Конспект урока по геометрии 7 класс по теме Признаки равенства треугольников
План – конспект урока по геометрии в 7 классе
Шодикулова Надежда Юрьевна
МБОУ СОШ №18 Г. Твери, учитель математики
Геометрия
7 класс
Тема урока. Решение задач на применение признаков равенства треугольников
Учебник. Геометрия. Учебник для 7-9-х классов общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцеви др.
Урок 24. . Решение задач на применение признаков равенства треугольников Цели: актуализация пройденного материала и активизация его. Продолжить формировать навык решения задач на применение признаков равенства треугольников.
Обучающая:
обобщить ранее изученный материал;
автоматизировать умение поиска трёх условий, необходимых для доказательства равенства треугольников;
выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по теме;
отработка навыков решения геометрических задач;
закрепление знаний дидактической единицы учебного материала;
совершенствовать умения и навыки устной речи.
Развивающая: развивать интерес учащихся к изучению геометрии;
продолжить работу над развитием мыслительных операций: сравнения, анализа, классификации, умения делать выводы;
развивать устную речь;
тренировать геометрическую зоркость;
формировать логику рассуждений;
развивать внимание.
Воспитательная:
создание условий для организации фронтальной, парной, коллективной работы обучающихся.
Укреплять учебную мотивацию через коррекцию знаний детей, развитие познавательного интереса.
Все формы организации деятельности обучающихся направлены на развитие качеств продуктивного мышления, на развитие творческих способностей обучающихся.
Формировать такие качества личности, как настойчивость в преодолении трудностей, активность, самостоятельность в выборе решения.
Воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относиться друг к другу;
Воспитывать умения высказывать свою точку зрения, проводить рассуждения, доказательства при выполнении заданий.
Планируемые результаты. Универсальные учебные действия.
Личностные. Самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, личностная саморефлексия, мотивация к познанию, обучению.
Регулятивные.Умения организовывать свою деятельность, увидеть проблему, соотносить результат своей деятельности с целью, оценивать его.
Познавательные. Умения результативно мыслить, извлекать информацию, добывать новые умения, анализировать, обобщать, сравнивать для получения необходимого результата.
Коммуникативные. Умения общаться, доносить свою позицию до других.
Основной дидактический метод: продуктивный.
Методы, приёмы:
наглядно-иллюстративный, коммуникативный.
Метод проблемной ситуации.
Метод подводящего диалога.
Поисковый.
Наглядный.
5.Дифференцированный подход
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, группах; эвристическая беседа
Используемые технологии: информационно - коммуникативная, элементы проблемного обучения.
Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютер, документ- камера, раздаточный материал, карточки со смайликами.
Структура и ход урока
№п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Время в минутах
1
Организационный момент
1)приветствие;
2)готовность учащихся к уроку.
3)внимание учащихся обращено на листы рефлексии, лежащих на партах .(Приложение.1)
отсутствующие на уроке (сообщают дежурные).
Личностные:нравственно- этические
1
2
Вступление
Тема урока.
Целеполагание
Учитель сообщает слова Конфуция о путях познаниях. «Конфуций однажды сказал, что есть три пути познать мудрость: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый»
А вы какой выбираете?
Далее учитель побуждает определить тему урока и основную цель урока
Вывод: учащиеся смогли определить тему и цель урока.
Дети знакомятся с высказыванием мудреца, делают выбор: какой они путь к знаниям.
На экране интерактивной доски- слайд №1-иллюстрации к признакам равенства треугольников, на доске чертежи к другим задачам.
2
3
Контроль выполнения домашнего задания
Учитель направляет ребят на активную работу в парах. Обращает внимание на объективность оценки выполненной работы дома на основе ответов товарища.
Документ- камера иллюстрирует образец решения.
Работа в парах. Предложено изучить образец решения задач – иллюстрация учителем с использованием документ- камеры. Далее -поменяться тетрадями, задать вопросы по содержанию выполненных заданий( какие теоретические положения использованы в №172), объяснить способ построения задачи №180.
После обсуждений учащиеся ставят соседу оценку за выполнение д.з. в лист рефлексии.
Коммуникативные:
строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Обратная связь:
(линия взаимодействия)
6
4
4.1
Устное решение задач по готовым чертежам
Побуждает в ходе выполнения заданий сделать выводы о том, сколько пар равных элементов необходимо и достаточно выявить для определения равенства треугольников. Повторяются формулировки признаков равенства треугольников. (Слайд№1,2,3)
Подводя итог данного этапа, учитель спрашивает:
Кто сформулирует тему урока, определит цель его?
Учитель предлагает одному учащемуся ответить на вопросы с использованием теста Интернэта: testedu.ru
Дети активно решают задачи на изученные признаки, отвечают на вопросы учителя, тренируют геометрическую зоркость; формируется логика рассуждений; развивается математическая речь. Предлагают свои варианты доказательств
Индивидуальное задание
Проверка –фронтально. Интерактивная доска
6
4
Закрепление.
Самостоятельная работа.
Фронтальная- обсуждение решений.
Учитель направляет ребят на закрепление навыка применения признаков равенства треугольников в ходе самостоятельного решения задачи. Предложены две задачи на выбор: слайд №4 или задача на доске по готовому чертежу:
Дано: АВ=ВС
АF- биссектриса 13 EMBED Equation.3 1415
СД -биссектриса 13 EMBED Equation.3 1415
Доказать: 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
Во фронтальной работе с классом учитель задаёт вопросы на понимание: без какого важного условия задачу не решить. Какие другие способы решения есть?
