Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности Уроки для души
СЛАЙД 1 «Уроки для души»
Тема занятия: Могу ли я назвать себя добрым?
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать вас сегодня! Надеюсь, у всех хорошее настроение. А сейчас давайте поздороваемся. Кого я назову, делают знак рукой – вот так.
- Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте те, кто любит конфеты!
- Здравствуйте те, кто сегодня проснулся в хорошем настроении
- Здравствуйте те, кто любит улыбаться!!
Молодцы! А сейчас поздоровайтесь друг с другом. Представьте, что вы находитесь на площади большого города и под удары колокола нужно поздороваться так, как я скажу.
( Дети встают в кружок по парам, лицом друг к другу. )
- Поздоровайтесь за руку! (колокол – переходим)
- Поздоровайтесь носиками! (колокол – переходим)
- Поздоровайтесь локотками! (колокол – переходим)
- Поздоровайтесь коленочками! (колокол – переходим)
Молодцы! Садимся!
ВСТУПЛЕНИЕ: (звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд»)
Учитель: Вы, ребята, наверняка узнали героя всем вам известного мультфильма про кота Леопольда.
- какое качество было главным у него? (доброта)
Сообщение темы занятия.
СЛАЙД 2 А сейчас посмотрите на экран и прочитайте предложение.
(Если добрый ты….) Что значат три точки в конце? (нужно продолжить)
Продолжите предложение. (ответы детей) - Кого можно назвать добрым?
-Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
- Добрый человек любит природу и бережёт её.
- Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.
Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня? Какова тема нашего урока?
( будем говорить о доброте)
Основная часть занятия
Что значит доброта? (ответы детей)
СЛАЙД 3 - А в умной книге «толковый словарь русского языка» С.Ожегова так объясняется слово доброта - Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, желание помочь, сочувствие, сопереживание......)
Русский язык наполнен словами, которым даёт начало слово добро.
- А в каких словах спряталось добро? Давайте их вспомним. НА ДОСКЕ
Прочитайте слова на слайде. (добро, доброта, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный).
На доске
ДОБРО та
ый
душный
сердечный
желательный
совестный
соседство
- Чем похожи эти слова? (общая часть - добр). Они родные.
СЛАЙД 4
- А легко ли быть добрым? (ответы детей)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста…Доброта приносит людям радостьИ взамен не требует награды…
(Если человек стремится помочь другому, просто потому, что человек нуждается в помощи, если доброта – это его внутреннее, душевное качество, тогда быть добрым легко.
А если человек эгоист, думает только о себе, тогда добрым быть трудно.)
- Как понимаете слова: “не зависит доброта от роста”?.
(Даже малыш может совершить добрый поступок. И не всегда взрослые поступают порядочно.)
А слова: “не требует взамен награды”?
(Нужно совершать поступки от чистого сердца, не ждать ничего взамен.)
- А где живёт доброта у человека? ( в сердце) (продумать связь с концом занятия)
СЛАЙД 5
Учитель: Сегодня мы будем учить своё сердце добру, но учиться этому нужно всю жизнь. Сегодня каждый из нас попробует ответить на вопрос
«Могу ли Я назвать себя добрым?»
СЛАЙД 6 Первый шаг к доброте – это доброе слово. Назовите как можно добрых, вежливых слов.
Всегда ли мы бываем вежливы? (ответы детей). Будем стараться.
СЛАЙД 7 Работа с пословицами. Добро всегда ценилось у русского народа, это отразилось и в пословицах. Какие вы знаете пословицы и поговорки о доброте? (дети по группам соединяют разрезанные пословицы и объясняют их смысл)
1 группа
На добрый привет – добрый ответ.
2 группа.
Жизнь дана на добрые дела.
3 группа
Доброе слово лечит, а злое калечит.
4 группа
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Будем применять народную мудрость в своей жизни. Это приведёт нас к доброте.
А однажды, ребята, я увидела рисунок вот такого человечка. Можно ли его назвать добрым? (СЛАЙДЫ 8 – 15)
СЛАЙД 16 Музыкальная динамическая пауза. Динамическая пауза.
5.«В гостях у книжки».
Сказка о доброй ежихе (обсуждение сказки, дать название)
- А ещё, ребята, доброта живёт в добрых книгах. Послушайте сказку.
Добрая Ежиха.
