Доклад Использование современных образовательных технологий на уроках письма и чтения


«Использование современных образовательных технологий на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи в коррекционной школе».
Выполнила: учитель-дефектолог Калугина Д.В.
Белогорск 2015гИспользование технологии личностно-ориентированного обучения
(И.С. Якиманская)
На современном этапе идет речь о различных технологиях, рассматриваются различные подходы к обучению. Одной их таких технологий является технология личностно-ориентированного обучения.
Современное толкование личностно-ориентированного обучения строится на следующих его признаках: признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. Главной задачей в технологии, считает Якиманская, создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей.
Учебный материал не может быть одинаковым для всех учащихся. Ученику необходимо дать возможность выбрать то, что соответствует его субъектности при изучении материала, выполнении заданий, решении задач. В содержании учебных текстов возможны и допустимы противоречивые суждения, вариативность изложения, проявление разного эмоционального отношения, авторские позиции. Упор делается не на развитие только памяти ученика, а на самостоятельность его мышления и самобытность выводов. Проблемность заданий, неоднозначность учебного материала подталкивают ученика к этому. Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
В этом типе обучения заслуживают одобрения такие его особенности, как уважение к личности ученика, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности), обучение, направленное на развитие личности ученика, оригинальное построение содержания и методов обучения, поиск новых форм и средств обучения.
Одним из основных элементов технологии личностно-ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать.
Такую заинтересованность может создать одно или несколько предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих ее.
Например, урок письма и развития речи по теме «Состав слова» можно начать чтением стихотворения П. Чеснокова:
Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их части составляют,
Какую роль в словах они играют.
Такой стихотворный текст является и иллюстрацией к изучаемому материалу и создает положительную мотивацию.
Постановку цели урока либо ее сообщение также целесообразно представить в форме, которая настроит ребенка на дальнейшую работу.
С этой целью можно использовать прием «Удивительное рядом». Детям предлагается яркий текст, сказка, стихотворение, обеспечивающие формирование мотивации и целеполагание в ходе совместной беседы.
Например, урок письма и развития речи по теме «Правописание корней с чередованием -гар/-гор» начинается с чтения сказки.
Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа – Гор и Гар. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден».
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. да так и осталось навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж Гар, а без ударения – Гор.
Затем учащиеся отвечают на вопросы:
– какое орфографическое правило зашифровано в данной сказке?
– что необычного происходит с корнями -гар-, -гор- при написании их в словах?
При изучении темы «Части речи» ребятам предлагается, аргументировав свои действия, разделить слова на группы и записать их в три столбика: в первый столбик – имена существительные, во второй – прилагательные, в третий – глаголы.
– Назовите слова первой группы. Что у них общего? На какие две группы можно еще разделить эти слова?
- Подберите к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из третьего столбика, составив предложения.
- Распространите эти предложения с помощью слов из второго столбика.
- Запишите полученные предложения.
Кот, воздушный, музыка, мяукает, шар, летит, веселая, пушистый, звучит.
Для более удобного запоминания правил целесообразно использовать короткие стихотворения:
Например, урок письма и развития речи по теме «Род имен существительных»:
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу - моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род - оно мое:
Мое окно, село мое.
Урок чтения и развития речи по теме «С.А. Есенин. С добрым утром!»
Этап подготовки к восприятию текста.
– Дорогие ребята, представьте себе летнее раннее утро.
А я хочу на зорьке встать,
Солнце первым повстречать,
Крикнуть: «С добрым утром, солнце!»
И оно мне улыбнется.
– Давайте улыбнемся и мы друг другу.
Этап подготовки к восприятию текста.
– Давайте и мы вместе с Есениным отправимся встречать восход солнца. Представьте себе, что рано утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете? (Прохладно. Очень тихо. Когда солнце встает, небо красное. Еще не очень светло. Трава мокрая.) – А как называются капельки воды которые вы видите рано утром на траве? (Роса)
– Послушайте стихотворение и подумайте, что увидел рано утром автор.
Этап анализа текста
– Что описал поэт в стихотворении? (Березы, росу, крапиву.)
– Какие эпитеты использовал поэт, описывая природу? Запишите в тетрадь.
Звезды – … (золотые).
Березы – … (сонные).
Росы – …(серебряные).