Вывод: «Вы решили с опорой на теорию выбранную вами задачу. Немаловажно то, что вы можете объективно оценить свои знания, разодраться в более сложной задаче, прослушав решение одноклассников».
Обучающиеся под руководством учителя анализируют условие задачи, делают выбор, какую решить задачу.
Все работают самостоятельно в тетрадях.
Проверка решения проводится с использованием документ-камеры.
Учащимся предложено оценить себя в оценочном листе за грамотность решения и оформления задачи. За верно выполненную задачу со слайда №4- оценка «4», за задачу с доски- «5».
Познавательные. Умения результативно мыслить, извлекать информацию, добывать новые умения, анализировать, обобщать, сравнивать для получения необходимого результата.
8
5
Работа над закреплением задач на построение.
Учитель побуждает детей к повторению построений угла, равного данному -для 1 варианта, биссектрисы угла- для 2-го варианта
Работа в группах
Учитель контролирует работу групп, индивидуальное задание двух учащихся, работающих у доски.
Самостоятельно по вариантам проводят построение, описывают доказательство.
Из числа ребят класса выбраны 6 учащихся, к которым поочередно, по мере выполнения подходят учащиеся, сидящие на одной из шести колонок. Консультанты проверяют построение, доказательство, выставляют оценку в оценочный лист.
Двое учащихся строят на доске с помощью циркуля 1-ый-середину отрезка, 2-й перпендикулярные прямые, проходящую через точку, лежащую на прямой. Освободившиеся ребята проверяют правильность построения на доске.
8
6
Решение задачи творческого характера
Деятельность учителя направлена на организацию поиска решения задачи на построение реконструктивного характера:№181. «Построить окружность данного радиуса, проходящую через две данные точки» Организуется самостоятельная работа в четвёрках репродуктивного уровня по поиску решения задачи.
Используется функция шторки на интерактивной доске: учитель условия задач и решения размещает на экране. Открывает в начале работы над задачей только условие. Позже побуждает к рефлексии, к анализу решения, к вопросам, появившимся в ходе выполнения задания
Класс отвечает на вопросы учителя, способствующие поиску решения задачи №181.
Проверяют собственное решение по решению, представленному на интерактивной доске.
Оценивают себя по пятибалльной шкале- в листе рефлексии
7
61
Контроль усвоения самостоятельная .
Работа с книгой
Учитель предлагает изучить задачу№153на построение прямой, перпендикулярной данной, проходящей через точку, не лежащую на данной прямой.
Группе ребят из 3-х учащихся ( называемой «Творцы») предлагается построить равнобедренный треугольник.
Учитель задаёт вопросы на понимание по решению №153. Учитель тем самым работает над развитием у обучающихся умения сравнивать, делать выводы и других мыслительных операций. Проверка проводится в фронтальной форме.
Один учащийся от группы «Творцов» расскажет гипотезу: как с помощью циркуля и линейки построить равнобедренный треугольник.
Учитель побуждает детей дать качественную оценку сформированности умения решать задачи на построение.
Самостоятельно изучают решение задачи по учебнику. Пробуют построение провести в тетради
Фронтально отвечают на вопросы по построению рассматриваемой самостоятельно задачи.
Иллюстрируя свои предложения по построению равнобедренного треугольника с использованием циркуля и линейки
Просмотр видео- ролика из Интернэта: «Геометрия 7-9 классы. 15. Построение перпендикулярной прям» https://youtube.com/user/MathTutor777?feature=hovercard
4
7
Итог урока
Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
Через построение графика подведите итог проделанной работы на уроке: на оси абсцисс отметьте внимание, активность, понимание, самостоятельность, на оси ординат- оценка от1 до5. Постойте ломаную.
Стоят график –отображение внимательности, активности, понимания, самостоятельности на уроке(прямоугольная система координат)
2
11
Домашнее задание
Дифференцированно: На оценку «4»:№153 научиться строить, повторно изучив решение.
На «5»- построить равносторонний треугольник и провести в нем высоту с помощью циркуля и линейки
На «3»- повторить 4 задачи на построение, признаки равенства треугольников.
Объявляет оценки учащимся, работающим у доски, через документ камеру.
Слайд №5.Спасибо за урок.
Цитирует : «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». (А. Маркушевич)
Записывают в дневники домашнее задание
Оценочные листы с построенными графиками сдаются учителю
1
Итого
45
Перечень ЭОР, используемых на данном уроке
№ п/п
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
900igr.net
Иллюстрация
Слайд
http//900igr.net/prezentacii-po- mathematice/html.
nsportal.ru
Иллюстрация
Слайд
http//nsportal.ru/ prezentacii/matematika/dejstvija-s-drobjami.html
youtube.com
видео
Видеоролик
https://youtube.com/user/MathTutor777?feature=hovercard
testedu.ru
Онлан-тест
Тест
http://testedu.ru/test/matematika/7-klass/?page=5
http://files.school-collection.edu.ru
Иллюстрация
Flash-анимация со звуком
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a72d-0dac-11dc-8314-
0800200c9a66/index.htm
Приложение 1
Лист рефлексии, оценочный
ФИ
д/з
Этапы урока
Самостоят. задача
Задача на построение
№181
*
Слайд № 1. Сформулируйте задание
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд №2,3. Устная работа
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд №4. Для самостоятельного решения.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд №5 Спасибо за урок
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Root Entry