Жила-была в лесу Ежиха-портниха. Ни минутки у нее свободной не было: то зайцы просили шубки новые на зиму сшить; то у белки ушки замерзли, и она решила шапочкой обзавестись. Даже цветам, кустам и деревьям Ежиха помогала. Обдерет кто-нибудь кору, оборвет листья, — плачут деревья и кусты, зовут Ежиху. Она пришьет кору и листья на место, и все прирастает моментально. Видно, иголки и нитки у Ежихи были волшебные. Дело в том, что иголки она у себя брала, а нитки ей паучки лесные ткали.
В один день заказов у Ежихи было так много, что она с ног сбилась. Уже стемнело, когда Ежиха поспешила в овраг, где ее олениха с олененком ждали. Охотник стрелял в них, да промахнулся, но нуля задела бок олененка и порвала его красивую шкурку. Мама олениха очень волновалась за сыночка и, увидев Ежиху, проговорила:
Уходи отсюда, неизвестный зверь, здесь мой сыночек лежит, у него шкурка порвана. Мы Ежиху ждем.
Ты что, олениха, я — Ежиха, и спешу к тебе, — удивленно ответила Ежиха.
Ой, извини, обозналась я. Да это немудрено, я привыкла к ежам с иголками, а у тебя одна иголка посреди спины торчит с мотком паутины на ней.
Тут поняла Ежиха, что все свои иголки истратила, но переживать некогда было. Олененок лежал, закрыв глаза. Ежиха выдернула последнюю иголку, вдела в нее паутинку, и через минуту шкурка олененка была аккуратно зашита. Мама олениха облизала рану теплым языком, и олененок открыл глаза.
Мама, — сказал он, — у меня больше не болит бок.
А потом уставился на Ежиху:
Мама, это кто: хомяк или суслик?
Олениха сердито шикнула на него:
Это Ежиха. Она тебе шкурку зашила. Вместо того, чтобы глупости спрашивать, лучше спасибо ей скажи.
Мама, я же не знал, что Ежихи голые бывают, я думал — они в иголках.
Дальше Ежиха не слушала. Грустная, она выбралась из оврага, спряталась под высокой елью и тихо заплакала. Красавица ель покачала пушистыми ветвями:
Тебя кто-то обидел, Ежиха?
Нет, я сама себя обидела. Все иголки истратила на шитье и превратилась в голого зверя. А ты, ель, как догадалась, что я — Ежиха?
У нас, деревьев, особое чутье, поэтому я тебя никогда ни с кем не спутаю. А горю твоему помочь нетрудно — не только у тебя одной иголки растут, — ласково добавила ель и сильно встряхнула всеми своими ветвями.
Ежиха ощутила покалывание и потрогала себя лапкой. Густые ёлкины иголки облепили ее со всех сторон, и Ежиха стала лучше, чем прежде. Она поблагодарила ель и радостно побежала домой ужинать.
Зайчонок, попавшийся ей навстречу, восхищенно воскликнул:
Ой, Ежиха, какая у тебя красивая шубка стала: зеленая и пушистая!
А шили новые иголки даже лучше прежних.
Вопросы к сказке
Какой была ежиха?
Как ты думаешь, кому еще ежиха помогла в лесу?
Как можно назвать рассказ?
Впечатления от сказки. Чему учит сказка?
- А какие ещё поступки можно назвать добрыми? Вспомните, а какие добрые дела вы сделали за эту неделю? Считаете ли вы себя добрым человеком?
4.Карта добрых дел (по группам) – дерево, ромашка, солнышко (ручеёк)
Каждая группа получает карту добрых дел и заполняет её.
1 группа – солнце и лучики (записывают на лучиках добрые дела и наклеивают.
2 группа – ромашка и лепестки
3 группа – дерево и листочки.
4 группа – ручеёк и камушки
Затем вывешивают свои листочки на доску, зачитывают добрые дела.
Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.
Заключительная часть занятия (СЛАЙД 19)
Рефлексия
Ребята, как же мы ответим на вопрос:
Могу ли я назвать себя добрым? (ответы детей)
- Представьте себе ваше доброе сердце. Рассмотрите его… В вашем сердечке живёт доброта. Вспомните, какие добрые слова вы говорили, какие добрые поступки совершали… ваше сердце доброе…слова добрые …поступки добрые…А сейчас мысленно скажите фразу: «Я – добрый!»… Добрая сила наливается в ваши руки, добрая сила наливается в ваши ноги и спина наполняется доброй, хорошей силой…
Вы, наверное, поняли, ребята, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня вас благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.
