Рабочая программа курса по выбору Анатомия здоровья ( 8 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 10г. Пушкино»
«Согласовано» «Рекомендовано»
с завучем по УВР На заседании ШМО
МАОУ Гимназия№10 МАОУ Гимназия №10
Протокол №___ от___________ Протокол № ___ от ______
«Утверждаю»
Директор МАОУ Гимназия №10
_______________ Петрухненко Н.М.
Рабочая программа
курса по выбору для 8 класса по биологии
«Анатомия здоровья».
Автор курса: учитель биологии
Печенкина В.А.
МАОУ Гимназия №10 г.Пушкино
Содержание:
1. Пояснительная записка
- актуальность курса
- цели и задачи курса
- формы и методы организации занятий
- методические принципы курса
- требования к уровню освоения курса
- формы отчётности
- Планируемые результаты обучения
2. Содержание курса
3. Учебно-тематический план элективного курса
5. Используемая литература
6. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Анатомия здоровья» разработана на основании сборника программ элективных курсов « Биология 9 класс предпрофильная подготовка» / сост. И.П. Чередниченко, и соответствует требованиям ФГОС. Курс «Анатомия здоровья» рассчитан на реализацию в 8-9 классах общеобразовательной школы интеллектуального направления внеурочной деятельности.
Актуальность курса.
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей и педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников, развитию системного мышления, формированию системы ценностно-ориентированных знаний, осмыслению сути здорового образа жизни, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками, а это значит, что программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа «Анатомия здоровья» рассчитана на 17 учебных занятий (1 час в неделю).
Цель курса:
Формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью. Профессиональная ориентация школьников. Задачи курса:
1.Углубить и расширить знания учащихся о факторах влияющих на здоровье, о причинах нарушения здоровья.
2.Ознакомить учащихся с понятием ЗОЖ и факторами, сохраняющими здоровье.
3.Обеспечить учащихся необходимой информацией для составления собственной программы, позволяющей сохранить и укрепить здоровье;
4.Ознакомить с профессиями связанными с профилактикой заболеваний, пропагандой ЗОЖ, лечением человека, реабилитацией после перенесенных болезней .
5.Познакомить с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека;
6.Сформировать опыт постановки физиологического эксперимента.
7.Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Формы и методы организации учебных занятий:
беседа, рассказ;
дискуссия;
доклады;
анкетирование;
тестирование;
демонстрации;
практические работы;
создание презентаций ;
групповая и индивидуальная работа.
Методические принципы курса
личностно-ориентированный подход учитывает возрастные, физиологические особенности учащихся и учит их правильно оценивать свое здоровье;
коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность на элективном курсе ,общаться, высказывать свое мнение и слушать различные точки зрения;
деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в группах; учит реализовывать полученные знания на практике.
Поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному», выводит учащихся к свободному владению биологической терминологией;
принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи,
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Причины, нарушающие здоровье.
Факторы, способствующие сохранению здоровья.
Биологические ритмы и их влияние на здоровье.
Профессии , связанные с профилактикой заболеваний, пропагандой ЗОЖ, лечением человека, реабилитацией после перенесенных болезней .
Учащиеся должны уметь:
- Сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения.
- Выполнять и защищать презентации.
- Выполнять практические работы.
Формы отчётности:
Индивидуальное портфолио здоровья школьника.
Презентации по основам ЗОЖ.
Мини проекты по основам ЗОЖ.
Планируемые результаты обучения
Учебные универсальные действия:
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Формирование личного понимания, что такое здоровье и ЗОЖ.
Уважение к самому себе (ценить и принимать себя, таким какой ты есть.), Уважение к окружающим ( понимать и принимать тот факт, что все люди разные)
Освоение личностного смысла обучения ЗОЖ; выбор дальнейшей программы жизнедеятельности
4. Оценка своих поступков в разных жизненных ситуациях.
1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
1.Ориентироваться в информационных источниках; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений, презентаций.
