Дополнительная образовательная программа Изостудия Радуга
Пояснительная записка
Рабочая программа «Изостудия «Радуга»» разработана
на основе авторской программы Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под редакцией Неменского Б.М.) и нормативно- правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785)
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности обучающегося с педагогом и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Программа «Изостудия «Радуга» соответствует образовательной области «Искусство» и отражает один из основных видов художественного творчества людей. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают детям познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Особое место в развитии и воспитании детей занимает Художественная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Занятия детским творчеством с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Воспитание и обучение в изостудии «Радуга» осуществляется «естественным путём», в процессе творческой работы.
Настоящая программа «Изостудия «Радуга» разработана для обеспечения развития творческих способностей обучающихся, для сплочения детского коллектива.
Представленная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа изостудии «Радуга» предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Актуальность программы
Студия изобразительного творчества находится в постоянном развитии, поиске. В нашем микрорайоне, отдаленном от города, это важно и необходимо, так как большинство детей не имеют возможности выезжать в город в художественные школы.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами, формированием высокого интеллекта духовности через мастерство.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
7.воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи в рамках внеурочной деятельности: формирование гуманистического мировоззрения у детей, расширения кругозора, воспитание коммуникабельных, разносторонне развитых членов общества, ценителей прекрасного.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на погружение обучающихся в коллективные творческие дела. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы МОУ «СОШ № 11» по пяти направлениям. Курс « Изостудия Радуга» позволит создать условия широкого использования творческих возможностей учащихся в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Данная программа предлагается для детей в возрасте от 7 до 14 лет и рассчитана на две возрастные группы, в каждой группе ребенок может заниматься в течение двух лет.
В группы принимаются все желающие заниматься. Программа предполагает переход ребенка в следующую более старшую группу, если его способности соответствуют уровню старшей группы. При желании новый ребенок может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если его знания, умения и навыки соответствуют знаниям и умениям данной группы. Разновозрастные группы позволяют осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей, старшие, более опытные обучающиеся, привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.
Период обучения по программе
Программа охватывает 2 года обучения.
Распределение часов по годам обучения и на неделе следующее:
Этап начального образования
Этап развития и совершенствования
Всего
1-й год обучения
2-й год обучения
144 часа
144 часа
288 часов
В неделю 4 часа
В неделю 4 часа
Личностные результаты освоения курса:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства ,пластики, художественного конструирования;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности, пластики, художественного конструирования;;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства, пластики, художественного конструирования в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства, пластики, художественного конструирования;;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изостудия «Волшебная кисть» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на занятиях.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
Образовательный процесс на занятиях имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается выполнение индивидуальные творческие задания дома по желанию обучающихся с последующей презентацией их в классе.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Формы работы - сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Выполняя коллективное творческое дело, обучающиеся приобретают опыт работы с проектами. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Отчет о работе проходит в форме выставок, конкурсов.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
Система оценивания:
Высокий уровень: всегда активен в деятельности, присутствует устойчивый интерес, обладает уверенностью в собственной позиции, отличается гибкостью мышления, прослеживается самостоятельность в решениях поставленных задач, обладает эстетическим вкусом, богатым воображением, позитивным устремлением в ходе творческого процесса.
Средний уровень (достаточный): испытывает потребность в деятельности, присутствует интерес, имеет собственную позицию, но не всегда может ее отстоять, наблюдается гибкость мышления, богатое воображение, знает, как организовать себя, но не всегда умеет это сделать; доработка идей производится с помощью сверстников или педагога; развито эстетическое воспитание; необходима педагогическая поддержка.
Низкий уровень (допустимый): активная деятельность проявляется слабо, частичный интерес в зависимости от сложившейся ситуации, неуверенность в собственной позиции, стандартное мышление, отсутствие навыков самостоятельного решения проблем, поставленных задач; недостаточное развитие эстетического вкуса; позитивные устремления не сформированы или сформированы слабо.
Организация деятельности творческого объединения
Занятия проводятся в группах 2 раза в неделю, по 45 мин. Группа 15 человек. Программа рассчитана на весь учебный год. Во время каникул дети выполняют индивидуальные творческие задания по выбранной теме, обработку информации. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя , в связи с освоением учащимися пройденных тем. Индивидуальные творческие задания ( по ряду тем ) по желанию обучающихся могут выполняться дома, тогда в группе предусмотрена презентация выполненных работ.