Ритуал прощания
На прощанье по-доброму улыбнёмся друг другу и скажем своему соседу: «Мне было приятно с тобой общаться!»
(СЛАЙД 20) Песенка фунтика Доброта
Рекомендации для детей и родителей.
Нарисовать доброго героя из сказки или сочинить сказку на новый лад, чтобы злой герой стал добрым.
Дополнительный материал
1. Просмотр мультфильма «Добрые слова ». Беседа по содержанию (про добрые слова)
- Как звали героев мультфильма? (Коксик, Зубок, Юля)
- О чём мечтал Коксик? (Лежать на диване и есть сметану)
- Что предложил сделать Зубок? (Идти на улицу и делать добрые дела)
- Почему Коксик не согласился?(Ему было лень)
- А вы пошли бы делать добрые дела для людей? Почему?(ответы детей)
- Почему Юля сказала, что утро, пожалуй, не доброе? (лучшие друзья отвернулись друг от друга)
- Из-за чего поссорились друзья?
- Какое доброе дело сделала Юля? Как ей это удалось?(помирила друзей, сказала, что здесь побывала злая старуха инфекция, которая заразила друзей. Но от этой инфекции есть лекарство. Если волшебное яблоко отдать тому, с кем поссорился, то случится чудо)
- Какое случилось чудо? (друзья помирились)
- Действительно ли яблоко было волшебным?
- Почему Юля назвала слова Зубка волшебными? (он попросил прощения, помирился)
«Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Работа в парах.
- Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и скажите, какими должны быть настоящие добрые друзья? Какие правила они должны соблюдать? Запишите по 2 правила. (Не ссориться. Не обзываться. Делать добро, помогать друг другу.)
- Подведём итог, что значит быть добрым другом? (Добрый друг всегда думает о товарище)
2.Учитель:
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках «Добро всегда побеждает зло».
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из « Цветика-семицветика» Катаева)
5. Эта девочка была награждена феей за свою доброту и трудолюбие поездкой на бал и встречей с принцем. (Золушка)
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Татошка)
3. Физкультминутка. Упражнение «Загляни в себя. Я – добрый!»
Учитель показывает детям зеркало и предлагает объяснить его предназначение.
- Верно, мы применяем зеркала для того, чтобы посмотреть на свою внешность. Как вы думаете. Можно ли с помощью зеркала посмотреть, что у человека в тайнах его души, в сердце?
- А хотите заглянуть в себя и отыскать в себе доброту? Тогда садитесь удобно и слушайте. (звучит музыка)
- Сядьте удобнее, закройте глаза…Устройтесь так, чтобы каждая частичка вашего тела была расслаблена. Сделайте глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот.
- Представьте себе ваше доброе сердце. Рассмотрите его… В вашем сердечке живёт доброта. Вспомните, какие добрые слова вы говорили, какие добрые поступки совершали… ваше сердце доброе…слова добрые …поступки добрые…А сейчас мысленно скажите фразу: «Я – добрый!»… Добрая сила наливается в ваши руки, добрая сила наливается в ваши ноги и спина наполняется доброй, хорошей силой… Мысленно пытянулись, подняли руки вверх… Откройте глаза…
4.- Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этой ситуации:
Задание
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они, маленькие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
-Мы во всем, во всем одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
Да, ты стала хуже...
Вопросы и задания
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Вывод: Бывают люди, которым не даются науки, бывают не очень ловкие и сообразительные, у каждого человека - свои достоинства. Кому-то прекрасно даётся учёба. У какого-то отлично получается любая ручная работа. А кто-то мудр своей добротой.
5. Символическое рисование (доброты, доброго облака)???
6.Мультфильм «Обида»????? (притча)
7.Игра «Сердце доброты» (передать сердце по кругу друг другу и сказать добрые слова)
1 группа – Сделать человека добрым
2 группа - Пословицы
3 группа – До
та ый
душный
сердечный
совестный
соседство
желательный
Д О Б Р О
На добрый привет – добрый ответ.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое слово калечит.
Жизнь дана на добрые дела.
КАРТА ДОБРЫХ ДЕЛ
грубый
грубый грубый КАРТА ДОБРЫХ ДЕЛ
грубый
грубый