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Излагать свои мысли с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого.
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидить последствия коллективных решений.
Содержание образования по программе курса представляет 2 модуля:
Модуль 1. Здоровье. Здоровый образ жизни ( 10 часов)
Модуль 2. Сохранение здоровья ( 7 часов)
Каждый модуль реализуется на пропедевтическом уровне.
Содержание курса
Общее количество часов – 17.
Тема 1. Здоровье. Здоровый образ жизни ( 10 часов)
Понятие о здоровье, о здоровой личности ( физическое, психическое и социальное здоровье) . Здоровый образ жизни – образ жизни человека, его поведение, мышление, привычки, которые обеспечивают определённый уровень здоровья. Основные составляющие ЗОЖ. Право человека на здоровье. Жизненные ресурсы человека. Причины сокращения жизни. Знакомство с профессиями связанными с профилактикой заболеваний, пропагандой ЗОЖ, лечением человека, реабилитацией после перенесенных заболеваний .
Способы проверки состояния здоровья ( самоконтроль, медосмотры и др.) Возрастные нормы здоровья ( определение возрастных норм физического развития по таблицам Л.В.Великановой 1988г «Средние возрастные показатели физического развития мальчиков и мужчин ; девочек и женщин».; определение типа и крепости телосложения школьников в соответствии с индексом Пинье; весовые показатели школьников по индексу Брока-Бругша и индексу Кетле; оценка уровня индивидуального здоровья по К.П. Бутейко; оценка состояния здоровья по ногтевым пластинам; оценка работы сердечнососудистой системы по тестам Руфье; определение типа работоспособности с помощью биоритмологической классификации) Причины, нарушающие здоровье. Окружающая среда и здоровье человека. Вирусные инфекции , пути их проникновения в организм (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес, спид). Курение, его влияние на организм человека. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм. Наркомания. Неправильное питание и заболевания, являющиеся следствием неправильного питания. Компьютер, его влияние на здоровье человека.
П/Р Определение индивидуальных норм физического здоровья.
«Создание презентаций о причинах нарушающих здоровье». Тема 2. Сохранение здоровья ( 7 часов)
Факторы, сохраняющие здоровье: отказ от вредных привычек, правильное питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, закаливание организма, отдых, профилактика заболеваний, поведение заболевшего и заболевающего человека. Витамины, их многообразие и значение. Биологические ритмы и их влияние на здоровье.
П/Р «Составление режима дня и его анализ», П/Р « Составление сбалансированного меню на один день», П/Р «Определение витамина «С» в продуктах», П/Р « Изучение и анализ продуктовых этикеток»,
«Создание и защита презентаций». П/Р « Составление индивидуального портфолио здоровья»
Учебно-тематический план
№ п/п
Модуль изучения раздела, тема
Общее кол - во часов
Содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Тема 1.Здоровье. Здоровый образ жизни (10 ч)
1.
Что такое здоровье? ЗОЖ и его составляющие. Профессии , связанные с профилактикой здоровья, пропагандой ЗОЖ, лечением человека, реабилитацией после перенесенных заболеваний . Тест на долголетие.
1
Дискуссия, тест
2.
Возрастные нормы здоровья. П/Р «Оценка уровня индивидуального здоровья по К.П. Бутейко»; Оценка физического развития школьников по таблицам .
1
Практическая работа
3.
Возрастные нормы здоровья П/Р « Определение весовых и ростовых показателей школьников по индексу Брока-Бругша и индексу Кетле;
1
Практическая работа
4.
Возрастные нормы здоровья П/Р«Изучение и сравнение типов телосложения»
1
Практическая работа ,дискуссия.
5.
Возрастные нормы здоровья. П/Р « Оценка состояния здоровья по ногтевым пластинам»
1
сообщения, практическая работа
6.
Возрастные нормы здоровья. П/Р«Измерение артериального
давления. Оценка работы сердца с помощью формул»
1
Практическая работа
7.
