и цБуквы и и ы после ц.
Буквы ы после приставок на согласные.
Правописание приставок пре-, при-.
II. Орфографическая разминка.
Задание. Спишите слова, вставляя пропущенные орфограммы, проверьте правильность по орфографическому словарю.
Ап…льсин, арт…ллерия, апп…тит, ар…мат, апл…дисменты, агр…ном, адв…кат, аэр…дром, б…лкон, б…хрома, бут…рброд, бюлл…тень, б…гровый, в…кзал.
Алгоритм. Безударная гласная в корне слова.
Упражнение. «Проверь себя».
предл…гать чаю.
провести к…сательную.
зар…сли кустов.
быстрый пл…вец.
несг…раемый шкаф.
чудесная д…лина.
ум…лять о помощи.
непром…каемый плащ.
ск…кать без остановок.
разр…внять дорожки.
соед…нение проводов.
закр…пить успех.
прот…рать пыль.
ч…столюбивые планы.
заж…гать костер.
соч…тание слов.
сд…рать шкуру.
затр…щали дрова.
зам…реть от страха.
переп…лить сук.
Ключ к упражнению «Проверь себя».
предлагать
касательную
заросли
пловец
несгораемый
долина
умолять
непромокаемый
скакать
разровнять
соединение
закрепить
протирать
честолюбивые
зажигать
сочетание
сдирать
затрещали
замереть
перепилить
Поставь себе оценку:
«5»- нет ошибок.
«4»- до 2 ошибок.
«3»- до 6 ошибок.
«2»- до 8 ошибок.
V.Таблица №1. Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.
Имена существительные
Под ударением о Без ударения е
В суффиксах:
движок
медвежонок
рубашонка овражек
доченька
В окончаниях:
пыльцой
шалашом
молодцов тучей
пейзажем
Таблица №2.
1. Буквы и-ы после ц: цифры, цыган.
2. Буквы ы после приставок на согласные.
Сыграть (играть).
Подытожить (итог).
Сверх, меж-пишется и.
Сверхинтересный.
Межинститутский.
VI. Тестовые задания.
1.В каком слове пропущена буква ы?
а)пере…гратьб)меж…нститутскийв)вз…мать
г)без…сходный
2.В каком слове пропущен суффикс ек?
а)толстяч…к
б)сыноч…к
в)ключ…к
г)волч…к
3.В каком слове после ц пишется и?
а)ц…ганб)ц…пленок
в)ц…ил
г)сестриц
4.В каком слове пропущено окончание ей?
а)плащ…м
б)туч…йв)борщ…м
г)шалаш…м
VII.Составление опорной схемы
ПРИ- и ПРЕ-.
ПРИ- ПРЕ-
Приближение:
Приезжать
Приходить Очень:
Премудрый
Преотличный
Презабавный
Присоединение:
Приколоть
Прибить
Добавление:
Прибавить,
Приделать,
Пристроить,
Пририсовать. Чрезмерно, в высшей степени: преувеличить, пресытиться, преуспевать, превзойти, превысить
Близость:
Приусадебный,
Прикроватный
Неполнота действия:
Присесть, прилечь
Доведения действия до конца:
Приучить, пристрастить, приохотиться, прикончить, придумать.
Сопутствующее действие:
Припевать, приплясывать.
Действие, совершаемое в собственных интересах.
Присвоить
Приглядеть. Близко по значению к пере:
Преступление,
Прервать
Прерывистые
VIII.Упражнение на замену:
Заменить словосочетания синонимами с приставками при- и пре-.1 Воплотить в жизнь Претворить
2 Затруднения Препятствия
3 Первое представление спектакля Премьера
4 Легенда Предание
5 Человек, нарушивший закон Преступник
IX. Инструктаж по домашнему заданию
Выучить алгоритм и ОС.
Выполнить упражнения № 131, 137. Творческое задание.
Сделать французский растение указка немецкий выращенный.
Слово «сказка» сочетать сказку на правила ,изучённые на уроке.
II.Диалогическая часть.Урок 4. Модуль 5.
Тема: «слитное, дефисное и раздельное написание сложных имен
существительных»
Цели: знать написание сложных имен существительных, правила дефисного написания существительных, существительных с соединительными гласными О и Е с корнями пол –(полу-) ;сформировать у --------------- навыки самостоятельной работы, учить умению слушать и слышать партнера, отстаивать свою тоску зрения.
Вход в урок.