Объясните, если сможете, почему эти эпитеты очень удачны? (Звезды сверкают на небе, как золото. Березки еще не проснулись до конца, поэтому они сонные. Роса блестит, как серебро.) – Какое настроение передает поэт читателям? Подтвердите свои мысли строчками из текста. (Радостное. «Улыбнулись сонные березки…», «И, качаясь, шепчет шаловливо»…)Этап словарной работы
– Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения. (Затон, заводь, плетень, перламутр, брезжит)
– Плетень. Назовите родственное слово, обратите внимание на корень. (Плетут. Плетка.) – Предлагаю два варианта объяснения, выберете верный. (В старое время обувь, сплетенная из молодых кусочков коры липы, ивы. Изгородь из специальных прутьев, ветвей.)– Брезжит. Слабо светится, распространяют слабый свет. Сверкает с ярким блеском. (Я думаю, что подходит объяснение – слабо светится, потому что утром мало света.)
– Затон, заводь. (Глубоко вдавшийся в сушу речной залив. Большой естественный водоем, замкнутый в берегах.)(Я помню с урока природоведения, что большой водоем, замкнутый в берегах, - это озеро. Наверное, затон – это глубоко вдавшийся в сушу речной залив.) – Перламутр (Ценное вещество с переливчатой окраской. Прозрачный драгоценный камень с блеском и твердостью, превосходящей другие минералы.) – А вам в стихотворении ничего необычного не показалось? А если я скажу, что в нем есть что-то сказочное? Чем вы это подтвердите? (Неживые предметы показаны автором как живые существа.)
– Вспомните, как называется такой литературный прием? (Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.)
– Какую березку увидел поэт? Опишите ее, наделяя человеческими качествами. (Она как девочка с косичками.)
– Звезды? (Звезды устали светить, им хочется скорей заснуть)
– Крапива? (Она нарядилась, как на праздник)
– Сергей Есенин видел какое-то особое утро или мы тоже могли бы такое увидеть? (Мы тоже могли бы увидеть такое утро, только надо быть очень внимательным.)
- Обратите внимание на то, какие звуки слышал поэт. (Шелест сережек. Шепот крапивы. Значит, читать надо спокойно, не торопясь. Можно в конце читать громче, так как все просыпается)– Теперь, когда нам понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали, то есть каждый ребенок оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я научился…
– У меня получилось …
– Я попробую…
– Меня удивило…
– Мне захотелось… .Использование технологии дифференцированного обучения
(Е.А. Юнина)
В педагогической науке и школьной практике широко используются термины «дифференцированное обучение», «дифференциация» и другие.
Анализ литературы показывает, что наиболее точное определение дает Г.К. Селевко:
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих признаков.
Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, способствующая созданию наиболее благоприятных условий для развития личности ученика.
Группы учащихся могут объединяться по успеваемости; устойчивости интереса и уровню познавательной самостоятельности (мотивации); устойчивости познавательных процессов (восприятия, уровня развития памяти, типа мышления, уровня выполнения мыслительных операций); темпераменту.
Внутренняя (внутриклассная) дифференциация осуществляется в форме уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Внутренняя дифференциация осуществляется посредством:
- вариативности темпа изучения материала;
- дифференциации учебных заданий;
- выбора различных видов деятельности;
- определения характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
В первую группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе. Они понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал. Это ребята, которые учатся на «4» и «5».
Ко второй группе относятся ученики, у которых возникают трудности в усвоении программного материала В первую группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал. Это учащиеся-хорошисты в школе-интернате.
Ко второй группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал. Они частично нуждаются в помощи учителя, в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению. Эти учащиеся имеют по предметам оценку «4» и «3».
Третью группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники.
Дифференцированные задания можно и нужно использовать на различных этапах урока.
В качестве примера приведу фрагмент урока письма и развития речи по теме «Предложение»
1-ая группа
Задание:
Составь к схеме три предложения.
Обозначь главные члены предложения.
2-ая группа
Задание:
Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
Сделай предложение распространенным. Обозначь второстепенные члены предложения.
3-ья группа
Задание:
Запиши предложение.
Выполни разбор предложения по членам предложения.
Фрагмент урока математики по теме «Периметр прямоугольника»
1-ая группа
Задание: Для украшения открытки прямоугольной формы необходима тесьма. Длина открытки 5см, ширина 3см. Сколько тесьмы потребуется?
Начерти квадрат с таким же периметром.
2-ая группа
Задание: Для украшения открытки прямоугольной формы необходима тесьма. Длина открытки 5см, ширина 3см. Вычисли периметр, чтобы узнать сколько тесьмы потребуется.
Реши задачу разными способами.
3-ья группа
Задание: Для украшения открытки прямоугольной формы необходима тесьма. Длина открытки 5см, ширина 3см. Вычисли периметр, чтобы узнать сколько тесьмы потребуется.
Использование информационно-коммуникативных технологий
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи учащихся.
Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным, интересным, мобильным.
Такие уроки особенно актуальны в работе с детьми с нарушением интеллектуального развития. Ученики имеют наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ обеспечивает:
- высокий эстетический и эмоциональный уровень (анимация, музыка)
- наглядность;
- привлечение большого количества дидактического материала;
- увеличение плотности урока в 1,5-2 раза.
Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Часто используются: понятийный аппарат, фотографии, видеоролики, клипы, мелодии, презентации по определенной тематике, разнообразные тесты и задания развивающего характера, а также работа с электронной энциклопедией «Кирилл и Мефодий», с интерактивной доской.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
   Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
   В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».Например: «Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ.
Технологии внеклассной работы (метод коллективных творческих дел).
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.
Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, и др., с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Использую уже готовые мультимедийные презентации на уроках, а также и во внеклассных занятиях.
Для оптимизации образовательного процесса применяю игровые технологии, технологию проблемного обучения, много внимания уделяю ЗСБТ, дифференцированное обучение, групповые технологии, индивидуальные, классно-урочные технологии, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классная, групповая, индивидуальная и коллективная формы организации обучения и воспитания.
Использование ИКТ.
В своей работе я часто применяю ИКТ.
К примеру, проводила уроки по русскому языку по теме: «Безударные гласные в корне слова». Это была серия уроков (3 урока), которая очень эффективно позволила обобщить раннее изученный материал.
При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса – проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько интересно на них детям.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в классе способствует:
- повышению мотивации к учению;
- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- развитие наглядно-образного, информационного мышления;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
- повышению активности и инициативности школьников на уроке;
- повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся нашей школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
Использовать информационные технологии можно и целесообразно на всех этапах урока. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
На разных этапах урока может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления, используемая учителем на уроке и требующая его комментариев и дополнений. Презентации отражают не только основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или математического правила, но и содействуют решению задач конкретного урока. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на наглядном материале при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. С помощью презентаций учителю предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока.
Например, на контрольно-обобщающем уроке природоведения использован тест по теме раздела «Наша планета». Учащиеся делают выбор, а затем выполняют самопроверку.
а) Отметьте верное утверждение
- на планете Земля нет жизни
- Земля – это звезда
- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца
- Земля вращается вокруг Вселенной
б) Отметьте природное явление, которое не является осадками:
- снег
- дождь
- жара
- град
в) Назовите одним словом:
Движение воздуха вдоль земной поверхности – …… .
г) Назови две точки на Земле, на которые солнечный свет почти не попадает.
д) Жизнь животных, растений и человека невозможна без:
- солнечного света
- игр
- веселья
- пищи
Урок письма и развития речи по теме «Правописание имен собственных»
На этапе актуализации знаний представление с помощью презентации ребусов с последующей проверкой.
Также возможно использование на этапе изучения нового материала.
- Обратите внимание на экран.
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали коровёнку.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка.
- Прочитайте.
- Что в стихотворении не так? Давайте наведем порядок.
- О каких животных идет речь в стихотворении?
- Как на самом деле звали каждое животное?
- Запишите эти словосочетания.
Затем проводится самопроверка с опорой на слайд презентации.
Используя возможности интерактивной доски, можно еще более разнообразить деятельность на уроке. Ведь она вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Работа с интерактивной доской, использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Приведу фрагмент урока математики по теме «Круг и окружность».
- Сегодня мы познакомимся с определением круга и окружности, научимся различать круг и окружность.
- Посмотрите на доску. Разгадайте секрет и продолжите ряд. (в квадрате круг)
- Где в нашей жизни можно встретить круг? (предлагают варианты ответов)
- На ваших столах лежат шаблоны геометрической фигуры – круга. Возьмите их.
- Погладьте поверхность круга ладошкой. Как сказать по-другому, что мы гладим?
- Обведите круг в тетради, заштрихуйте площадь круга. Подпишите под фигурой «круг».
- Теперь возьмите круги еще раз и обведите в тетради рядом с первым кругом, но не штрихуйте.(вместе с учениками черчу круг на интерактивной доске, показывая где граница окружности).
- Посмотрите на линию, которую вы получили. Это окружность – граница круга. Подпишите «окружность».
- Где в нашей жизни можем увидеть окружность?
- Могут ли круг и окружность «жить» вместе? (Да. Потому что круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью).- Возьмите цветные полоски. Соедините концы полоски, поднимите и покажите. Какая фигура получилась? (окружность)
- Теперь разверните окружность, кладите на тетрадь. Скажите, что напоминает эта линия? (отрезок)
- Что имеет любой отрезок?