Окружающая среда и здоровье человека. Вирусные инфекции , пути их проникновения в организм (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес)
1
сообщения
8.
Правда и мифы о курении и алкоголе. Тест « Что я знаю и чего я не знаю об алкоголе и курении»
1
тест
9.
Наркотики, зависимость и последствия. Тест на внушаемость.
1
Обсуждение. Рассказа М. Булгакова « Морфий»
10.
Что такое компьютерная зависимость. Тест « Компьютерная зависимость»
1
тест
Тема 3. Сохранение здоровья (7 ч)
11.
Культура питания. П/Р « Изучение и анализ продуктовых этикеток».
1
1
Сообщения, практическая работа.
12.
Культура питания. Рациональное питание. П/Р«Составление рационального меню школьников»
1
1
Практическая работа
13.
Витамины круглый год. Исследовательская работа по теме "Определение витамина С в продуктах".
1
1
Исследовательская работа
14.
Режим дня. Биологические ритмы. ПР/Р Составление режима дня.
1
1
Практическая работа
15.
Закаливание организма.
1
1
тест
Тема 4. Исследовательская работа (1 ч)
16.
Практикум. Составление индивидуальной программы здоровья.
1
1
Практическая работа
Заключение (1 ч)
17.
Заключительное занятие. Представление презентаций. Итоговое тестирование.
1
1
Представление презентаций, тест
Рекомендуемая литература
(для учителя)
1.В.П. Александрова, И.В. Болгова « Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования . 8 класс» Москва. ВАКО,2015
2. Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.
Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г.
Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.
Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.
Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.
Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.
Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.
Мансурова С.Е., Шклярова О.А. «Здоровье человека и окружающая среда. Практикум». С-Пб., 2006г.
Бунин К. В. «Инфекционные болезни». Москва «Медицина», 2000г.
Ресурсы Интернет.
Рекомендуемая литература
(для учащихся)
1. Агаджанян Н.А., КатковА.Ю. «Резервы нашего организма». Москва. « Знание» 1990г.
Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.
Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.
Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.
Ресурсы Интернет.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
2. Печатные пособия
Энциклопедия для детей. Т.2. Биология.-5-е изд., перераб. и доп. / Глав.ред. Д.А.Аксенова - М.:Аванта+,2002.-704с.: ил.
1
Энциклопедия для детей. Т.3. География.-3-е изд. исп. / Глав.ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-704с.: ил.
1
Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география.-2-е изд. исп. / Глав.ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-704с.: ил.
1
1
1
3. Технические средства обучения
1
Компьютер
1
2
Мультимедийный проектор
1
3
Интерактивная доска
1
4. Экранно-звуковые пособия
1
Колонки
2
Занятие № 1
Тема « Понятие о здоровье и здоровой личности, здоровом образе жизни и его составляющих».
Цель: Раскрыть понятие здоровье, здоровая личность ( физическое, психическое и социальное здоровье) . Раскрыть понятие ЗОЖ, жизненных ресурсах человека, о причинах сокращения жизни человека.
Оборудование: презентация « Курс Анатомия здоровья». Материалы игры
« Крестики- Нолики», видеофрагмент ЗОЖ.
Ход занятия.
1. Изучение нового материала.
1) Понятие здоровье, ЗОЖ. ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.
2) Основные составляющие ЗОЖ:
- Умеренное и сбалансированное питание.
- Режим дня.
- Двигательная активность.
- Закаливание.
- Личная гигиена.
- Грамотное экологическое поведение.
- Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
- Сексуальное воспитание.
- Отказ от вредных привычек.
3) Человек и его право на здоровье.
4) Значение здорового образа жизни.
5) Мир профессий связанных со здоровьем человека.
2. Закрепление.
1) Составить схему с анализом основных составляющих ЗОЖ.
2) Просмотр видеофрагмента о здоровом образе жизни с последующим анализом.
Занятие № 2-6
Тема «Возрастные нормы здоровья».
