Рабочая программа по факультативу компьютерная грамотность


HYPERLINK "http://www.koipkro.kostroma.ru/GOUSPEC/"Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Школа №3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рассмотрено
На МО учителей предметников
Протокол №_______________2016 г.
Руководитель МО
______________Лебедева О.А.
Согласовано Утверждаю
Зам директора по УВР Директор школы
___________Яценко С.А. __________Халиярова М.В.
________________2016 г._______________2016 г.
Рабочая программа факультатива
«Компьютерная грамотность»для учащихся 7 класса
Составитель:
Тетюшина Ю.С.
учитель I категории
Кострома
2016
Пояснительная записка
Информатизация образования – приоритетное направление государственной политики в области образования. Она необходима для качественного и эффективного образовательного процесса, повышения доступности образования.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ. Дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение. В настоящее время для детей с ОВЗ, а, именно, для детей с нарушением интеллектуальной деятельности компьютер, как новое средство обучения приобретает огромное значение для их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим, в ОГКОУ специальной (коррекционной) школе VIII вида вводится курс «Основы компьютерной грамотности» с целью создания условий для их успешной социализации.
Курс «Основы компьютерной грамотности» в отличие от общеобразовательной школы имеет ряд особенностей в методике преподавания учебного материала. Он составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне. А именно, на ранних этапах обучения у детей с нарушением интеллекта формируются элементарные представления об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), далее формируются и развиваются элементарные практические умения работы со средствами ИКТ и на последних этапах обучения формируются элементарные навыки использования и применения информационных и коммуникационных технологий в повседневной жизни.
Курс «Основы компьютерной грамотности» на всем протяжении обучения основывается на следующих принципах:
Концентрический принцип (один и тот же материал изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием объема и уровня сложности).
Научность в сочетании с доступностью.
Следование в педагогическом процессе от простого к сложному, от неумения к умению.Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов).
Реализация в процессе обучения здоровьесберегающих технологий.
Согласно учебному плану для каждого класса программа рассчитана на определенное количество часов:
6 класс: 16 часов в год.
В компьютерный практикум входят цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы, методические материалы, файлы-заготовки (тексты, рисунки), плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий), презентации по отдельным темам, мультимедийные презентации, дающие при показе увеличенное изображение, хорошо видное всему классу, анимированные иллюстрации с поясняющим текстом или заданием (вопросом).На уроках используются следующие методы:
словесные методы обучения: описание, рассказ, объяснение;
наглядные методы: ЦОР: иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентации, плакаты, показ действий;
практические методы обучения: устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы.
По итогам учебных четвертей и учебного года отметки учащимся не выставляются. При прохождении тем и разделов проводится контроль знаний и умений в форме практических работ, тестов, подготовка творческих работ (презентации, анимации, фотографии, текстовые документы).
С учетом способностей и возможностей детей программа каждого класса предполагает свои цели и задачи:
Цели и задачи для 7 класса:
Цель курса: Создание условий для формирования элементарных представлений о средствах информационных и коммуникационных технологий.
Задачи курса.
Образовательные:
-учить правилам включения и выключения компьютера.
-учить правилам работы с мышью на Рабочем столе и умению ориентироваться на клавиатуре компьютера.
-учить правилам работы с текстом в текстовых редакторах.
Коррекционно-развивающие:
-развивать психические функции: внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу.Воспитательные:
-учить правилам поведения в компьютерном классе.
-учить правилам ухода за компьютером и основным требованиям при работе на нем.
-воспитывать познавательную активность, трудолюбие, самостоятельность, бережное отношение к средствам ИКТ.
Учебно-тематическое планирование для 7 класса включает в себя следующие разделы и количество учебных часов по ним:
№ Название раздела Количество часов
1 Техника безопасности при работе на компьютере и организация рабочего места. 1
2 Информация вокруг нас 5
4 Компьютер и человек. 8
Информационные технологии 3
Итого 16
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Достаточный уровень.
Учащиеся должны знать и уметь:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком;
приводить простые жизненные примеры передачи информации;
приводить примеры информационных носителей;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать технику безопасности и гигиену в работе со средствами ИКТ.
