Эффективность применения современных образовательных технологий в начальной школе

Эффективность применения современных образовательных технологий в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №16»
Полищук Татьяна Васильевна


«Обучать  значит вдвойне учиться»
Жозеф Жубер
(1754  1824, французский писатель)

В Концепции модернизации образования «модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя современные образовательные технологии.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированную технологию, при которой в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, а педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Приведу пример данных технологий:
1. Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
2. Игровые технологии на уроках. Игра это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы;
- введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля учебного материала (игры, игровые элементы) - игры «со словами», «Дополни слово», «Анаграммы», «Соедини половинки слов» и др.
3. Использую информационно-коммуникационные технологии на уроках. Эффективность их применения более подробно описана в статье 3.2. «Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках в начальной школе».
Большинство уроков провожу с использованием мультимедийных компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Разработала серии презентаций для уроков «основ здоровья» (2011-2012гг.), «ступеньки к информатике» (2013-2014 уч.г.), окружающего мира (2014-2015уч.г.). Провела открытые уроки с использованием презентаций:
- «основы здоровья»:
1. «Здоровье и питание», 3 класс;
2. «Дорожные знаки», 4 класс;
3. «Ребёнок дома. Бытовые опасности», 1 класс;
- «ступеньки к информатике»:
1. «Изучаем клавиатуру. Разные группы клавишей клавиатуры и их назначение», 2 класс;
- окружающий мир:
1. «Домашние опасности», 2 класс.
4. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
5. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Это позволяет дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
6. Здоровьесберегающие технологии применяются мной на всех этапах урока, поскольку предусматриваю чёткое чередование видов деятельности. Обязательно на каждом уроке провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, танцевально-ритмические паузы (под музыку), точечный массаж и самомассаж, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
7. Педагогика сотрудничества её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Алгоритм проектирования
личностно-ориентированного урока в начальной школе:
Формулировка цели урока.
Анализ психолого-педагогической характеристики класса, включающей в себя данные о каждом учащемся.
Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий.
Конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа.
Разбивка урока на этапы, подчинённые единой цели, и конкретизация этой цели на каждом этапе.
Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.
Выбор способа презентации нового материала.
Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.
Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока.
Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.
Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование субъектного опыта ученика.
Проектирование форм рефлексии проведённого урока.

Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока
№п/п
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий
Методы и приёмы урока

1.
Организационный (настрой на урок).
Игровые технологии.
Создание игровой ситуации.



Здоровьесберегающая технология.
Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга).

2.
Актуализация опорных знаний.
Игровые технологии.
Создание игровой ситуации.



Педагогика сотрудничества.
Совместная деятельность.

3.
Сообщение темы и целей урока.
Проблемное обучение.
Создание проблемной ситуации.



Педагогика сотрудничества.
Работа в парах, группах.



Информационно-коммуникативные технологии.
Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской).

4.
Работа по теме урока.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках, четвёрках).



Гуманно-личностная технология.
Создание ситуации успеха.




Личностно - ориентированное обучение.




Исследовательская работа в группах, парах.



Информационно-коммуникативные технологии.
Знакомство с новым материалом на ПК.




Разноуровневые задания на ПК.



Развивающее обучение.
Задания на развитие общеинтеллектуальные умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.



Игровые технологии.
Игровая ситуация.



Проблемное обучение.
Создание проблемной ситуации.

5.
Физкультминутка.

Здоровьесберегающие
технологии.
Гимнастика для тела, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию.

6.
Индивидуальная (самостоятельная) работа.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Разноуровневые задания.




Информационно-коммуникативные технологии.
Тестирование на ПК.




Разноуровневые задания на ПК.


7.
Подведение итогов урока.
Педагогика сотрудничества.
Коллективный вывод.




Подведение итогов в паре (сравнение).



Гуманно-личностная технология.
Создание ситуации успеха.


8.
Рефлексия.
Гуманно-личностная технология.
Создание ситуации успеха.




Здоровьесберегающие технологии.
Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга).


Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Стабильно высокое качество знаний по предмету «основы здоровья» (100%), которые я преподавала с 2009 по 2014 годы, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе.
- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
В этом учебном году в связи с интеграцией в систему российского образования, предстоит решать много задач. Считаю, что использование данных технологий поможет успешно реализовывать задачи ФГОС.




15