Цель: Раскрыть понятие о возрастных нормах здоровья( для мальчиков и девочек), научить определять нормы здоровья с помощью контрольно- измерительных материалов.
Оборудование: таблицы, медицинские приборы.
Ход занятий.
1. Изучение нового материала.
Выявление способов проверки состояния здоровья ( самоконтроль, медосмотры и др.) Понятие о возрастных нормах здоровья ( определение возрастных норм физического развития по таблицам Л.В.Великановой 1988г «Средние возрастные показатели физического развития мальчиков и мужчин ; девочек и женщин».; определение крепости телосложения школьников в соответствии с индексом Пинье; весовые показатели школьников по индексу Брока-Бругша и индексу Кетле; оценка уровня индивидуального здоровья по К.П. Бутейко; оценка состояния здоровья по ногтевым пластинам; оценка работы сердечнососудистой системы по тестам Руфье; определение типа работоспособности с помощью биоритмологической классификации)
-Проведение измерений, вычислений;
-Запись полученных данных в дневник самонаблюдений;
2. Закрепление.
-Самоанализ и анализ полученных результатов.
Занятие № 7
Тема «Окружающая среда и здоровье человека»
Цель: Формирование у учащихся представлений о влиянии загрязнения
окружающей среды на здоровье человека. Вирусные инфекции, пути их проникновения в организм (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес).
Оборудование: Видеофрагмент о загрязнении окружающей среды,
Фотографии, презентации.
Ход занятия.
Изучение нового материала.
Окружающая среда: природная, антропогенная, социальная, производственная.
Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека.
Влияние на организм загрязнения гидросферы.
Радиация и здоровье.
- степень радиационной опасности (экспозиционная доза, поглощённая доза, эквивалентная доза)
- патологические последствия от величины получения дозы (лучевая болезнь, лейкозы, местное облучение).
2. Закрепление.
1) просмотр видеофрагмент о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье с последующим анализом.
2) разработать правила охраны окружающей среды.
Занятие № 8.
Тема « Правда и мифы о курении и алкоголе».
Цель: Формирование у учащихся негативного отношения к курению. Ознакомить учащихся с понятиями алкоголь, алкоголизм и его влиянием на организм человека.
Оборудование: тест «Твоё здоровье и курение» тест « Легко ли бросить курить», таблица «Органы – мишени поражения табачным дымом». Схема «Влияние алкоголя на органы человека», тест «Твоё здоровье и алкоголь».
Ход занятия.
Изучение нового материала
История табакокурения сообщение учащихся.
Курение и здоровье. Действие табачного дыма на организм человека – сообщение учащихся.
Дискуссия по вопросам:
- Почему подросток начинает курить?
(любопытство, пример друзей и взрослых, желание выглядеть взрослым, от нечего делать, за компанию, чтобы успокоиться, влияние телевидения).
-Чем опасно курение? Какие возникают проблемы.
( проблемы с родителями, где взять деньги на сигареты, говорить неправду).
Понятие «алкоголь». История появления алкоголя.
(первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году)
Влияние алкоголя на организм человека – реферат (см. приложение 2)
Мифы об алкоголе.
(работа по группам: 1 группа приводит доводы о пользе алкоголя, 2 группа доказывает ложность этих доводов). (см. приложение №3)
Алкоголизм общественное зло. : (Алкоголизм ведет к деградации личности, слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тысяч школьников. Мировая статистика утверждает, что 50% слабоумных детей рождаются от пьющих родителей. Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих).
Закрепление
Тест «Твоё здоровье и алкоголь». (см. приложение №4) Тест «Твоё здоровье и курение» (см. приложение №1).
Занятие № 9
Тема «Наркотики, зависимость и последствия».
Цель: Сформировать представление о наркомании как факторе, разрушающем здоровье.
Оборудование: тест «Твоё здоровье и наркотики», реферат, антиреклама.
Ход занятия
1.Изучение нового материала
Историческая справка о наркотиках.