Учебно-тематический план
№
Перечень разделов
Количество часов
1-й год обучения
2-й год обучения
Всего
теория
практ
всего
теория
практ
всего
1.
Введение. Техника безопасности
4
-
4
4
-
4
8
2.
Изобразительная деятельность
8
88
96
4
60
64
128
3.
Лепка
4
16
20
4
32
36
72
4.
Декоративно-прикладная работа
4
14
18
4
32
36
72
5.
Знакомство с произведениями искусства
6
-
6
4
-
4
10
6.
Контроль знаний
7.
Экскурсии
Всего
26
118
144
16
128
144
288
Содержание программы
1-й год обучения.
1.Введение. Техника безопасности. (теория – 4 часа)
Беседа о том, чем дети будут заниматься в кружке. Что необходимо для этого иметь.
Техника безопасности на занятиях изостудии. Правила поведения во время занятий в ЦДОД. Правила дорожного движения. Составление схемы движения из дома до школы и обратно, определение наиболее опасных участков дороги и мер предосторожности.
2.Изобразительная деятельность. (теория – 8 часа, практика –88 часов)
Рисунок
Рисование с натуры и по памяти. Ознакомление детей с изобразительными материалами – карандашом, цветными мелками, фломастером, пастелью, акварелью, тушью, пером, сангиной, цветной бумагой. Их особенности. Техника работы ими.
Первое знакомство с практическим пониманием композиции рисунка – горизонтальное или вертикальное расположение листа, примерное расположение изображения на плоскости листа бумаги.
Простейшие правила организации процесса рисования: расположение на столе художественных материалов и инструментов, как держать карандаш и т.п.
Начальное овладение умением анализировать и передавать основные отношения пропорций (высота, ширина, длина), величины изображаемых объектов.
Развитие умения правильно компоновать изображения отдельных объектов и изображения объектов в тематическом рисунке, в иллюстрации.
Рисование с натуры и по памяти отдельных объектов – детских игрушек, овощей, фруктов, цветов, листьев деревьев, животных, птиц.
Рисунки, наброски и зарисовки с натуры, по памяти и по представлению осенней, весенней и летней природы, животных.
Упражнения в выполнении от руки (без использования линейки) горизонтальных, вертикальных, наклонных, круговых линий на одинаковом расстоянии друг от друга (в связи с изображением детских игрушек – машин. Воздушных шаров и т.п.)
Рисование на темы. Выполнение рисунков: «Мое любимое животное», «Мы собираем грибы», «Мой любимый герой из мультфильма». «Какие фрукты я люблю», «Природа осенью», «Зимняя сказка на улице», «Весенний день».
Живопись.
Живопись с натуры, по памяти и по представлению простых по очертанию и цветовой окраске предметов, расположенных фронтально. Выполнение в цвете набросков с натуры с передачей общего цвета натуры. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания: живописные изображения (включая и наброски) листьев разных пород деревьев и кустарников, голых веточек, шишек, овощей и фруктов, бабочек, стрекоз на цветном фоне, детских и елочных игрушек, предметов быта, глиняных дымковских, филимоновских игрушек.
Живопись на темы: передача в рисунке впечатлений детей о некоторых явлениях действительности, природе, бытовых сюжетах. Формирование умения компоновкой и цветом выделять главных персонажей и объекты тематических композиций.
Выполнение рисунков на темы: «На просторах родного края», «Прогулка в парке», «Алый закат», «В дремучем лесу», «Мы собираем грибы», «Портрет моих родителей», «Зимние сугробы», «В сказочном лесу», «Одуванчики в поле», «Земляничная поляна», «Вечерний закат над городом».
Композиция.
Основные задачи обучения и развития. Формирование умения передавать в процессе выполнения изобразительных, конструктивных и декоративных работ смысловые связи между изображаемыми объектами, выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, прием загораживания как средства передачи пространства, добиваться выразительности образов, элементарное изображение в рисунке пространства. Ритм как средство выразительности.
Тематические задания.
Тематические композиции. «Праздничная улица», «Поле маков», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Ребенок и солнечный зайчик», «Веселые игры», «Весеннее настроение», «Зимнее окно», «Чаепитие», «Катание с гор», «Краски разбежались», «Ветер», «Луна, горы и вездеход», «Пришельцы из космоса».