I. Интеллектуальная разминка. «Заморочки из бочки»
II.Теоретическая разминка. - Какие слова называются сложными?
1 ряд - слитное написание сложных имен существительных.
2 ряд - дефисное написание сложных имен существительных.
3 ряд - правописание существительных с корнем пол (полу)
III.Работа в группах.1группа. Определить, почему в одних сложных словах с соединительными гласными следует писать –о-, а в других –е-.
Водокачка, лесопосадки, нефтебаза, птицефабрика, луноход, железнодорожник, сноповязалка, кашевар, пищеварение, буревестник, птицелов, пятидесятилетие.2.группа. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Отправить письмо (ави…)____ пустой, смотреть( кин…) ______ фильм, перейти в (контр) _____ наступление, продвигаться на ( севера)___восток, переехать на (юга) ___ запад столицы, план(электр…)___ фиксаций района ,про…ект (газ) ____ фиксаций района, научное (мир) в…зрение, оплата (труд…)___ дней, применить (электр…) сварку.
3 группа. Игра «Четвертый лишний»
1.(пол) неба 1.(пол) Англии
2.(пол) часа2.(пол) Одессы
3.(пол) липы3.(пол) села
4(пол) шага4.(пол) Астаны
1.(пол) апельсина
2.(пол) яблока
3.(пол) огурца
4.(пол) помидора

IV. Работа с текстом.
«Конноспортивное мероприятие».
1.Комплексный анализ текста.
- Определить основную мысль текста.
- Определить идею текста.
-К какому стилю относится данный текст?
- К какому типу принадлежит текст?
2.Выполнение заданий.
Каждой группе составить вопросы по тексту и задать другой группе.
3.Выписать сложные имена существительные, сгруппировать сложные слова по группам, слитному, дефисному написанию и правописанию с пол- (полу).
Инструктаж по домашнему заданию.
Задание массивом. Упражнения № №273, 274, 276, 278, 279, 280.
Особое задание. Упражнение № 281.
III. Итоговая часть.
Модуль №7.
Тема: «Мягкий знак в середине и на конце числительных».
Цели: проверить, оценить знания, умения и навыки, сформированные в процесс познавательные деятельности учащихся.
1.Диктант с грамматическим заданием.
Четвертая планета принадлежала деловому человеку. При появлении Маленького принца он не приподнял головы.
-Добрый день! Сказал ему гость.
-Три да два-пять, семь да четыре- одиннадцать.
Уф! Итого пятьсот один миллион шестьдесят двадцать две тысячи семьсот девяносто один. За пятьдесят четыре года мне мешали на этой планете только три раза. Двадцать два года назад ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, десять лет назад, у меня был приступ ревматизма от сидячего образа жизни. Теперь ты мешаешь. Я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
(По А.Де Сент-Экзюпери)
Задания.
1.Озаглавьте текст.
2.Объясните написание числительных, указав их состав графически.
3.Просклоняйте числительные.
15, 34 (I B)
19, 54 (II B)
4.Определите синтаксическую функцию числительных в предложении.
Двадцать два года. (I B)
Во второй раз. (II B)
Зачет. Равноуровневые задания по теме. «Мягкий знак на конце и в середине числительных».
Госстандарт («удовлетворительно»).
Выберите из текста числительные и запишите их словами. Обозначьте орфограмму «Мягкий знак на конце и в середине числительных».
Самое употребительное слово в русском языке- предлог в встречается 42 854 раза (на 1 000 000 словоупотреблений), союз и -36 266 раз, частица не-19 228 раз, предлог на-17 262 раза, местоимение я-13 839 раз, союз что-13 185 раз.
«Хорошо».
Решите задачу. Сколько сложных числительных назвал ученик? Запишите 10 любых сложных числительных, которые мы бы назвать шестиклассник. Обозначьте орфограмму «6 на конце и в середине числительных».
В стране Числительных из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник- большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б- один километр. Через каждые десять метров школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б.
Шестиклассник от нечего делать стал считать все надписи вслух. Добравшись до пункта Б и сделав там все, что было нужно, мальчик пошел обратно.
«Отлично».
Исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных. Запишите предложения в исправленном виде. Придумайте 2-3 предложения с неправильным употреблением числительных по теме «6 на конце и в середине числительных» и запишите их.
1.В большой семье Петровых было много детей. Двое братьев учились в институте, трое сестер в школе. На углу улицы стояли двое старушек и о чем-то оживленно толковали.
В учительскую было принесено еще трое стульев.