Статистические данные. ( - средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 – у девочек; - 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет; за 10 лет - - число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка); - к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек; - 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы; 1 - наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек).
Влияние наркотиков на организм человека.
4) Классификация наркотиков. (см. приложение № 5)
- седативные яды
- галлюциногенные средства
- вещества, легко получаемые путем химического синтеза
- яды сна
5) Уголовная ответственность. (см. приложение № 6)
2. Закрепление
1) Антиреклама о наркомании – творческое задание.
2) Тест «Твоё здоровье и наркотики».
3) Придумать 10 убедительных отказов человеку, предлагающему тебе наркотики.
Занятие № 10.
Тема « Что такое компьютерная зависимость».
Цель: Раскрыть влияние компьютера на здоровье человека.
Оборудование: реферат, памятка по работе с компьютером.
Ход занятия
Изучение нового материала.
Компьютер «за» и «против» - дискуссия.
(Работа в группах, 1 группа за положительные стороны компьютера, 2 группа – за отрицательные).
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
- Сидячее положение в течение длительного времени;
- Воздействие электромагнитного излучения монитора;
- Утомление глаз, нагрузка на зрение;
- Перегрузка суставов кистей;
- Стресс при потере информации
3) Влияние компьютера на здоровье человека – реферат.
4) Рекомендации центра электромагнитной безопасности. (см. приложение № 9)
2. Закрепление
Тест «Кто хозяин положения- компьютер или вы?»
Занятие № 11-12
Тема «Правильно ли мы питаемся?».
Цель: Показать учащимся последствия неправильного питания.
Оборудование: сообщения, плакаты, таблицы.
Ход занятия
Изучение нового материала
1) Главный источник болезней – неправильное питание.
2) Заболевания, вызванные неправильным питанием – сообщения учащихся
- Сахарный диабет
- Аллергия
- Инфаркт
- Желчнокаменная болезнь
- Гипертоническая болезнь
- Болезнь суставов
- Ишемическая болезнь сердца
2.Провести практические работы «Изучение и анализ продуктовых этикеток», «Составление рационального меню школьников»,
3.Закрепление:
Составить схему заболеваний на основе неправильного питания и дать ей анализ.
Занятие № « 13»
Тема «Витамины круглый год».
Цель: Раскрыть роль витаминов для здоровья человека.
Оборудование: Таблица «Витамины», презентация, сообщения.
Ход занятия
Изучение нового материала
Многообразие и значение витаминов – сообщение учащихся
- Витамин А
- Витамин В
- Витамин С
- Витамин Д
- Витамин Е
2) Правила сохранения витаминов в продуктах.
Исследовательская работа по теме « Определение витамина С в некоторых продуктах».
Цель: Познакомить учащихся с содержанием витамина С в некоторых продуктах.
Задачи: 1. Выявить содержание витамина С в овощах и фруктах.
2.Доказать, что витамина С нет в продуктах подверженных термической
обработке.
3. Развитие умения сравнивать, анализировать и делать выводы. Оборудование: спиртовка, пробирки, спиртовой раствор йода, крахмальный
клейстер, сок лимона, яблочный сок, капустный рассол.
Ход работы: 1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая. 2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. 3.Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало. 4.Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком. 5.Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком. 6.Сделайте вывод: Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах. – Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке. Количество витаминов уменьшается со временем.
Содержание витамина С в некоторых продуктах
Пищевой продукт
Содержание витамина, мг/100 г
Пищевой продукт
Содержание витамина, мг/100 г
Шиповник
2100
Клюква
100
Облепиха
500
Капуста
70
Черная смородина
300
Картофель
30
Перец красный
250
Помидоры
25
Хрен
200
2. Закрепление
Тест на обеспеченность своего организма витамином С. (см. приложение № 13
Занятие № 14
Тема «Режим дня и биологические ритмы, их влияние на здоровье».
Цель: Раскрыть значение режима дня для здоровья. Показать влияние биоритмов на здоровье человека.