Иллюстрирование русских народных сказок6 «Снегурочка», «Сорока – белобока», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и волк»; произведений К.Чуковского «Муха – цокотуха», С Михалкова «Три поросенка2, В.Сутеева «Под грибом», С Маршака «Кошкин дом», ХК.Андерсена «Дюймовочка», Д.Родари «Приключения Чиполлино», сказок коми народа.
Иллюстрация загадок, потешек, небылиц, песенок русского и коми народа.
Конструктивные композиции: выполнение книжки-раскладушки «Забавные звери», «Сказочные деревья2, «Волшебные цветы2 (конструирование из бумаги)
3.Лепка (теория – 4 часа, практика – 16 часов)
Материалы для лепки.
Лепка героев сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Лепка по мотивам простейших дымковских игрушек. Знакомство с творчеством народных мастеров, Рассматривание дымковских игрушек, передача характерной обобщенной формы птицы.
Лепка по памяти: «Веселый снеговик». Передача общего объема и пропорций. Лепка и украшение декоративной посуды для кукол. Связь простейшего геометрического узора с формой.
Лепка композиций: «Девочка с кошкой», «Волшебный горшочек», «Птица». «Снегурочка», «Лисичка-сестричка».
4.Декоративно-прикладная работа. (теория 4 часа, практика-14 часов)
Сведения о декоративно-тематической композиции. Ее основные принципы (плоскосность, подчиненность законам симметрии, органическая связь с формой украшаемости предмета).
Знакомство с Городецкой росписью мочесников, прялок;
с лаковой миниатюрой (Палех, Мстера, Холуй, Федоскино).
Декоративные композиции: выполнение росписи в полосе, в круге, квадрате из форм растительного мира (ягоды, листья, цветы) и геометрических форм (на основе народных орнаментов северных и южных регионов России), орнамент Республики Коми. Самостоятельная декоративно-сюжетная композиция «Волшебный цветок», «Сказочная птица», «Праздник», «Весна», «Волшебный сон» и др.
Аппликация: «Танец снежинок», «Веселая мозаика».
Конструктивные композиции: «Вавилонская башня»(из производственных отходов – проволока, пуговицы, ткань и др.), «Бабочки и стрекозы», «Птицы».
5.Знакомство с произведениями искусства. (теория - 6 часа)
Беседы об изобразительном искусстве.
Знакомство с рисунками пейзажей И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева;
С рисунками животных В.А.Серова, В.А.Ватагина и др.
Беседы о рисунке как основе любого произведения изобразительного искусства, о различных сюжетах в рисунках.
Беседы об особенностях изображения пейзажа и животных графическими средствами на основе анализа рисунков пейзажей А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, В.Д.Поленова, К.Ф.Юона;
Рисунков животных Леонардо да Винчи, Рембрандта, В.А. Серова, В.А.Ватагина и др.
Ознакомление с произведениями живописи выдающихся отечественных художников (в том числе и современных) – И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев, В.А.Серов, В.Д.Поленов, А.А.Пластов и др.
Беседы о живописи как об одном из видов изобразительного искусства.
Ознакомление с отдельными произведениями живописи русских художников и художников Республики Коми.
6.Контроль знаний и умений.
Выставки. (каждое полугодие)
Конкурсы – школьные, тематические, городские, республиканские по плану года.
7.Экскурсии.
По плану, разработанному на год)
Всего: 144 часа: ( теория – 26 часов, практика – 118 часов)
Содержание программы
2-й год обучения.
1.Введение. Техника безопасности (теория – 4 часа)
Беседа о том, чем дети будут заниматься в кружке. Что необходимо для этого иметь.
Техника безопасности на занятиях изостудии. Правила поведения во время занятий в ЦДОД. Правила дорожного движения. Составление схемы движения из дома до школы и обратно, определение наиболее опасных участков дороги и мер предосторожности.
2.Изобразительная деятельность. (теория – 4 часа, практика – 60 часов)
Рисунок
Рисование с натуры, по памяти и представлению. Дальнейшее овладение художественными материалами.
Ознакомление с конструктивно-геометрическим строением предметов, с простейшими основами линейной и воздушной перспективы, светотени (с последующей передачей их в рисунках), развитие этих умений, развитие умения передавать объемную форму предметов, перспективное сокращение, распределение светотени на их поверхности.
Обучение объемной штриховке (штриховка «по форме»), умения передавать штриховкой объем изображаемых предметов.
Формирование умения рисовать с натуры животных, фигуру человека.
Формирование умения изображать предметы в группе (натюрморт), пользоваться различными художественными материалами.
