Особенности преподавания математики в условиях введения ФГОС
Панченко Людмила Алексеевна
учитель математики
МКОУ «Каменская СОШ №2»
Особенности преподавания математики в условиях введения ФГОС
Сегодня в региональной системе образования происходят существенные
изменения, связанные с поэтапным переходом её на новые ФГОС ООО. Прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.
Качественное образование невозможно без создания новой образовательной среды, без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе индивидуальных достижений учащихся.
Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Целью обучения математике является наряду с изучением собственно математики развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школьного образования. Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития: – формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
– развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
– развитие интереса к математике и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
– развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
– овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание математического образования основной школы формируется на основе Фундаментального ядра школьного математического образования. Оно представлено в виде следующих содержательных разделов: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим включены два дополнительных блока: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.
Переход на новые образовательные стандарты основного общего образования должен включать в себя изучение и анализ основных нормативных документов, и подготовку материально-технической базы изучения предмета, в частности, выбор и приобретение УМК, соответствующих ФГОС нового поколения.
При разработке рабочей программы учитель математики должен руководствоваться статьей 9 «Образовательные программы» и статьей 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании».
Особенности организации обучения математике в соответствии с ФГОС. Очевидно, что новые требования к результатам образовательной деятельности требуют определенных изменений в содержании и организации процесса обучения.
Основание сравнения
Инновационные изменения в обучении
ФГОС I поколения
ФГОС II поколения
Цель обучения
Преподнесение (передача) учителем обучающимся готовых знаний
Выработка определенных решений в ходе активного (совместного) обсуждения проблем
Содержание
обучения
Освоение отдельных учебных предметов
Полидисциплинарное (межпредметное) изучение сложных (жизненных) ситуаций
Роль участников образовательного процесса
Руководящая роль учителя в организации обучения
Сотрудничество учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями
Целостность процесса обучения
Отсутствие целостности организации учебной деятельности учащегося в урочное и внеурочное время, в рамках различных предметов
Целенаправленная организация учебной деятельности учащегося в школе в урочное и внеурочное время
Вариативность обучения
Жестко установленные методы,
технологии и содержание обучения
Активное участие учителя и обучающихся в выборе содержания (в рамках образовательных стандартов), методов и технологий обучения
Основная формула результата образования
«Знаю, что»
«Знаю, как»
Доминирующий компонент процесса
Контроль
Практика и самостоятельная деятельность
Характер контроля
Статистические методы оценки учебных достижений
Комплексная отметка учебных
достижений
Оптимизация образовательного процесса в школе состоит в грамотном сочетании традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения и современных педагогических технологий, образовательных ресурсов и требований к планируемым результатам.
Обучение искусству решать задачи предоставляет учителю математики возможность формирования у учащихся определенного склада ума, развития интереса к закономерностям, проведения наблюдений за красотой и гармонией человеческой мысли. Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой построения и проверки гипотез, учит формулировать и сравнивать различные факты, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Помимо всего прочего она вырабатывает еще и привычку к методичной работе, без которой немыслим ни один творческий процесс.
Проектирование УУД в календарно-тематическом планировании представляется принципиально новым элементом деятельности учителя. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Универсальное учебное действие для всех предметов –моделирование, которое включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, перенос, кодирование, декодирование. УУД вполне может выступать в качестве предмета обучения; выделяться в тематическом планировании каждого раздела учебной дисциплины и уточняться поурочно в календарно-тематическом планировании. В общем случае УУД должно являться инструментом или способом достижения цели и задач каждого урока. При этом учителю необходимо владеть видами и содержанием каждого из УУД и знать связи между ними.
Действия учителя при планировании учебного занятия:
1. Выбор УУД в соответствии с целью урока, содержанием учебного материала, технологиями обучения, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся.
2. Выделение времени для формирования и/или развития УУД в границах учебного занятия или урока.
3. Определение приемов, методов, способов и форм организации деятельности учащихся для формирования и/или развития УУД.
4. Проектирование содержание деятельности учащихся для формирования и/или развития формирования и/или развития УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения.
Еще одной существенной задачей для учителя становится определение ресурсов своего предмета в формировании и совершенствовании УУД: в каких учебных темах, какими средствами формировать те или иные УУД. Следует отметить, что предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений», «овладению основами логического и алгоритмического мышления.
Изменился подход к изучению программ. Знания, полученные ребенком, не должны быть «мертвым грузом». Ученик должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Если, говорить о математике, то ученик будет получать знания, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. Поэтому в современных условиях в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
15