Конспект занятия курса Страноведение на тему Северный полюс
Тема: Путешествие на край Земли. Северный полюс
Тип занятия: занятие актуализации знаний и умений
Вид занятия: занятие-путешествие
Цель: совершенствование знаний о северном полюсе
Задачи занятия:
сопоставить климат различных природных зон;
Развивать представление о природе Северного Полюса и его обитателях;
развивать умение находить нужную информацию;
способствовать развитию речи учащихся;
развивать память, внимание, творческие способности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Планируемые результаты (предметные):
распознавание климатических зон;
умение называть обитателей Севера и их особенности;
умение находить нужную информацию;
обогащение речи;
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД: обобщение знаний о климатических зонах, о Северном полюсе и его обитателях, выполнение действий по заданному алгоритму, развитие умения добывать, преобразовывать и представлять информацию.
Коммуникативные УУД: сотрудничество учащихся в группе, развитие умения донести свою позицию и понять других.
Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности, стремление к достижению положительных результатов в изучении курса «Страноведение».
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация (программа Power Point), крем для рук, банка с водой.
Ход занятия.
I. Организационный момент
II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели бы суровую тундру, на другом - пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя... И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей планеты!
(рассматривание картинок разных природных зон).
-Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны.
-Вспомните сказку В. Катаева "Цветик-семицветик" (показывает цветик-семицветик). Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой.- Почему? (Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.)
Путешествие на северный полюс
Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие и узнаем что же это такое - северный полюс. А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика.
Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток. (Белого).
Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Посмотрите, где находится северный полюс (покажите его на карте).- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет?( предположения детей)
-Потому что Северный полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.
Ребенок читает стихотворение "Северный Ледовитый океан":Океан покрылся льдом,Волны не бушуют в нем.Он от края и до краяКак пустыня ледяная-Царство холода и тьмы,Царство матушки-зимы.
III. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному занятию.
- Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. (Дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги). В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.Вот как описывает полярное сияние один путешественник: "Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".
Дети рассматривают северное сияние на слайде, а затем на видео.
-Есть множество легенд о северном сиянии. Я вам расскажу одну из них.Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный - в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело - не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик горько заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол всё летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костёр, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.
-На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.
Животные северного полюса. - Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд. (Рассматривание картинок с изображением животных северного полюса).- А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах.- А кто еще любит рыбу? Птицы.
-На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.- Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц? (предположение детей) Но главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. - Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Б.М. может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.-Зимой у белых медведей появляется потомство. Когда приходит пора рожать детенышей медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и начинает приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.
Физкультминутка.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации, исследовательский эксперимент, создание проблемной ситуации.
-Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее.
-Что вы заметили? (Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками).
-И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.-А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы.)- Подумайте, где человек использует явление несмачивания? Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.
-У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
V. Итог урока
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
-Где мы с вами сегодня побывали?
-Покажите на глобусе, где находится северный полюс.
-Какова природа севера. Чем климат Севера похож на русскую зиму.
-Что такое северное сияние?
-Что такое полярная ночь, день?
-Какие животные живут на северном полюсе?
-Понравилось вам наше путешествие?
Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние, животных севера. Ваши рисунки мы поместим на нашу выставку.
VI. Рефлексия
Я благодарю вас за работу на нашем занятии. Вы молодцы!