Рисование с натуры и по памяти (включая наброски) отдельных объектов (ваз, чайников, гипсовых ваз, настольных ламп, книг, столярных инструментов, овощей, фруктов, цветов, животных, птиц, фигуры человека.
Рисование с натуры натюрмортов, составленных из 2-3 предметов быта, гипсовых ваз, овощей, фруктов на фоне цветной, ровно окрашенной драпировки.
Упражнения в выполнении от руки горизонтальных, вертикальных, наклонных, волнообразных линий, кругов на одинаковом расстоянии друг от друга ( в связи с изображением конкретных объектов с натуры).
Рисунки, наброски и зарисовки с натуры и по памяти осенней и весенней природы, архитектурных сооружений, животных.
Рисование на темы: «Мы путешественники», «Наш хор», «На другой планете», «Мой любимый город», «Прогулка в космосе», «В зоопарке», «В тайге», «Поселок в горах», «На морских просторах» и др.
Живопись
Живопись с натуры, по памяти и представлению.
Рисование цветом с натуры как отдельных предметов, так и группы их двух-трех предметов (простейший натюрморт) простой формы и цвета (фрукты, овощи), расположенных фронтально, с учетом загораживания одного предмета другим. Выполнение в цвете набросков с натуры, по памяти и по представлению (фигура человека, животные домашние и дикие, птицы, рыбы, листья, цветы, насекомые, игрушки, предметы быта). Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов. Передача в рисунке пространственного изменения видимого цвета, ослабление цвета предметов на дальнем плане (натюрморт, пейзаж), использование приемов «перехода цвета в цвет» (гуашь, акварель, пастель), и «вливание цвета в цвет» (акварель)
Рисование с натуры (этюды и длительные работы) отдельных предметов на фоне спокойных по цвету драпировок, простейших натюрмортов из предметов, чистых и ясных по цвету, букетов из осенних, весенних цветов.
Этюды осенней и весенней природы с натуры, по памяти и по представлению с предварительным наблюдением под руководством руководителя.
Живопись на темы: «Праздник в городе», «Моя любимая улица», «Золото осенней природы», «Город будущего», «Я в сказочном царстве», «Весенние ручьи», «Герои из басен Крылова», «Приключения Иванушки-дурачка», «Огни рождественской елки», «Сказочное утро», «Зимний вечер в деревне» и др.
Композиция.
Основные задачи обучения и развития. Обучение умению видеть главное и второстепенное в композиции, их соотношение,
умению выделять интересное наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать главное в композиции размером, расположением, цветом, а также использовать силуэт и тоновый контраст как средства художественной выразительности в рисунке, развитие творческого воображения.
Овладение основами художественного изображения: использование ритма как средства художественной выразительности;
умение передавать выразительные возможности высокого и низкого горизонта в композиции, использовать цветной контраст для выделения главного;
находить общее цветовое решение (колорит) в композиции;
знакомство с симметричной и асимметричной композиции;
обучение способам передачи движения в композиции, пространства в композиции.
Творческие задания.
Тематические композиции: «Лесные тропинки», «Старик лапти плетет», «Песни нашей Родины», «Детская железная дорога», «Портрет дерева», «Заход солнца на море», «Летний пейзаж», «Пожар», «Веселый ритм», «Танец», «Прыжок», «Полет», «Бесконечная дорога», «Песня света».
Иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «По-щучьему веленью», «Чудодейное колечко», «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкина, сказок Ш.Перро «Кот в сапогах» и «Мальчик-с-пальчик», К.Чуковского «Мойдодыра, «Путаница», «Айболит» и др.
Иллюстрирование библейских сюжетов «Сотворение мира», «Ноев ковчег», «Всемирный потоп» и др., создание иллюстраций на темы книги В.Смирновой «Герои Эллады».
Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок, прибауток, песен русского и коми народа и народов мира.
Лепка. (теория 4 часа, практика – 32 часов)
Лепка по памяти любимых животных. Передача общего строения и формы животного. Создание макета «В зоопарке».
Лепка одного из предметов быта на основе народного декоративно-прикладного творчества.
Лепка плоских силуэтов с прорезями на темы: «Кошка с котятами, «Чудо-звери», «Поющие дети» и др.
Лепка композиций: «Динозавры», «Девушка-кошка», «Фигура человека в движении» и др.
4.Декоративно-прикладная работа. (теория 4 часа, практика - 32 часов)
Выполнение плоскостной композиции на листе картона «Птицы на ветке» (сухие листья, веточки, ягоды).