уметь включать и выключать компьютер;
уметь пользоваться мышью;
уметь пользоваться клавиатурой, символьными клавишами верхнего ряда (цифровые) и клавишами BS, Shift, пробел.
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (символьных клавиш – цифровой ряд) и мыши;
уметь применять текстовый редактор для редактирования простейших текстов клавишами BS и пробелом.
Минимальный уровень уровень.
уметь включать и выключать компьютер;
уметь пользоваться мышью;
уметь пользоваться клавиатурой
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (и мыши;
уметь применять текстовый редактор.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу «Основы компьютерной грамотности»
№ Темы урока Часы Основные понятия Виды работ (компьютерный практикум, практическая работа) Цифровые ресурсы Оборудование
1 Техника безопасности при работе на компьютере и организация рабочего места. 1 Техника безопасности Просмотр презентации. Презентация « Техника безопасности при работе на ПК» Компьютер, проектор.
2 Информация вокруг нас.
Технические средства хранения, передачи и обработки информации. 5
1 Технические средства. Просмотр презентации. Презентация
«Средства хранения, передачи и обработки информации». Компьютер, проектор.
3 Средства передачи информации. 1 Средства. Просмотр презентации. Презентация «Средства передачи информации». Компьютер, проектор.
4 Кодирование информации. Способы кодирования. 1 Код, кодирование. Просмотр презентации. Презентация «В мире кодов». Компьютер, проектор.
5 История возникновения электронно-вычислительных машин. Роль компьютеров в нашей жизни. 1 История .Просмотр презентации. Презентация «История ЭВМ». Компьютер, проектор.
6 Компьютер и человек.
Компьютер – орудие умственного труда, работающий по программе. 8
1 Программа – подробный план действий. Просмотр плакатов. Компьютер
7 Устройства, входящие в состав компьютера (для вывода и ввода информации). 1 Вывод и ввод. Практическая работа. Работа с устройствами для вывода и ввода информации. Плакат «Устройства компьютера». Компьютер, проектор.
8 Работа с мышью. Функции (выделение, перетаскивание). Правая кнопка мыши и ее функции, контекстное меню (копирование, вставка). 1 Выделение, перетаскивание, копирование, вставка. Практическая работа. Работы с мышью (выделение, перетаскивание, копирование, вставка). Анимация. Компьютер
9. Указатели и курсоры. Форма курсора. Виды курсоров мыши, их разнообразие. 1 Курсор Практическая работа. Зарисовка в тетрадь. Форма курсора и его назначение (действие невозможно, думает и т.д.). Изменение курсора (стрелочка, карандаш, лупа и др.). Анимация. Компьютер
10 Клавиатура. Группы клавиш. Клавиши управления курсором (курсорные стрелки) и специальные клавиши (Enter, Esc, Backspace, Delet). 1 Клавиатура, специальные клавиши. Практическая работа. Действие с клавиатурой. Повторение групп клавиш: символьные (алфавитно-цифровые). Плакат «Правила работы на клавиатуре». Компьютер
11 Рабочий стол. Панели задач. 1 Рабочий стол Практическая работа. Работа с кнопками панели задач. Компьютер
12 Программа. Диалоговое окно. 1 Диалоговое окно. Просмотр диалогового окна. Анимация. Компьютер
13 Меню программы (раскрывающиеся и контекстные меню). Что можно выбрать в компьютерном меню 1 Меню Практическая работа. Работа с компьютерным меню. Анимация. Компьютер
14. Информационные технологии.
Текстовый процессор Word Pad. Запуск текстового процессора. Структура окна. 3
1 Текстовый процессор Просмотр этапов работы. Компьютер
15 Обработка текстовой информации. Редактирование текста 1 Практическая работа. Ввод текста. Плакат «Обработка информации». Компьютер
16 Знакомство с интерактивным LEGO-конструктором. 1 LEGO-конструктор Практическая работа. Конструируем фигуры и задаем им программу. Набор «LEGO-конструктор»
Ноутбук