Оборудование: таблицы с примерным режимом дня для учащихся 1 и 2 смены. видеофильм «Живые часы»
Ход занятия
Изучение нового материала
Режим дня – это правильно организация сна, питания, учёбы, отдыха.
Великие учёные о значении режима дня. 3) К чему ведёт несоблюдение режима дня:
1. сказывается на здоровье
2. развитию хронического переутомления
3. слабое физическое развитие
4. повышенная утомляемость
5. вялость
6. недисциплинированность 4)Соблюдении режима дня ведёт к выработке условных рефлексов на время:
- пребывание на свежем воздухе
- время приёма пищи (в желудке вырабатывается желудочный сок)
- подъём
- отход ко сну
1) Понятие «биологические ритмы» это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
Суточные биоритмы (см. приложение № 15)
График суточных биоритмов
Изучение нового материала
Недельные биоритмы
График недельных биоритмов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Закрепление
Просмотр видеофрагмента «Живые часы»
Составить свой биоцикл, пользуясь указанной схемой.
- от дня рождения на 23-й день – физический подъем сил,
- на 28-й день – эмоциональный,
- на 33-й день – интеллектуальный.
Занятие № 15
Тема « Закаливание организма»
Цель: Раскрыть влияние закаливания на здоровье человека.
Оборудование: видеофрагмент «Закаливание», таблицы, плакаты по закаливанию организма.
Ход занятия
Изучение нового материала
Закаливание как средство повышения защитных свойств организма.
История закаливания. (см. приложение № 10)
Принципы закаливания:
-Систематичность использования закаливающих процедур.
-Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.
-Последовательность в проведении закаливающих процедур.
-Учет индивидуальных особенностей человека.
-Комплексность воздействия природных факторов.
основные методы закаливания:
*Закаливание воздухом.
*Закаливание солнцем.
*Закаливание водой.
Закрепление
Просмотр видеофрагмента «Закаливание» с последующим анализом.
Занятие № 16
Тема. «Индивидуальная программа здоровья.»
Цель: Научиться правильно оценивать свое здоровье; составлять индивидуальную программу здоровья, портфолио здоровья.
Ход занятия
2.Анализ собранного материала:
Проанализировать всю информацию о своем здоровье ,собранную в ходе занятий.
Выявить имеющиеся со здоровьем проблемы.
Наметить план устранения проблем.
3.Составление программы:
Разработать индивидуальную программу здоровья.
Наметить сроки реализации этапов программы.
Оформление работы.
Занятие № 17
Тема. Итоговое занятие
Ход занятия
Представление презентаций по ЗОЖ
Обсуждение презентаций.
Итоговое тестирование.
Приложение
Приложение № 1 (к занятию №3)
ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУРЕНИЕ
К каждому из приведенных ниже вопросов предлагается на выбор ответы.
Отметь ответы, которые ты считаешь правильными.
1.Курение - это распространенная вредная привычка по вдыханию дыма горящих папирос, сигарет, сигар:
А- да
Б –нет
2.Курение влияет на твое здоровье:
А –отрицательно
Б- положительно
В- не оказывает никакого воздействия
3.Курением ты можешь причинить вред:
А- только себе
Б- себе и окружающим
В- никому
4.Никотин:
А- ухудшает память и внимание
Б –повышает работоспособность
В- оба ответа верны
5.Для мужчин и женщин курение:
А- позволяет уменьшить проблемы в сексуальной жизни
Б- позволяет снизить риск импотенции и бесплодия
В- может стать причиной сексуальных проблем
6.Способы отказа от курения:
А- существуют
Б- неизвестны
7.Чтобыбросить курить в первую очередь необходимо:
А- обратиться к врачу
Б- осознать вред от курения
В- воспользоваться аутогенной тренировкой
8.Третья стадия курения характеризуется:
А- стремлением получить удовлетворение и снять неприятные субъективные ощущения (раздражительность, нарушение сна)
Б – расстройством сна, проявлением симптомов заболеваний, связанных с курением
( бронхит)
В- стойкой табачной зависимостью , интенсивным курением, часто в ночное время
9. в табачном дыме присутствуют компоненты:
А- токсические вещества и органоспецифические канцерогены
Б – канцерогенные вещества
В- все ответы верны
10.Преимущества некурящих людей:
А- сохранение собственного здоровья и здоровья всей семьи
Б- сохранение работоспособности
В- привлекательная внешность
Г-все ответы верны
Ответы: 1 А, 2 А, 3 Б, 4 А, 5 В, 6 А, 7 Б, 8 В, 9 В, 10 Г
Приложение № 2 (к занятию № 4)
Воздействие алкоголя на организм человека.