Роспись декоративного подноса по народным мотивам. Знакомство с искусством жостовской росписи и простейшим приемам ее выполнения.
Знакомство с художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан, Городец) – по фарфору (Гжель), с русской глиняной игрушкой;
Выполнение росписи в полосе, в круге, квадрате, прямоугольнике из форм растительного и геометрических форм на основе народных орнаментов;
Выполнение самостоятельных декоративно-яюжетных композиций «Сказочное дерево», «Волшебный садик», «Праздник цветов», «Березовый ситец», «Следы невиданных зверей» и др.
Изучение основных отличительных элементов геометрического орнамента каргопольской, филимоновской и дымковской игрушек;
Роспись игрушек, вылепленных из глины;
Выполнение росписи эскиза или готового изделия матрешек (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан).
Аппликация: использование аппликации в выполнении декоративных композиций.
Конструктивные композиции: конструкции из разных материалов на темы: «Египетские пирамиды», «Карусель», «Повозки», «Машины времени» и др.
5.Знакомство с произведениями искусств. (теория – 4 часа)
Беседы об изобразительном искусстве:
Беседы об особенностях изображения предметов быта на основе анализа рисунка И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.Н.Крамского, В.А.Серова, Ф.А.Васильева, М.А.Врубеля, В.Д.Поленова, А.А.Пластова.
Беседы о разнообразии творческих манер художников на примере анализа рисунков животных Леонардо да Винчи, Рембрандта, Делакруа, В.И.Сурикова, В.А.Серова, В.А.Ватагина, А.А.Лаптева.
Беседы об особенностях изображения архитектуры (интерьера, экстерьера) на основе анализа рисунков, набросков, зарисовок и законченных произведений Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Рубенса, Энгра, Делакруа, В.Г.Перова, В.А.Серова, И.И.Шишкина, М.А. Врубеля, В.Д.Поленова, И.И Левитана, Г.К.Савицкого, В.А.Ватагина и др.
Роль рисунка в скульптуре и архитектуре.
Беседы о приемах и технологиях живописи в творчестве выдающегося русских и зарубежных художников.
Беседы о жанрах живописи.
Беседы о творчестве выдающихся русских живописцев: Ф.Я.Алексеев, С.Ф.Щедрин, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, К.Ф.Юон и др.
6.Контроль знаний и умений.
Выставки. (каждое полугодие)
Конкурсы – школьные, тематические, городские, республиканские по плану года.
7.Экскурсии.
По плану, разработанному на год)
Всего: 144 часа: ( теория – 16 часов, практика – 128 часов)
Прогнозируемые результаты .
Должны знать: ,
название основных и составных цветов;
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, шликер, обжиг, роспись, лепка, керамика;
изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приемы оформления;
названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
пользоваться материалами;
лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки;
применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности.
Срез творческих и эстетических знаний и умений
учебной группы творческого объединения «Изостудия»
Фамилия, имя обучаемого
Оценка
Организация рабочего места
Основы цветоведения
Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр.
Владение разнообразными видами линий
Подбор красок в соответствии с настроением, замыслом рисунка
Овладение основными навыками работы с различными материалами: акварелью, гуашью
Основы композиции, использование всей площади листа, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу
Моделирование художественно-выразительных форм из глины, пластилина
Использование приспособлений для лепки из глины, стеков, штампиков. Понятия: обжиг, роспись, шликер, рельеф, объем
Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок в декоративной живописи
Система оценок: «3» 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий)
Работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
определение задачи;
ее обсуждение;
воплощение в материале;
анализ работы.
Так выполняются рельефные композиции и поздравления, посвященные праздничным датам, сувениры для друзей и родных, различные маски.
При работе по методу проекта особенно важно обеспечение мотивации, настрой на тему - заранее, как бы невзначай. Чтобы идея шла как бы от детей. Они должны хотеть сделать это.
Порядок работы по методу проекта
1. Возникновение идеи.
2. Работа в микрогруппах над эскизом.
3. Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения.
4. Распределение объема работы индивидуально.
5. Индивидуальная работа с педагогом в технике бумажной пластики.
6. Коллективная сборка-монтаж композиции, обсуждение, сотворчество.
7. Добавление деталей, «заселение» персонажами.
8. Анализ выполненного проекта.
При выполнении работ по методу проекта используются ранее полученные знания и навыки: многоцветная заливка акварелью, орнаментика, элементы графики. При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к книгам, альбомам по искусству.