- Так чем же отличается круг от окружности? (окружность - замкнутая линия)
- Возьмите цветные круги и покажите пальчиком окружность, круг погладьте.
- С помощью какого инструмента можно начертить окружность? (циркуль)
На уроках природоведения с целью расширения знаний обучающихся об окружающем мире использую кратковременные видеосюжеты, служащие своеобразной иллюстрацией памятников архитектуры, явлений природы, внешних признаков планеты, природных объектов, особенностей их строения и значения, исторической ценности. Особенно заинтересовала ребят серия роликов, представленных в сети Интернет каналом Бибигон. Они отличаются особенной живостью и доступностью изложения, но при этом научностью, эстетичностью материала.
Например, уроки природоведения по теме «Ветер. Облака», «Вода в воздухе. Осадки», «Москва – столица России».
Использование здоровьесберегающей технологии обучения
(Н.К. Смирнов)
В настоящее время охрану здоровья детей, учащихся и воспитанников образовательных учреждений, можно назвать приоритетным направлением образовательной системы. В сфере специального образования здоровьесбережение является особо важным направлением ввиду физиологических и психоэмоциональных особенностей детей с нарушением интеллектуального развития.
Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), по его мнению, подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную СанПиНом, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Виды деятельности, используемые мной в образовательном процессе и способствующие здоровьесбережению и совершенствованию физического и психического здоровья:
- внутриурочныеа) гимнастика для глаз (в том числе музыкальная гимнастика, стереограмма)
Особенно интересными получаются материалы для проведения гимнастики, выполненные в программе PowerPoint пакета Microsoft Office. В виде отдельного слайда, с двигающимся объектом, на фоне соответствующего тематике урока музыкального и иллюстративного сопровождения. Способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения.

Также я предлагаю ребятам стереограммы. С их помощью укрепляются глазные мышцы, снимается усталость глаз. Детям очень нравится определять изображение, спрятанное на рисунке. На уроке начинает присутствовать элемент соперничества (кто быстрее узнает что изображено), который позволяет снять напряжение и усталость глаз, но и разрядить обстановку на уроке, настроиться на дальнейшую работу.
Традиционным динамическим упражнениям также находится место на уроке. Они служат профилактикой нарушений зрения, также благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Это следующие упражнения:
- вертикальные движения глаз «вверх – вниз»;
- горизонтальные «вправо – влево»;
- вращение глазами по часовой стрелке и против;
- закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
б) артикуляционная гимнастика
Ввиду того, что учащиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида приходят в школу с различными нарушениями речевого развития и на протяжении всего обучения длится коррекционная логопедическая работа, на уроках также целесообразно использовать артикуляционную гимнастику, разучивание скороговорок и чистоговорок.
Артикуляционная гимнастика является этапом урока, предваряющим основную работу, и проводится в течение 2-3 минут.
Приведу фрагмент урока чтения и развития речи по теме «Сказка «Гуси-лебеди».
- Чтобы говорить сегодня красиво и правильно нам нужно подготовиться. А сейчас послушайте сказку о веселом язычке.
Сказка сопровождается показом педагога, дети копируют действия.
Жил-был язычок. Жил он в домике, который как назывался?
Дверцы домика открывались и закрывались. Покажите, как они это делали. Язычок очень любил гулять. Выходил он на улицу, смотрел вправо, влево, вверх на небо, вниз на землю. Порадовавшись теплому солнечному дню, начинал наводить в доме порядок: мыть стены, потолок, пол, двери. Приятно взглянуть на порядок в доме, он улыбался. Давайте и мы улыбнемся друг другу.
- Понравилась вам сказка?
- А вы любите сказки?
- Что интересного в них случается?
- Какие сказки вы знаете?
- Сегодня мы познакомимся еще с одной интересной сказкой.
Скороговорки на уроках чтения и письма используются после совместного анализа данных о речевых возможностях учащихся, чтобы сориентироваться каким звукам речи необходимо уделить большее внимание. Проводить подобную работу можно на уроке чтения и развития речи по любой теме.
Например, урока чтения и развития речи по теме «Пословицы и поговорки» (звук [з] - [с])
Из кузова в кузов
Перегружали арбузы
В грозу в грязи от груза
Развалился кузов.
Сколько не рассмеивали
Нерассмеянную НесмеянуНикто НесмеянуНе рассмеял.
в) пальчиковая гимнастика
Гимнастику целесообразно использовать на уроках, предусматривающих работу в тетради, непосредственно перед записыванием.
Например, гимнастика «Паучок»
Паучок бежал по ветке, (пальчики правой руки бегут по предплечью левой и наоборот)
А за ним бежали детки.
