Структурная карта. Знаки в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
1. Синтаксический разбор предложения( знаки препинания не расставлены).
Море будто шепчет что-то посылая волну за волной и этот монотонный шепот успокаивает.
2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Между простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения
Ставятся знаки препинания перед всеми повторяющимися и неповторяющимися сочинительными союзами
Не ставятся знаки препинания перед неповторяющимися союзами и, да (и), или, либо
запятая
точка с запятой
Если части не распространены или не имеют внутри знаков препинания.
Например: Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера. (Тютч.)
Если части распространены или имеют внутри знаки препинания.
Например: В большое старое окно виден сад, дальше кусты цветущей сирени, сонной и вялой от холода; и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть её. (Ч.)
1. При наличии общего второстепенного члена, вводного слова, словосочетания или придаточного предложения.
Например: В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Ч.) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.)
Когда части построены как назывные или вопросительные предложения.
Например: Вот солнечный блеск и Сена. (Бун.)
Тире между частями сложного предложения ставится в том случае, если вторая часть имеет значение результативности, быстрой смены действий. Пример: Сучок хрустнул – и девочка от неожиданности вздрогнула.
3.Расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Начертить схемы предложений.
1.И поля молчат и село уснуло и все кругом заглохло.
2.После грома воздух стал чище и легче дышат люди.
3.Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле.
4.В эту минуту дверь отворилась и вошел довольно высокий человек.
5.Раздался звонок и ребята с шумом выбежали из класса.
6.Это кто такие и что им надобно?
7.Прогулка в лес и катание на лодках.
8.Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой.
9.Мальчики сидели за столом и склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я им не мешал.
4.Найдите среди предложений одно лишнее (запятые не поставлены), докажите, что это так.1) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
2) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
3) Скромно вошла зима в березовую рощу улеглась и сразу все вокруг заискрилось и побелело.
5. Составьте предложения по схеме.
[– =], и [безл.].
2. Вставьте общий второстепенный член предложения.
–.–.–.– [ – = ] и [ = ].
6. Составьте схему предложения.
Скоро из земли по корням поступят первые капли сока лопнут почки и деревья выбросят первую листву.
7. Домашняя работа: 1) таблица по постановке знаков препинания – наизусть; 2) упражнение