Необходимые материалы и инструменты:
- бумага рисовальная или чертежная;
- клей ПВА;
- резак (надрезы, прорези);
- шило (прокалывание отверстий, протяжка полосок бумаги для получения спиралей);
- спицы вязальные (завитки, пружинки, спиральки);
- ножницы (разрезание бумаги, выполнение выкроек, надрезов, просечек);
циркуль;
линейки, угольники (метал).
Список литературы для педагога
1. Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы. М.: Просвещение. 2011.
2.Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
3.Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
4.Н.Дмитриева. Краткая история искусств.- М.: Искусство. 1989.
5.«Художественная галерея» журналы 2005-2006 г.г. ЗАО Издательский дом «Бурда»
6.«Сказки о художниках», М., 2004 г. Издательство «Белый город»
7.Энциклопедия живописи для детей., М., 2008, Издательство «Белый город»
8.Школа рисования, М., 2005 г., ООО Торговый дом, Издательство Мир книги»
9.Б.А.Соловьева, История рисунка., 1989 г. «Искусство»
10.Е.В.Зайцев «Художественная летопись Великой Отечественной» М., «Искусство» 1986 г.
Список электронных образовательных ресурсов:
1. Изобразительное искусство для младших школьников. TeachPro. Руководитель проекта и автор: Катханова Юлия Федоровна, д. п. н., профессор, заведующая кафедрой компьютерной графики и дизайна МПГУ, академик МАН ИПТ, 2010.DVD/2. Я учусь рисовать. Электронное пособие по изобразительному искусству. DVD.2010.
Материально-техническое обеспечение реализации РУП:
1.Ноутбук
2.Мультимедийный проектор
3.Экран
4.Колонки
5.Телевизор
6.Документ-камера
7.Цифровой микроскоп
Перечень наглядных пособий, раздаточного материала:
1. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. (1экз)
2.Комплект картин «Времена года»-(1 экз)
3.Комплект картин по теме «Натюрморт». (1 экз)
4.Комплект картин по теме «Портрет». (1 экз)
5.Таблица «Рисование птиц» (1 экз)
6.Рисунки по теме «Космос» (1 экз)
7.Комплект картин «Исторические события» (1 экз)
8.Комплект картин «Мастера Палеха» декоративно-прикладное искусство. (1 экз)
9.Комплект картин «Жестовские подносы». (1 экз)
10.Набор муляжей «Овощи, грибы» (1экз)
Видео и ДВД фильмы:
История костюма.
И.К.Айвазовский
Искусство древнего Египта, Древней Греции.
80 чудес света.
Дворцы Санкт-Петербурга.
Художники России.
Сокровища Эрмитажа.
«Дар бесценный» Третьяковская галерея.
Календарно-тематический план занятий объединения изостудии «Радуга» на год.
Педагог: Пилюшина Л.П. Группа 1,
количество часов в неделю – 4. в год – 144.
Плановых занятий: теоретических -24 , практических -120 .
№
Тема занятий
теория
практика
сроки
1.
Введение. Техника безопасности.
Правила безопасности на занятиях изостудии. Правила поведения во время занятий в ЦДОД. Правила дорожного движения. Составление схемы движения из дома до школы и обратно, определение наиболее опасных участков дороги и мер предосторожности.
2
-
сентябрь
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Рисунок.
1. Ознакомление детей с изобразительными материалами (карандаш, тушь, акварель, фломастеры, пастель, перо, сангина, цветная бумага) Их особенности.
2.Техника работы с изобразительными материалами.
3.Первое знакомство с пониманием композиции рисунка.
4.Начальное овладение умениями анализировать и передавать основные пропорциональные величины объектов.
5.Упражнение в выполнении от руки различных линий.
6.Знакомство с рисунками пейзажей И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, с рисунками животных В.А.Серова, В.А.Ватагина
7.Рисование на темы. «Мое любимое животное»
8.Рисование на темы. «Мы собираем грибы»
9.Рисование на темы. «Какие фрукты я люблю»
10.Рисование на темы. «Природа осенью»
Живопись.
1.Выполнение в цвете набросков с натуры с передачей общего цвета натуры.
2.Ознакомление с произведениями живописи выдающихся художников – И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев, В.А.Серов, В.Д.Поленов, А.А.Пластов.
3.Изображение листьев, деревьев и кустарников, голых веточек, шишек.
4.Изображение в цвете фруктов и овощей.
