Образовательная программа Юный краевед

МБОУ «Невидимковская ООШ»



Образовательная программа кружка «Юный краевед»




Возрастной состав: 12- 15 лет
Продолжительность образовательного
процесса: 1 год
Автор программы:
учитель истории Низамова Н.Б












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование , истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым, краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов (12-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.
В программе кружка рассматриваются объекты краеведческой деятельности:
– Изучение родословной;
– Изучение истории посёлка Невидимки.
– Топонимика населенного пункта, географических объектов.
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью школьного.
Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города.
Задачи:
Обучающие
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
в) восстановить прерванную связь времени;
г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
Развивающие:
а) развивать мыслительные процессы;
б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение
Воспитательные:
а) воспитывать утраченную любовь к родной земле.
б) возродить духовные ценности великого русского народа,
Предполагаемые результаты:
приобретение учащимися знаний об истории, культуре посёлка Невидимки, топонимики.
овладение школьниками навыками изучения истории родного края
использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).
овладение разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
организация учебного процесса и свое рабочего места
выполнение первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического дерева)
составление вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.
Содержание программы

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  посёлка.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.
. В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родной земли. Исходя из задач программы разработаны следующие направления деятельности кружка :
Направления работы:
Познавательное
Краеведческое
 
  Познавательная часть программы (формы работы)
беседы, написание рефератов, презентации;
практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа);
познавательные историко-краеведческие игры;
викторины;
конкурсы рисунков, плакатов.
 Краеведческая часть программы (формы работы)
изучение краеведческой литературы;
сбор краеведческого материала;
встречи с жителями посёлка.
Содержание программы


70-летие Великой Победы.


№ п/п
Тема
Содержание занятия. Форма проведения
Кол-во
часов
Дата занятия

1
Техника безопасности на занятиях.
Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?
2


2
Встреча с детьми войны.
Опросить жителей о войне
2


3
Чтобы помнили
Отбор материала для уроков мужества.
2


4
День Победы наших прадедов
Интервью у жителей посёлка.
2


5
Ветераны и труженики тыла.
Встречи с ветеранами.
2


6
Музей каски.
Посещение краеведческого музея в городе Лысьве.
2


7
Герои войны - жители посёлка Невидимки.
Беседа об участниках Великой Отечественной войны.
2


8
И вечный там горит огонь
Экскурсия по Аллее Славы
2


9
Конкурс исследовательских работ «Герой в моей семье»
Работа по изучению семейной истории
2


11
«Они отстояли победу»
Оформление стенда о Дне Победы
2


14
Фотовыставка «Старая Невидимка»
Оформление альбома фотографий с видами посёлка в прошлом.
2







№ п/п
Тема
Содержание занятия. Форма проведения
Кол-во
часов
Дата занятия


«Моя родословная»



1
Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.
Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?
2


2
Генеалогия как наука
Беседа о науке генеалогии
2


3
Имя твое
Что означает твое имя. Работа со словарями. Подготовка мультимедиа-презентации о своем имени.
3


4
Фамилия – флаг семьи
Что означает твоя фамилия. Работа со словарями.
2


5
Моя семья. Семейные традиции.
Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.
2


6
Семейные гербы
Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России
2


7
Летопись семьи
Составление генеалогического древа семьи.
2


8
Конкурс работ «История моей семьи – история моего народа»
Работа по изучению биографии своих предков.


2



«Малая родина – мой посёлок»



9
Моя школа – мой дом.
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.
2


10
Учителя нашей школы
Сбор материала об учителях школы
3


11
Учителя-ветераны
Сбор материала об учителях-ветеранах
3


13
Мой двор, моя улица.
Беседа. Составление небольших рассказов о своей улице.
2


14
Улицы Невидимки.
Сбор материала о названиях улиц посёлка.
2


15
Конкурс “картографов”
Составление карты посёлка.
2


16
Мой город на карте страны
Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
2


17
История посёлка в судьбах его жителей.
Сбор материала об известных людях посёлка.
2


18
«Топонимика посёлка»



19
Река Татарка.
Изучение названия реки. Работа с краеведческой литературой
2


20
Источники. Родники.
Работа с краеведческой литературой
1


21
Народные умельцы.
Сбор материала.
2


22
Фотовыставка “Видимая Невидимка!”
Сбор фотографий с видами Невидимки.
2














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415