Мы знаем, что у человека есть жизненно важные органы: сердце, лёгкие, желудок, печень, почки, органы чувств – каждый выполняет свою работу, но алкоголь может нарушить слаженность этой работы.
Физиологи выяснили следующее: алкоголь остаётся в организме надолго. Более двух недель длится его вредное действие на организм. Даже после одного приёма небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15суток.
Проникнув в организм, он спешит в «цех» нервной системы. К нервной системе относится головной мозг и нервы: одни, по которым бегут сигналы от наших органов чувств к мозгу, и другие, по которым возвращаются приказы мозга к мышцам, внутренним органам.
Мозг управляет нашим поведением, настроением. Когда алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования.
Алкоголь не только замедляет реакцию, но и отрицательно воздействует на способности: человек, что называется, «тупеет». Употребление детьми небольших доз алкоголя ухудшает их память: они не могут выучить даже небольшое стихотворение, а 13-14 летние не в состоянии своими словами рассказать прочитанное, в самых простых арифметических действиях делают грубейшие ошибки.
Алкоголь поражает не только нервную систему. Попав в организм, он направляется и к другим жизненно важным органам – сердцу, лёгким, нарушая их нормальную деятельность. Наше сердце работает, не останавливаясь ни на минуту, на протяжении всей жизни: оно перекачивает кровь, заставляя её доходить до самых отдалённых уголков нашего организма. Мы можем почувствовать его работу, найдя у себя пульс. Сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислорода, а алкоголь препятствует ему, поэтому сердце может остановиться, и наступит смерть.
Другим важным органом, работе которого мешает алкоголь, являются лёгкие. Они тоже работают всю жизнь, не останавливаясь. Лёгкие отдают во внешнюю среду отработанный, бедный кислородом воздух и забирают свежий, богатый кислородом. Алкоголь повреждает ткань лёгких, делая её уязвимой для микробов, которые вызывают лёгочные заболевания.
Алкоголь отрицательно влияет и на кровь. В крови содержаться красные и белые кровяные тельца. Алкоголь воздействует на эти элементы крови, снижая их возможности: белые кровяные тельца не могут бороться с микробами, а красные – разносить кислород. Нарушается работа всего организма.
Но наш организм начинает бороться с алкоголем, стремится обезвредить и вывести его. Печень обезвреживает алкоголь за 1 час – 1 грамм алкоголя. Некоторые клетки печени при этом гибнут. А с большим количеством алкоголя печень справиться не в состоянии, и тогда наступает смерть.
Мифы об алкоголе.
1 группа: Представьте себе, мужчина заболел гриппом. Друзья ему советуют Что? (Что алкоголь лечит простуду).
2 группа: Алкоголь не оказывает обезвреживающего действия на микробы, а тормозит защитные силы организма, препятствуя уничтожению этих микробов. В крови есть лейкоциты, которые растворяют их. Но, если в крови алкоголь, процесс замедляется или вовсе не происходит. Поэтому мнение, что алкоголь лечит простуду – заблуждение.
1: Многие люди считают, что алкогольные напитки улучшают аппетит.
2: Использование вина в этих целях ведёт к извращению деятельности желудка и кишечника. Состав выделенного под действием алкоголя желудочно