5.Живопись на темы. «На просторах родного края»
6.Живопись на темы. «Прогулка в парке»
7.Живопись на темы «Вечерний закат над городом»
Композиция.
1.Знакомство с отдельными произведениями живописи художников Республики Коми
2.Упражнения в умении использования горизонтальных и вертикальных форматов, соответствующих замыслу рисунка. Прием загораживания.
3.Композии на темы. «На морском берегу»
4.Композиции на темы. «Веселые игры»
5.Композиции на темы. «Пришельцы из космоса
6.Иллюстрирование сказки «Снегурочка»
7.Иллюстрирование произведения К.Чуковского «Муха-цокотуха»
8.Иллюстрирование произведения С.Михалкова «Три поросенка»
9.Иллюстрирование произведения С. Маршака «Кошкин дом»
10.Конструктивные композиции «Забавные звери»
Лепка.
1.Знакомство с творчеством народных мастеров. Дымково.
2.Лепка по памяти «Веселый снеговик»
3.Лепка и украшение декоративной посуды.
4.Лепка «Волшебный горшочек»
Декоративно-прикладная работа.
1.Сведения о декоративно тематической композиции. Ее основные принципы.
2.Знакомство с Городецкой росписью.
3.Декоративная композиция. Роспись в круге.
4.Декоративная композиция. Роспись в квадрате.
5.Декоративная композиция. Роспись в полосе.
Техника безопасности.
Правила безопасности на занятиях изостудии. Правила поведения во время занятий в ЦДОД. Правила дорожного движения. Составление схемы движения из дома до школы и обратно, определение наиболее опасных участков дороги и мер предосторожности.
7.Орнамент республики Коми.
8.Сюжетная композиция «Волшебный цветок»
9.Сюжетная композиция «Сказочная птица»
10.Аппликация «Танец снежинок»
Рисунок.
1.Развитие умения компоновать изображение отдельных объектов и изображение объектов в тематическом рисунке.
2.Рисование на тему: «Зимняя сказка на улице»
3.Беседа о живописи как одном из видов изобразительного искусства.
Живопись
4.Изображение елочных игрушек
5.Живопись на тему: «Зимние сугробы»
6.Живопись на тему: «В сказочном лесу»
7.Живопись на тему «Портрет моих родителей»
Композиция
8.Композиция на тему: «Зимнее окно»
9.Композиция на тему: «Катание с гор»
10.Конструктивная композиция «Сказочные деревья»
Лепка
1.Знакомство с творчеством народных мастеров. Каргопольская игрушка
2.Лепка «Птица»
3.Лепка «Лисичка-сестричка»
4.Лепка «Снегурочка»
5.Лепка «Девочка с кошкой»
Декоративно-прикладная работа
1.Знакомство с лаковой миниатюрой. Палех, Мстера.
2.Сюжетная композиция «Праздник»
3.Сюжетная композиция «Весна»
4.Аппликация «Веселая мозаика»
Рисунок
1.Рисование на тему: «Весенний день»
2.Композиция на тему6 «Весеннее настроение»
3.Композиция на тему: «Ветер»
4.Конструктивная композиция: «Волшебные цветы»
5.Конструирование из нетрадиционных материалов «Сказочный домик»
6.Конструирование из нетрадиционных материалов «Рыбки»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
-
-
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
май
май
май
май
май
Календарно-тематический план занятий объединения изостудии «Радуга» на год.
Педагог: Пилюшина Л.П. Группа 2,
количество часов в неделю – 4. в год – 144.
Плановых занятий: теоретических -18 , практических -126 .
№
Тема занятий
теория
практика
сроки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
Введение. Техника безопасности.
Правила безопасности на занятиях изостудии. Правила поведения во время занятий в ЦДОД. Правила дорожного движения. Составление схемы движения из дома до школы и обратно, определение наиболее опасных участков дороги и мер предосторожности.
Рисунок.
1.Ознакомление с конструктивно-геометрическим строением предметов, с простейшими основами линейной и воздушной перспективы, светотени.
2.Обучение объемной штриховке, умение передавать штриховкой объем изображаемых предметов.
3.Формирование умения рисовать с
натуры животных, фигуру человека.
4.Обучение способам передачи движения в композиции, пространства в композиции.
5.Формирование умения изображать предметы в группе (натюрморты), пользоваться различными художественными материалами.
6.Рисование с натуры натюрмортов, составленных из 2-3 предметов быта, овощей, фруктов, цветов и т.д.