Хлынул дождик: ой-ё-ёй! (прижмите ладони к лицу, качая головой)
Смыло паучков водой. (помашите руками, словно стряхивая их и воду)
гимнастика «Новый дом»
Чтобы дом построить новый, (изобразите руками крышу домика)
Запасают тес дубовый, (загибайте пальчики на каждый предмет)
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, а потом…(сожмите руки в кулачки)
Начинают строить дом. (ударяйте кулачками друг о друга)
г) физминуткаФизминутка – короткое физическое упражнение, сопровождающееся счетом или словами и музыкальным сопровождением. Их огромное количество: с музыкой и без, сюжетных и просто стихов-считалок.
Приведу примеры физминуток, которые особенно нравятся учащимся:
- физминутки, основанные на инсценировке стихотворений
- разнообразные стихотворные физминуткиНапример, уроки природоведения по теме «Ветер», «Времена года»
Осторожно ветер из калитки вышел. (открываем рукой дверь)
Постучал в окошко, пробежал по крыше, (стучим в окно, бежим)
Поиграл немного ветками черемух, (качаем руками над головой)
Пожурил за что-то воробьев знакомых. (грозим пальцем)
И, расправив бодро маленькие крылья, (руки в стороны)
Полетел куда-то вперегонку с пылью. (поворачиваемся вокруг себя)
Например, урок математики по теме «Разностное сравнение чисел»
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем наклонов.
Хором звездочки считаем,
Дружно вместе приседаем.
Сколько синеньких кружков,
Столько сделаем прыжков.
д) Также можно использовать различные задания, которые позволяют осознать ценность здоровья, соответствующие при этом теме урока.
Например, урок математики по теме «Разностное сравнение чисел»
Когда Тане было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько изменился вес Тани? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?»
Например, урок математики по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд»
За 1 час через легкие человека проходит около 417л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 2 часа?
- внешние
а) классные часы
За аттестационный период были проведены разнообразные тематические классные часы, посвященные ЗОЖ, профилактике вредных привычек, но особенно заинтересовали и запомнились учащимся: «Научись управлять собой», «Парад вредных привычек», «Где зародилась олимпиада?», «В мире соблазнов: стоит ли отказываться?»
Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках.
Цель: обеспечение здоровья учащихся.
Методы:
Учёт особенностей каждого ученика.
Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни.
Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
Создание условий для самовыражения учащихся.
Инициация разнообразных видов деятельности.
Предупреждение гиподинамии.
Ожидаемые результаты:
Предотвращение усталости и утомляемости.
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Прирост учебных достижений.
Разноуровневое обучение
Цель разноуровневого обучения: организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности.
Осуществляя разноуровневое обучение, руководствуюсь следующими требованиями:
Создание атмосферы, благоприятной для учащихся.
Активное общение с учащимися
Для реализации разноуровневого обучения использую:
Карточки – информаторы, которые включают элементы дозированной помощи.
Альтернативные задания для добровольного дополнительного выполнения.
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса:
-изучение нового материала;
учет знаний на уроке;
проверка усвоения пройденного материала;
самостоятельные и контрольные работы;
организация работы над ошибками;
закрепление пройденного материала;
домашняя работа.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
№ Название используемой технологии Обоснование применения. Имеющийся или прогнозируемый результат.
1. Применение ИКТ. повышение мотивации учащихся
новый уровень восприятия учебного материала
достижение дифференциации обучения учащихся
развитие информационной компетенции развитие самостоятельных умений и навыков учащихся
повышение интереса к изучаемому предмету
развитие компетенций
повышается уровень компьютерных знаний
2. Технология индивидуального обучения (автор Г.А Кузнецова) – частично. применение заданий разного уровня развитие умения самостоятельного выполнения работы
умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты
3. Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения (автор В.Д.Шадриков). Развитие
сотрудничества в ученическом коллективе
развитие коммуникативных навыков учащихся повышается интерес к предмету
развитие навыков коллективной деятельности
повышается успеваемость и качество знаний по предмету
4 Интеграция уроков (частичная) ● всевозможная интеграция уроков русского языка и литературного чтения, частично – литературное чтение – изобразительное искусство уметь извлекать знания в межпредметной деятельности
5 Игровые технологии (автор Б.П.Никитин) ● повышение мотивации учащихся повышение интереса к изучаемому предмету
6 Здоровьесберегающие повышение эффективности уровня улучшение качества знаний
7 Технология уровневой дифференциации В.В.Фирсова применение заданий разного уровня развитие умения самостоятельной работы
умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты