Статья по теме Особенности преподавания математики в условиях введения ФГОС


Фадеева Людмила Александровна
учитель математики
МБОУ «Куженерская основная
общеобразовательная школа»
Особенности преподавания математики в условиях введения ФГОС
В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя меняется самое главное – подход к обучению. Учитель выступает в роли куратора, тьютера. Он должен научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, научиться использовать технологии активных методов обучения, ИКТ, все то, что поможет создать условия для того, чтобы научить детей учиться. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения. Деятельность учеников должна стать интереснее и разнообразнее.
Что же изменилось? Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше на уроке старались выполнить то, что запланировано учителем, то теперь нужно организовать деятельность детей так, чтобы сам ученик вывел новое знание, запланировав собственную цель. Форма урока - преимущественно групповая или индивидуальная. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир при проведении уроков на самооценку обучающегося, формирование его адекватной самооценки. Нужно учитывать динамику результатов обучения детей относительно самих себя, оценивать промежуточные результаты обучения. И многое, многое другое.
Думаю, что в профессиональной деятельности учителя, в связи с реализацией ФГОС, очень изменился объем документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, а на творческую деятельность учителя времени уже не хватает. Это безусловно минус.
Поделюсь своим опытом в проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
1. На каждом уроке я стремлюсь к тому, чтобы тема была озвучена не мной, а учениками, например с помощью ключевых слов, решения кодированных заданий, подготовительной устной работы.
2. Одно из требований современного урока - урок должен быть проблемным. Наиболее характерной для моих уроков математики является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация «с затруднением» возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание: невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний; невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания; невыполнимое, но сходное с предыдущими. В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: «В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет? Сколько есть мнений?» Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: «Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?» Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Вот несколько примеров создания разных проблемных ситуаций и диалогического выхода из них на уроках математики.
6 класс математика Тема: «Сложение рациональных чисел»
Обучающимся предлагается ряд примеров на сложение, среди которых есть примеры с отрицательными числами. Ученики, испытывая затруднения, пытаются решать самостоятельно. Учитель в процессе обсуждения побуждает учеников к осознанию проблемы.
Учитель: - Вы смогли выполнить все задания? Ученик: -нет
Учитель: – Почему не все примеры решаемы? (побуждение к осознанию противоречия ) Ученик: Слагаемые в некоторых примерах отрицательные ( осознание противоречия)
Учитель: – Чему сегодня будем учиться? (формулирование проблемы)
Ученик: -Складывать отрицательные числа ( учебная проблема как тема урока)
7 класс геометрия Тема: «Сумма углов треугольника»
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): постройте треугольник с углами 100°,120°, 60°. Побуждающий диалог:
Учитель:- Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия)
Ученик:- Нет не получается! (осознание затруднения)
Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы)
Ученик:- Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающая с темой урока)
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы:
- Начертите треугольник
- Измерьте его углы транспортиром
- Найдите сумму углов
- Какие результаты у вас получились?
- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
- Что можно предположить о сумме углов треугольника?
- Сверим вывод с учебником.
Таким образом, технология проблемного обучения позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса.
3. При обучении использую следующие формулировки заданий: сравните, проанализируйте, создайте схему, продолжите, обобщите и сделайте выводы, выберите оптимальный способ решения, исследуйте, оцените, придумайте задание для соседа по парте. Учу их самостоятельно делать выбор, каким способом решить задачу
4. Оценивание провожу, как сама, так и предлагаю им провести взаимопроверку и самопроверку.
5. На каждом уроке стараюсь проводить текущую рефлексию
Опыт работы в условиях введения ФГОС показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
- недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе;
- не хватает современных УМК, включающих учебные пособия нового поколения, которые бы отвечали всем требованиям стандарта;
-нет общих подходов к оцениванию результатов обучающихся;
- также до сих пор не решено, как изменится итоговая аттестация в связи с внедрением ФГОС. Экзамены в формате ЕГЭ и ГИА не проверяют все результаты обучения учеников ( предметные, метапредметные и личностные) по новым стандартам.
Самый большой плюс нового стандарта – это обучение детей самостоятельной добыче знаний. Если мы сможем добиться этого, то станут явными слова А.А.Гина : «Идеальная дидактика – это её отсутствие. Ученик сам стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет, он будет читать при свечах».
Умение учиться самостоятельно пригодится не только в период обучения, но и обеспечит новому поколению в будущем уверенность в том, что при любых условиях человек будет востребован, он сможет овладеть любыми знаниями, сможет всегда приспособиться к быстро меняющемуся миру.