7.Беседы о разнообразии творческих манер художников на примере анализа рисунков животных Леонардо да Винчи, Рембрандта, Делакруа, В.И.Сурикова, В.А.Серова, В.А.Ватагина, А.А.Лаптева.
Рисование на темы:
8.Мы путешественники
9.На другой планете
10.Мой любимый город
Живопись
1.Рисование цветом с натуры (фрукты, овощи) простой формы и цвета, расположенных фронтально, с учетом загораживания одного предмета другим.
2.Рисование с натуры отдельных предметов на фоне спокойных по цвету драпировок, простейших натюрмортов из предметов, чистых и ясных по цвету (букет осенних цветов).
Живопись на темы:
3.Золото осенней природы.
4.Город будущего
5.Я в сказочном царстве.
6.Герои из басен И.Крылова
7.Приключения Ивана-дурочка
8.Беседа об особенностях изображения архитектуры на основе анализа рисунков, набросков, зарисовок и законченных произведений Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Рембрандта, Рубенса.
Композиция
1.Обучение умению видеть главное и второстепенное в композиции, их соотношение, умению выделять интересное в сюжете.
2.Овладение основами художественного изображения: использование ритма как средства художественной выразительности.
3.Обучение способам передачи движения в композиции.
Композиции на темы:
4.Лесные тропинки
5.Детская железная дорога
6.Портрет дерева
7.Заход солнца на море
8.Полет.
9.Бесконечная дорога.
Лепка
1.Продолжение знакомства с материалами, техникой исполнения. Знакомство с творчеством народных мастеров.
2.Лепка по памяти любимых животных
3.Техника безопасности.
Правила безопасности на занятиях изостудии. Правила поведения во время занятий в ЦДОД. Правила дорожного движения. Составление схемы движения из дома до школы и обратно, определение наиболее опасных участков дороги и мер предосторожности.
Лепка
4.Создание макета «В зоопарке».
5.Лепка одного из предметов быта на основе народного декоративно-прикладного творчества
Лепка плоских силуэтов с прорезями на темы:
6.Кошка с котятами
7.Чудо-звери
Лепка композиций:
8.Динозавры
9.Фигура человека в движении.
Декоративно-прикладная работа
1.Изучение основных отличительных элементов геометрического орнамента каргопольской, филимоновской и дымковской игрушки. Знакомство с художественной росписью по дереву (Городец, Полхов-Майдан) по фарфору (Гжель)
2.Выполнение плоскостной композиции на листе картона «Птицы на ветке» (сухие цветы, веточки, ягоды)
3.Роспись декоративного подноса по народным мотивам
4.Выполнение росписи в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из форм на основе народных орнаментов.
Декоративно-сюжетные композиции:
5.Сказочное дерево
6.Праздник цветов
7.Березовый ситец
8.Аппликации на тему Карусель.
9.Роспись игрушек из глины (Сергиев Посад)
10.Роспись эскизов народных игрушек
(Полхов – Майдан)
11.Конструктивные композиции на свободную тему из различных материалов.
12. Беседа об особенностях изображения архитектуры на основе анализа рисунков, набросков, зарисовок и законченных произведений В.Г.Перова, В.А.Серова, И.И.Шишкина, М.А.Врубеля. В.Д.Поленова.
Живопись
Живопись на темы:
1.Огни рождественской елки
2.Зимний вечер в деревне
3.Сказочное утро
Рисунок
Рисование на темы:
1.На морских просторах
2.В зоопарке
3.В тайге.
4.Русская масленица
5.Прогулка в космосе
Композиция
Иллюстрирование литературных произведений
1.По-щучьему веленью
2.Сказки Пушкина
3.Ш.Перро Кот в сапогах
4.Мальчик-с-пальчик
5.К.Чуковский Мойдодыр,
6. К.Чуковский Путаница,
7.К.Чуковский Айболит
Иллюстрирование библейских сюжетов
6.Сотворение мира
7.Ноев ковчег
8.Всемирный потоп
9.Создание иллюстраций к книге В.Смирновой «Герои Эллады»
10.иллюстрирование загадок, поговорок, прибауток, песен русского и коми народов и народов мира.
11.Беседы о художниках Республики Коми
2
4
1
1
4
2
4
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
6
4
4
4
4
6
4
4
4
2
2
2
4
4
4
2
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Март
Март
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май
Май
Май
Май
Май
Май
Заголовок 515